Ваш город: ,
78 91 11

Не только код: шесть навыков современного ИТ-специалиста

102
9 минут

У многих ИТ-специалистов профессия ассоциируется исключительно с программированием: знание языков, библиотек и технологий. Но в реальной практике этого недостаточно. Сегодня успех в ИТ определяется не только технической компетентностью, но и наличием «мягких» навыков — умением взаимодействовать с коллегами, работать в команде, управлять проектами, адаптироваться к изменениям и проявлять лидерство.

Не только код: шесть навыков современного ИТ-специалиста

ИТ-школы создают среду, где навыки можно развивать на практике, обучение здесь строится на разборе реальных проектов, индивидуальных и командных заданиях // Фото: пресс-служба «Школы 21» в Магасе
Поделиться
Для специалиста, который нацелен на развитие карьеры в ИТ и не имеет возможности прокачивать эти навыки, крайне важно найти образовательные площадки (ИТ-кластеры и школы), где есть возможность отрабатывать, оттачивать софт-скиллы на практике.

Участие в сложных проектах, пусть даже учебных, командных задачах и хакатонах позволяет увидеть, как распределять роли, согласовывать решения и достигать общей цели. Эти ситуации дают уникальный опыт, который трудно получить исключительно через чтение литературы или краткосрочные онлайн-курсы. «Эксперт Юг» разбирался с «мягкими» навыками айтишников на примере участников и преподавателей цифровой «Школы 21» в Магасе. Это часть образовательного ИТ-кластера «Академия цифрового развития», в который также входит «Бизнес-акселератор Ингушетии».

Навык 1: коммуникация и работа в команде

Эффективное взаимодействие в коллективе — одна из важнейших компетенций. В ИТ-проектах сложность задач и распределенность команд исключают индивидуальную работу.

Яхья Картоев_2.jpg
Поделиться
Отсутствие коммуникаций в команде ведет к увеличению рисков, считает Яхья Картоев // Фото предоставлено экспертом

«Выстраивание эффективной коммуникации внутри команды — это прежде всего общий взгляд на вещи. Если команда находится в одном регионе, живые встречи очень помогают. Если распределена, нужно хотя бы раз встретиться очно, чтобы знать друг друга в лицо. После этого онлайн-взаимодействие становится гораздо проще и теплее.
Но главное — регулярные созвоны всей команды. Раз в неделю мы обсуждаем, что сделали, что планируем, сверяемся с дорожной картой на несколько месяцев вперёд: кто и какой объём работ берёт, к каким результатам идём. Отсутствие такой коммуникации ведет к увеличению рисков. Так в первый год работы над проектом у нас не было регулярных встреч, и коммуникация была слабой. Это привело к серьезной демотивации, и в итоге большая часть команды ушла. Так что отсутствие коммуникации — не мелочь, а фактор, который напрямую влияет на устойчивость проекта и людей», — рассказывает Яхья Картоев, сооснователь ИТ-сообщества «Ингтернет», бэкенд-разработчик, выпускник «Бизнес-акселератора Ингушетии», CEO платформы для изучения национальных языков Dialang.

Коммуникация в команде становится системным бизнес-механизмом, который определяет скорость выхода продукта на рынок и его качество.

По словам сеньор-разработчика Вахи Гапархоева, участника «Школы 21» в Магасе, многолетний опыт работы в отрасли подтверждает, что технические навыки — это только часть профессионального роста.
«Разница между уровнями в профессии во многом определяется степенью ответственности и самостоятельности, — отмечает эксперт. — Начинающий специалист только учится разбирать задачу на этапы, миддл уже способен спланировать работу без подсказок, а сеньор должен уметь объяснить техническое решение с точки зрения бизнес-логики. Без развитых коммуникативных навыков и умения выстраивать взаимодействие с командой это невозможно».

Правильная коммуникация позволяет за сутки устранить блокеры, которые тянулись бы неделями. На уровне процессов — это прозрачность целей, понимание взаимных ожиданий и умение фиксировать договоренности. На уровне культуры — безопасная среда, где специалист не боится задавать вопросы и высказывать альтернативные решения.

Навык 2: обучаемость и адаптивность

Способность к обучению и гибкости становится ключевой для выживания в ИТ-профессии. Сегодня стек технологий меняется быстро: то, что было актуально год назад, может стать устаревшим, а на рынок приходят новые инструменты и методологии. ИТ-специалист без владения современными технологиями теряет конкурентоспособность.

На эту тему
Рэнкинг ИТ-компаний ЮФО 2024: самый успешный год для «цифры»
Поделиться
«На практике адаптивность формируется через регулярное столкновение с новыми задачами и инструментами. Я сам постоянно обращаюсь к документации, отслеживаю обновления библиотек, ищу информацию через профильные ресурсы. Это позволяет быстрее понимать, как корректировать рабочие процессы и какие технологии стоит внедрять, чтобы команда оставалась эффективной», — отмечает Хасбулат Утужев, участник «Школы 21» в Магасе.

Адаптивность сегодня — это «готовность поучиться новому», способность переключаться между контекстами, технологиями и ролями почти мгновенно. Команды все чаще живут в условиях неопределенности: меняется приоритет, бизнес корректирует стратегию, появляется новый рынок. В такие моменты выигрывают специалисты, которые не цепляются за единственный знакомый подход, а воспринимают изменения как естественную часть процесса.

Навык 3: управление проектами и понимание бизнес-логики

В современных ИТ-проектах техническая экспертиза перестала быть самодостаточным навыком. Чтобы решения действительно приносили пользу, специалисту важно понимать, как устроен бизнес-контекст продукта, какие задачи решает компания и как технические изменения отражаются на клиентах, сроках разработки проекта и экономике компании.

Понимание бизнес-логики помогает разработчику видеть не только код, но и последствия решений: почему эта функция необходима сейчас, какие риски она закрывает, как повлияет на нагрузку команды или стоимость проекта. Такой взгляд существенно повышает качество коммуникаций внутри команды, исчезает разрыв между технической и продуктовой частями, а обсуждения становятся более предметными и быстрыми.

На эту тему
Как на Юге разрабатывали первый почти российский чип
Поделиться
В реальной работе это проявляется очень конкретно: специалист умеет правильно расставить приоритеты, отказаться от избыточных задач, предложить более простое решение или вовремя предупредить о потенциальных ограничениях. Команды, где инженеры ориентируются в бизнес-логике, быстрее сходятся в понимании целей и реже расходятся в ожиданиях. Это снижает количество переделок, ускоряет выпуск фич и делает продукт более стабильным.

Для самого специалиста знание бизнес-контекста — залог профессионального роста. Именно здесь формируются точки перехода, когда разработчик начинает помогать компании принимать решения, влияет на стратегию и выстраивает технологическую траекторию. Опыт ведения ведения проекта здесь особенно важен. Это поможет и в прокачке управленческих навыков и в развитии бизнес-логики.

«Однозначно ведение собственного проекта помогает расти в ИТ-профессии. Если ты в будущем видишь себя в менеджерском треке и хочешь стать тим-лидом, то ведение своего проекта — это возможность спокойно и безопасно прокачать управленческие навыки. Ты учишься планировать, распределять роли, вести людей — и всё это без давления корпоративной структуры. Есть другая сторона карьеры в ИТ. Работа в найме рано или поздно упирается в потолок: по зарплате, по рынку компаний, по зонам ответственности. Собственный ИТ-проект — это уже другой уровень рисков, но и другой уровень возможностей. Ты сам принимаешь решения, создаешь продукт, влияешь на сообщество, а не работаешь над чужими задачами», — уверен Яхья Картоев.

Управленческие навыки и проектное мышление важны как для руководителей, так и для техспециалистов, которые участвуют в реализации сложных задач. Планирование, распределение ресурсов, оценка рисков и контроль выполнения этапов проекта позволяют работать системно и предотвращают хаос.

Владимир Курка.jpeg
Поделиться
Сегодня ИТ-специалисту технических навыков недостаточно, утверждает Владимир Курка // Фото предоставлено экспертом

«Проектное мышление ориентировано на результат и понимание взаимосвязей между сроками, стоимостью и содержанием задач. Эти параметры постоянно меняются, и наша задача управлять допустимыми отклонениями, чтобы сохранить качество результата.
Для ИТ-специалистов это значит одно: сегодня технических навыков недостаточно. Разработчик, владеющий базовыми навыками управления проектами, в итоге решает задачи быстрее и точнее просто потому, что понимает, как устроено взаимодействие и может предвидеть последствия решений», — Владимир Курка, директор по проектной деятельности компании, управляющей созданием производственных предприятий в газохимическом кластере, модератор проектной работы для управленческих команд.

Даже если специалист не занимает формальной управленческой роли, он все равно влияет на принятие решений. От качества этих микро-управленческих решений зависит предсказуемость всей разработки.

Навык 4: лидерство

Лидерские качества необходимы ИТ-специалисту не только в роли менеджера, но и в роли технического лидера команды. Лидер — это не тот, кто отдает приказы, а тот, кто умеет мотивировать, направлять команду, поддерживать взаимодействие и принимать решения в условиях неопределенности.

Руслан Колоев_2.jpg
Поделиться
По мнению Руслана Колоева, лидерские качества поможет развить участие в сложных проектах, работа с разными ролями и решение реальных конфликтных ситуаций // Фото предоставлено экспертом

«Лидерство в ИТ проявляется в умении принимать решения в условиях неопределенности и поддерживать работу команды в сложных ситуациях. Оно не связано с формальным статусом, а зависит от способности оценивать ситуацию, расставлять приоритеты и помогать коллегам действовать согласованно. Настоящий лидер замечает, где команда испытывает трудности, вовремя предлагает варианты действий и необходимую поддержку, чтобы сохранить эффективность. Это создание условий, в которых люди могут показывать лучший результат. Такие навыки развиваются через практический опыт: участие в сложных проектах, работу с разными ролями и решение реальных конфликтных ситуаций. Чем больше таких возможностей получает специалист, тем увереннее он ведет команду и тем быстрее достигаются результаты», — подчеркивает директор «Школы 21» в Магасе Руслан Колоев.

Часто лидерство проявляется на стыке: инженер держит техническую глубину, но одновременно понимает бизнес-цели и переводит их в техрешения. Такие специалисты становятся неформальными центрами команды, и именно вокруг них обычно строится архитектура продукта, культура обсуждений и качество решений.

Навык 5: эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — способность понимать собственные эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать для принятия решений — один из ключевых компонентов «мягких» навыков. В ИТ-среде это проявляется в умении конструктивно разрешать конфликты, работать с клиентами и коллегами, сохранять мотивацию команды и поддерживать рабочий климат.

Оксана Никитина_2.jpg
Поделиться
Развитие эмоционального интеллекта помогает решать задачи с минимальными потерями, резюмирует Оксана Никитина // Фото предостаавлено экспертом

«Эмоциональный интеллект развивается постепенно. Помогают открытые обсуждения рабочих ситуаций, умение формулировать обратную связь без обвинений и практика уточнять, а не додумывать. Эти навыки создают более устойчивую среду, в которой команда не только решает задачи, но и делает это с меньшими потерями энергии и времени», — отмечает Оксана Никитина, руководитель Центра Карьеры «Академии цифрового развития».

Для ИТ-специалистов это особенно важно: большая часть конфликтов в разработке возникает не из-за плохого кода, а из-за непонимания друг друга.

Как среда формирует ИТ-профессионала

ИТ-школы создают среду, где навыки можно развивать на практике. Обучение здесь построено на разборе реальных проектов, индивидуальных и командных заданиях.

Ваха Гапархоев подчеркивает, что даже опытным разработчикам необходимо постоянно совершенствовать свои компетенции. Это обусловлено не столько требованиями рынка, сколько потребностью понимать, как связаны между собой разные элементы технологического процесса.

При этом возможность совмещать работу и обучение в «Школе 21» в Магасе, по словам Гапархоева, стала важным фактором его профессионального развития: «На обучение уходит порядка 20–30 часов в неделю, в основном по выходным. Этот формат позволяет поддерживать нужный темп развития, не выпадая из рабочего процесса».

Такая среда позволяет тренировать не только технические, но и «мягкие» навыки: распределение ролей, принятие решений под давлением, поддержка общего темпа команды. Комбинация практики и теории позволяет увидеть, как навыки влияют на результат проекта, и учит эффективно действовать в сложных условиях.
0
1
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: Каналы в Telegram и Дзене, наше сообщество ВКонтакте, наша группа в Одноклассниках .