
По мнению директора ростовского агентства «Вебпрактик» Александра Букурова, темп роста ИТ-отрасли снизился из-за охлаждения экономики в целом. // Фото предоставлено экспертом
Поделиться
В течение первого полугодия 2025 года бизнес заметно ощутил замедление темпа роста. Сообщения из разряда «тут знакомая компания потеряла клиента, у них освободились ресурсы, вам не надо?», по рассказам руководителей, уже стали привычной историей. Одни видят решение в сотрудничестве с банками, другие направляют все усилия на освоение ИИ. Параллельно на кадровом рынке структура спроса трансформировалась с «ширины» на «глубину». При этом некоторые эксперты считают, что охлаждение, которое мы наблюдаем сегодня, — это своего рода фаза взросления отрасли.
Снижение темпов роста ИТ-отрасли: признаки и причины
По мнению президента фонда «Развитие ИТ-образования», директора ростовского агентства «Вебпрактик» Александра Букурова, темп роста ИТ-отрасли существенно снизился, что связано с охлаждением экономики. Здесь стоит учитывать, что бюджет заказчиков на 2024 год включал в себя завершение начатых проектов. В этом году крупный бизнес вошел в режим экономии: количество новых проектов значительно сократилось, в основном мы наблюдаем завершение текущих и ввод в эксплуатацию созданных.«В сегменте заказной разработки и аутстаффинга региональные ИТ-компании часто являются подрядчиками крупных федеральных интеграторов. В условиях падающего рынка последние отказываются от субподряда в пользу штатных команд. Рынок для региональных ИТ-компаний сокращается. Чуть лучше складывается ситуация у региональных компаний, которые развивают собственные продукты и нашли уникальную нишу на федеральном рынке, — комментирует «Эксперту Юг» Александр Букуров. — На крупных игроках тоже существенно отражается снижение темпов рынка. Во многих компаниях происходит оптимизация штата».
Иван Усачев, гендиректор компании «Зазекс», отмечает, что признаки охлаждения отрасли были заметны еще в начале осени, когда большие финтех-компании принимали бюджеты на следующий год.
«Еще в сентябре 2024 года было понятно, что, например, в том же Сбере будут жестко “порезаны” бюджеты. В этот период стали поступать рассылки от крупных компаний-интеграторов, которые предоставляют услуги по разработке или IT-аутстаффинг. В октябре все опасения подтвердились: бюджеты по IT- тематике приняты не были, — констатирует собеседник. — В начале 2025 года начала разворачиваться вся эта история с Трампом. Некоторое время сохранялся позитивный настрой, часто говорили о переговорах и т.д. Наш президент тогда в ходе одного из своих выступлений сказал, что надо развивать искусственный интеллект, и все кинулись этим заниматься. В Сириусе тогда нарастили в несколько раз подразделение дата-сайентистов. Но бюджетов для выполнения этой задачи у большинства компаний нет».

Поделиться
Сегодня компаниям выгоднее вкладывать деньги не в развитие, а в сотрудничество с банками, рассуждает Константин Гуфан
Гендиректор петербургской компании Touch Instinct Дмитрий Костин считает, что спрос на разработку веб-сайтов, PWA, мобильных приложений не угас, но запросы бизнеса стали меняться: «К нам регулярно обращается за запуском цифровых решений средний и крупный бизнес из финтеха, телекома, ритейла и других отраслей. Немного изменились входящие запросы — чаще обращаются за BDUI-решениями или внедрением ИИ-функционала».
Константин Гуфан, заместитель директора по научной работе НИИ «Спецвузавтоматика», видит две причины изменений, происходящих на рынке информационных технологий: высокая ставка рефинансирования и этап спада разочарования для продуктовых компаний, которые пошли по пути импортозамещения.
«Высокая ставка приводит к тому, что компаниям выгоднее вкладывать деньги не в развитие, а в сотрудничество с банками. А разработка технологий — это всегда про какие-то инновации, развитие, новые ценности для продукта и бизнеса. Многие разработчики технологий потеряли клиентов на инвесткомитетах крупных корпораций, так как те решили сберечь прибыль на депозитах, — комментирует эксперт. — Помимо этого, грубо говоря, весь аутсорс (разработка технологий) сейчас переориентировался с продуктовиков (например, занимающихся цифровизацией производств или B2C сегмента) на ИТ в банках, поскольку в этой сфере сейчас сосредоточено много денег. Компании даже стек технологий по этой причине поменяли».
Ставка на импортозамещение сыграла не у всех
Эксперты констатируют, что у многих продуктовых компаний возникла «просадка» из-за оказавшегося для некоторых проигрышным разворота на импортозамещение.«Многие ринулись в, казалось, перспективный сегмент замены импортных решений, потратили на это ресурсы, а клиентов в итоге не нашли. Причина кроется в том, что, когда они туда пошли, то заложили в стоимость своё желание на этой новой возможности на рынке заработать, а клиент не был готов переплачивать за сам факт отечественного продукта», — говорит Константин Гуфан.
«Во многих случаях ставка на прямую замену западных решений не была подкреплена технической зрелостью. Компании, сделавшие ставку на «быстрое копирование», упирались в проблемы надежности, масштабируемости и поддержки», — рассуждает директор по персоналу и организационному развитию компании Stellar Ирина Лебедева.
Сергей Сидоров, технический директор аутсорсинговой компании MiXBS, уверен, что качественное развитие IT-сферы практически невозможно без сотрудничества с иностранными компаниями.
«IT – это глобальный рынок и развивать его, закрывшись в одной стране, просто нереально. Потому после бурного роста отрасли ряд российских компаний поняли, что в некоторых продуктах более целесообразно покупать иностранные решения, чем развивать свои. И это тоже положительно влияет на развитие отечественного рынка, так как за счёт иностранных решений можно разрабатывать другие отечественные, а также есть на что ориентироваться при развитии российских аналогов», — комментирует собеседник.
Другое мнение на этот счет озвучил Александр Букуров. Он не считает, что ставка не сыграла, поскольку объем инвестиций в импортозамещение с 2022 был довольно внушительным. Но сегодня он сокращается вместе с охлаждением экономики.
Кадры: уход от «ширины» в «глубину»
Миф о том, что у всех айтишников высокие зарплаты уже давно развенчан. Сегодня рынок ИТ перенасыщен джунами, а структура спроса трансформировалась с «ширины» на «глубину». Далеко не все компании готовы тратить деньги на обучение новичков, а простой функционал зачастую уже в той или иной мере выполняет ИИ.Так, по мнению Дмитрия Костина, компании частично отказываются от больших команд из-за развития ИИ и других технологий. Например, с применением BDUI интерфейс может поддерживать один бэкенд-разработчик вместо целой команды. Но за некоторыми кадрами по-прежнему выстраивается очередь.
«Не хватает мидлов, сеньоров и тимлидов, талантливых специалистов в редких стеках — системных аналитиков и data-инженеров, full-stack разработчиков, специалистов с опытом в AI, ML, Big Data. При этом кризис переживает фронтенд-разработка. Сейчас при найме сотрудников важен не только опыт, но и гибкость в стеке», — добавляет эксперт.
«По моим наблюдениям, средняя зарплата по компании у нас сейчас стала меньше, чем год назад, несмотря на постоянный рост сотрудников. Мы видим, что джуны все чаще готовы работать за меньшие деньги. Если раньше такой сотрудник спустя полгода работы в компании уже просил заработную плату в размере 150 тыс. рублей, и в принципе он уже мог за этот период овладеть определенными навыками, то сейчас таких историй нет вообще. Джунам все сложнее найти работу, они двигаются по рынку труда гораздо аккуратнее», — рассуждает Иван Усачев.
При этом выращивать джунов до определенного уровня, как это делали раньше, сегодня уже невыгодно, на это не хватает времени и финансов. В этой ситуации потери узких специалистов — особенно болезненны. Удержать такие кадры — дорого, найти достойную замену — долго и сложно.

Поделиться
По оценке Максима Болотова, чтобы вырастить джуна до серьезного уровня, нужно инвестировать в этот процесс от миллиона рублей. // Фото предоставлено экспертом
Член правления РУССОФТ, президент ассоциации разработчиков цифровых решений «Брэйнхорн» Максим Болотов также говорит о так называемой «пробке из джунов». В том числе из-за нее индекс HH (соотношение количества активных резюме к количеству активных вакансий на рынке) в мае составил почти 13 резюме на одну вакансию – самый высокий показатель за последние несколько лет. В Ростовской области индекс НН за этот период равен 17. За год показатель вырос более чем в два раза. При этом важно уточнить, кого сегодня можно назвать «джунами».
«Это не только выпускники вузов, которые не имеют существенного опыта работы — не проходили реальную практику на предприятиях, и у их преподавателей также отсутствует такая практики в достаточном объеме, — но и соискатели, окончившие те или иные онлайн курсы без какой-либо базы, — пояснил Максим Болотов. — По моей оценке, чтобы грамотно взрастить того, кто считает себя джуном, до уровня, когда его можно допускать к работе над проектом, нужно инвестировать в его обучение от миллиона рублей. Такие расходы без гарантированного результата сейчас могут себе позволить немногие компании».
По словам HR-директора ГК Ramax Татьяны Гаращенко, два–три года назад IT-рынок активно реагировал на импортозамещение: возникла волна новых отечественных решений, и бизнесу нужно было быстро ориентироваться — кто есть кто, каков функционал, в чем конкурентные преимущества. Однако сейчас в ряде ключевых сегментов сформировались продуктовые лидеры, и это меняет требования к кандидатам.
«Теперь ценится не просто широта кругозора, но и глубина погружения в конкретный стек (стек в ИТ — комплекс технологий, который включает в себя программные и аппаратные компоненты, работающие вместе для достижения конкретной цели, — прим. редакции), платформу или архитектуру. При этом процессы еще далеки от финальной консолидации — поэтому аналитический подход, гибкость и готовность работать с новыми трендами остаются высоко востребованными», — уверена собеседница.
Максим Болотов также отмечает, что сегодня стала расширяться еще одна категория соискателей – бывшие сотрудники компаний, попавшие в так называемую, квалификационную яму. Она возникает из-за разрыва между требованиями бизнеса к цифровым компетенциям и реальными навыками сотрудников.
Антикризисные стратегии: образование, аккаунтинг и собственные продукты
Период охлаждения ожидаемо привел к снижению продаж. В этой ситуации компании разрабатывают антикризисные стратегии. Классический путь — диверсификация рисков. Однако Константин Гуфан считает, что сейчас важнее «укрепить неподвижные позиции».«Образование, как часть кадрового рынка будущих периодов, никуда не денется. Ещё где-то порядка 10 лет число выпускников вузов по стране, судя по демографической картине, будет расти. Вложение в это будущее кажется нам оптимальным в текущий момент времени, когда все инвестиции в диверсификацию подвержены рискам», — добавляет эксперт.

Поделиться
Ирина Лебедева считает, что в условиях неопределённости выигрывают те, кто быстро переупаковывает ценность и остаётся гибким технологическим партнёром. // Фото предоставлено экспертом
Александр Букуров также отмечает сегодня снижение новых обращений в компанию. Для решения проблемы эксперт видит два стратегических пути развития своего бизнеса: аккаунтинг и разработку собственных продуктов.
«В первом случае многолетнее сотрудничество, устойчивость, акцент на качестве работ создали кредит доверия между нами и клиентами. Мы активно предлагаем в качестве вектора развития клиентский сервис. Это позволяет продолжать сотрудничество и меньше зависеть от новых продаж, — уверен президент фонда «Развитие ИТ-образования». — Второй вариант заключается в том, что мы стараемся аккумулировать наш опыт в ключевых нишах в виде продуктов — переходим от модели заказной разработки к модели вендора. За последний год у нас запущены уже два продукта: один в области HR-технологий, второй - в области ИИ-ассистентов».
По словам Дмитрия Костина, несмотря на кажущееся обилие коробочных ИИ-решений, все они нуждаются в кастомизации под задачи и данные конкретной компании, сопровождении и технической поддержке.
«У крупных игроков мы видим тренд на развитие внутренней IT-экспертизы. Это не исключает обращения к подрядчикам для внедрения сложных технологий. Мы, например, обучаем внутренние команды клиентов самостоятельной поддержке решений, а также подбираем аутстафф-специалистов и проводим технический аудит», — поделился гендиректор компании Touch Instinct.
«Мы развиваем форматы сотрудничества с клиентами: от выделенных agile-команд до модульного проектирования под бизнес-задачи. В условиях неопределённости выигрывают те, кто быстро переупаковывает ценность и остаётся гибким технологическим партнёром, — комментирует Ирина Лебедева. — Охлаждение — это фаза взросления. Компании с устойчивой культурой, прозрачным управлением и фокусом на развитие команды выходят из неё только сильнее».