Ваш город: ,
80 90 11

Недешево и некомфортно: как изменится рынок пассажирских перевозок после принятия закона о локализации такси

247
6 минут

В России приняли закон о локализации такси. Бурные обсуждения по этой теме не утихают вторую неделю. По данным аналитиков, до 507 тыс. водителей в скором времени могут уйти из такси. Для пассажиров станут недоступны автомобили бизнес-класса, а тариф «эконом» будет по карману далеко не всем. Уже в следующем году по заказам не смогут приезжать популярные Kia, Skoda, Volkswagen и Renault. Какие изменения происходят на рынке и причем здесь балльная система и специальные инвестконтракты, разбирался  «Эксперт Юг».

Недешево и некомфортно: как изменится рынок пассажирских перевозок после принятия закона о локализации такси

Эксперты прогнозируют повышение стоимости аренды автомобилей и тарифов на услуги такси. // Фото: Шангарей (freepik.com)
Поделиться
В середине мая депутаты Госдумы утвердили сразу во втором и третьем чтениях законопроект о новых требованиях к степени локализации автомобилей, которые можно использовать для работы в такси. В минувшую среду поправки в федеральный закон № 580-ФЗ, вступивший в силу 1 сентября 2023 года, одобрили и в Совете Федерации. Однако разобраться в этом запутанном документе довольно непросто.

Новые требования к легковым автомобилям, задействованным для коммерческой перевозки пассажиров, вступают в силу с 1 марта 2026 года. С этого периода таксопарки и частные водители будут обязаны использовать в своей работе машины, произведенные с высокой долей отечественных комплектующих или в рамках допустимых инвестконтрактов. Новые меры, по мнению авторов документа, помогут поддержать отечественный автопром.

По оценке Аналитического центра при правительстве РФ, в скором времени работы в такси могут лишиться до 507 тыс. водителей — это около 51% от их общего количества.

Баллы за локализацию и СПИК

Законом предусмотрено введение системы балльной оценки автомобилей. Чем больше в них комплектующих отечественного производства, тем выше рейтинг. Например, за сварку кузова на территории РФ по новым правилам начисляется 400 баллов, за окраску — 500 баллов. Дополнительные баллы добавят за российский двигатель, коробку передач и т.д. Совокупное количество баллов локализации не должно быть ниже показателя, установленного правительством для госзакупок. На сегодняшний день минимальный порог для участия автомобиля в тендерах на госзакупки составляет 3200 баллов. Но после бурных обсуждений введение балльной системы, условиям которой сегодня по сути соответствует лишь линейка «АвтоВАЗа», решили отложить — с 1 января 2033 года количество набранных баллов локализации станет единственным критерием для внесения в реестр такси

Отсрочив одни ограничения, парламентарии решили ввести другие: изначально появилась информация, что в соответствующий реестр могут быть внесены лишь автомобили, которые были произведены в рамках специального инвестконтракта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. Так, в этот период были подписаны соглашения с «Москвичом» и «Моторинвестом».
На эту тему
Роботы и дороги: что мешает беспилотным грузовикам проехать на Юг
Поделиться

Позже стало известно, что этот перечень расширили: добавили инвестконтракты, которые были заключены до 1 марта 2022 года, и в которых появились новые инвесторы, ранее числившиеся инвесторами или привлеченными лицами в других СПИК. Более того, с 1 марта 2026 года будут также допускать к работе в такси автомобили, произведенные в рамках новых специальных инвестконтрактов, которые были заключены после 1 марта 2025 года или подверглись после 1 марта 2025 года изменениям, но, согласно решению правительства, были допущены в сферу такси.

Исключение сделали для Калининградской области и Сибирского федерального округа. На этих территориях новые требования вступят в силу с 1 марта 2028 года. Регионам Дальнего Востока дали отсрочку до 1 марта 2030 года.

При этом исполнительный директор Национального совета такси Наталия Лозинская, отмечает, что перевозчики недовольны ограничением выбора машин из-за введения балльной системы. По словам эксперта, такси не участвует в программе госзакупок, это полностью коммерческая отрасль, поэтому попытки применить балльную систему к отрасли «юридически некорректны».

«Введение балльной системы будет стимулировать таксомоторные компании выбирать более качественные и соответствующие критериям модели авто, что может повлечь повышение стоимости аренды или тарифов на услуги такси. Возможно, возрастут цены на машины, которым присвоено больше баллов, а также произойдет перераспределение стоимости перевозок», — комментирует «Эксперту Юг» руководитель группы «Юристы Бударагин А.А. и партнеры» Александр Бударагин.

Рынок будет перестраиваться

Нововведения вызвали весьма неоднозначные реакции у представителей этой сферы. Многие выступили с критикой принятых поправок. Даже спикер Госдумы Вячеслав Володин отметил, что со множеством вопросов по этой теме к депутатам обращались и представители РСПП, и агрегаторы такси, и автопроизводители, а текст законопроекта в итоге изменился «до неузнаваемости».

Одна из основных претензий профессионального сообщества связана с отсутствием вариантов автомобилей для бизнес-класса. При этом условный «эконом» из-за изменения ценовой политики, в дальнейшем уже не будет столь доступным для многих россиян. Из-за роста стоимости услуг с падением спроса столкнется даже монополист Яндекс. В самой компании пока неохотно комментируют эту тему, ограничившись лишь общими словами о том, что рынок будет постепенно перестраиваться и адаптироваться к новым требованиям.

business-man-car-being-passenger.jpg
Поделиться

Со следующего года пассажиров такси в России будут перевозить на отечественных или китайских автомобилях. // Фото: freepik.com

Менее крупные игроки рынка тоже пока недоумевают. Так, в пресс-службе агрегатора такси «Максим» заявили, что закон о локализации не может распространяться на личные автомобили частных водителей, работающих по заказам через приложения, поскольку большая часть этих людей таким образом подрабатывает, а транспортные средства в основном использует для семейных поездок.

Здесь стоит отметить, что, по данным Аналитического центра при правительстве РФ, доля таких водителей — с собственными автомобилями и частичной занятостью — составляет 66% от общего числа водителей с собственными машинами.

«Проект закона усложнился бюрократическими, непонятными совершенно баллами и СПИКами. На наш взгляд, единственный критерий, который должен быть, когда мы говорим о локализации, — это, что автомобиль произведен на территории РФ», — приводит «Газета.ру» позицию компании.

Как стало известно, озвученным требованиям сегодня в России соответствуют модели Lada (Granta, Vesta, Iskra, Aura), «Москвич-3» и «Москвич-6», XCITE X-Cross 7 и X-Cross 8, электромобили Evolute i-PRO и i-JOY. Позже в этот перечень добавили китайские Haval Jolion, Haval F7, Haval F7x, BAIC U5 Plus и Kaiyi E5.

С одной стороны, мы видим немаленький перечень автомобилей, с другой стороны, в него не попадают популярные в России Kia Rio и K5, Hyundai Solaris и Creta, Renault Logan и Sandero, Volkswagen Polo и Skoda Rapid. Не соответствуют озвученным требованиям и премиальные немецкие иномарки.

Низкая конкуренция и падение качества

Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» (сети автопрокатов в России и за рубежом) Дмитрий Матвеев, комментируя ситуацию «Эксперту Юг», отметил, что ограничения приведут к увеличению производства отечественных автомобилей, а заводы и так уже работают на пределе своей мощности. А значит, может пострадать качество выпускаемой продукции.

«Именно конкуренция вынуждала игроков рынка все время работать над качеством и сдерживать цены, — отмечает руководитель компании. — Новый законопроект уберет конкуренцию и производители начнут работать по принципу "и так купят, куда денутся". К тому же, автомобили в классе комфорт (кроме«Москвич 3» и Evolut i-pro - они хоть как-то себя зарекомендовали) еще не прошли гарантийного цикла (трех лет интенсивной эксплуатации). Тем более, речь идет о такой сфере, как такси, где реально высокая нагрузка на автомобили».

В целом эксперты согласны, что отечественный автопром нужно поддерживать, но вопрос в том, стоит ли принимать столь кардинальные меры. Участники рынка в ответ заявляют о необходимости поэтапного перехода на «новые рельсы».

Да, после долгих и мучительных обсуждений парламентарии пошли на уступки в отношении китайских автомобилей. Однако, как следует из доклада Международного евразийского форума «Такси» (МЕФТ) за 2024 год, самой популярной маркой такси в России признана корейская Kia. Далее следуют Lada и еще одна корейская марка Hyundai. В первой десятке упомянутые выше европейцы и лишь два китайских бренда: Chery и Haval. Быстро заменить в этой ситуации вытесненных лидеров не получится.

0
2
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .