Фото: винодельческие предприятия Крымского района Краснодарского края
Поделиться
Однако только качеством терруара — так специалисты называют природные факторы, влияющие на выращивание винограда, — успех краснодарских вин не объяснишь. Более того, климат Шампани считается не совсем благоприятным для виноделия, но репутация тамошних вин безупречна. Первостепенное значение имеют традиции, технологии и труд людей.

Поделиться
Фото: винодельческие предприятия Крымского района Краснодарского края«У Краснодарского края наиболее длинная история регулярного развития в современном российском виноделии. Я бы сказал, что такого долгого и последовательного внимания власти к отрасли не было нигде, — считает автор телеграм-канала “Вино и люди” Алексей Синельников. — Кто бы ни стоял во главе региона, местные вина настойчиво продвигались на рынке, создавались условия для местных производителей. Со временем, а виноделие — игра вдолгую, это дало свой эффект».
Количество перешло в качество
Винная отрасль Кубани долго, начиная ещё с 90-х годов, перевооружала производство, осваивала новые сорта винограда, терпеливо избавлялась от неоднозначной репутации советско-российского вина. Наконец, в 2020-х совершила фазовый переход, завоевав устойчивое доверие потребителей и признание жюри профессиональных конкурсов.
109% — прирост производства винодельческой продукции в Краснодарском крае в 2024 году, 103,5% — план прироста производства винодельческой продукции Кубани в 2025 году
Источник: минсельхоз Краснодарского края
«Безусловно, широкая представленность на фестивалях и конкурсах кубанских виноделен обусловлена и географическими причинами, и тем, что именно тут исторически располагаются самые крупные винодельни со значительными ресурсами. 2025 год показал нам результат процессов на Кубани последних пары лет в виде новых имён и новых интересных виноделен в привычных нам регионах — Крымске, Новороссийске, Тамани, Анапе и Геленджике», — говорит Наталья Шулакова, автор телеграм-канала Decanter Club.
И масс-маркет, и премиальное
В Краснодарском крае работают 86 виноградарских организаций и 147 специализирующихся на виноградарстве КФХ. Среди них есть настоящие гиганты с объёмом выпуска в миллионы декалитров в год. Практически во всех конкурсах с участием россиян среди золотых и платиновых медалистов можно увидеть вина таких предприятий, как «Фанагория», «Абрау-Дюрсо», «Кубань-Вино», «Мысхако».«Особенность Краснодарского края в том, что крупные хозяйства умеют работать как с масс-маркетом, так и с премиальным вином, — отмечает Алексей Синельников. — Это парадокс: обычно в конкурсах побеждают малые и средние авторские винодельни. Легче и выгоднее выпустить миллион бутылок недорогого вина, чем несколько тысяч высококлассного. Соединять эти два направления очень сложно, однако кубанские гиганты справляются».
По итогам 2024 года Краснодарский край занимает первое место в России по объёмам производства вина — с долей в 44% — и шампанского — с долей в 50%. Производством винодельческой продукции занимаются 52 организации и 47 крестьянских (фермерских) хозяйств.
Хозяйства обслуживают пять питомниководческих хозяйств края общей мощностью 8,5 млн штук саженцев в год. В 2024 году они произвели 4,6 млн саженцев, а в 2025 году за счёт ввода в строй новых мощностей действующих питомников планируется произвести 6,2 млн привитых саженцев винограда — прирост составит 34,7 %.
Есть среди них и автохтоны, то есть сорта, характерные только для определённого региона. И это вызов уже для жюри винных конкурсов, ведь соответствие сортовым признакам — один из критериев оценки, а автохтонные вина не с чем сравнить, продолжает Синельников: «Люди, которые выставляют на конкурсы красностоп или кокур, рискуют. Но, с другой стороны, они пытаются нащупать некие вина, которые могут стать нашей визитной карточкой. В этом тоже особенность кубанского виноделия».
Конкурсы помогают зарабатывать и двигаться вперед Победа в престижном конкурсе для винодельни означает не только очередную медаль в портфолио. Это один из драйверов отрасли, который непосредственно влияет на продажи. В том числе на международную торговлю: за 2024 год объём экспорта кубанской винодельческой продукции составил 173,9 тысячи дал и увеличился по сравнению с 2023 годом на 14%.
«У нас довольно много коллекционеров, и за винами-победителями объявляется настоящая охота, — утверждает Алексей Синельников. — А главное, победы в конкурсах позволяют рождаться новым историям о вине. Когда это просто вино, менеджер может рассказать, как оно рождалось, какие мысли и идеи были в голове винодела. Мы к этому уже привыкли, но послушаем. Когда вино привозит гран-при, его история начинает жить по-новому. Здорово, что конкурсы помогают виноделам и зарабатывать, и двигаться вперёд».
Винные гики и просто любители хороших напитков заинтересованы не только в том, чтобы приобрести коллекционное вино, но и в том, чтобы побывать в месте его создания. Другими словами, победы в конкурсах помогают развивать энотуризм. Процесс это двунаправленный: с одной стороны, оказание туристических услуг даёт виноделам возможность показать товар лицом и повысить известность своего предприятия, с другой стороны, дополнительные доходы, которые в дальнейшем можно вкладывать в развитие виноградников и производство вина.
«Известный и внушающий доверия бренд притягивает туристов, как магнит, — говорит Юрий Цыбенко, винный эксперт и автор телеграм-канала “Винные излишества”. — На данный момент лидерами энотуризма являются самые крупные винодельни, чьи вина можно купить в каждом населённом пункте страны. Также есть множество менее известных виноделен, к которым выстроена очередь из желающих попасть к ним. Как правило, на малых винодельнях более эксклюзивный подход к индивидуальным туристам и малым группам, и всё завязано на личном общении туристов с виноделом, энологом или собственником предприятия».
Интерес россиян к отечественному виноделию и винному туризму как тесно связанному с ним направлению постоянно растёт. Так, в 2024 году, по данным администрации Краснодарского края, более миллиона человек посетили объекты винотуризма, это в пять раз больше, чем 10 лет назад. Выросло и количество виноделен, которые готовы принимать гостей: с 5 до 30 объектов. Такие предприятия могут рассчитывать на гранты «Агротуризм» от минсельхоза Кубани, которые ведомство выдаёт ежегодно.