
Фото: Администрация Краснодарского края
Нефтяники снижают обороты инвестиций, а девелоперы переключаются на туризм
За период с 2017 по 2024 годы Краснодарский край заключил на ПМЭФ 142 соглашения. 13 из них прекратили свою реализацию. Это 71 млрд рублей инвестиций или 7% от общей суммы подписанных соглашений. 45 проектов на 24 млрд рублей уже завершены и 84 проекта на 1,1 трлн находятся на стадии реализации, говорит руководитель департамента развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края Василий Воробьев:«У нас неплохая статистика, мы идем в конверсии не более 10% расторгнутых по разным причинам соглашений».
На ПМЭФ-2025 43% инвестиций на сумму 188 млрд рублей заняли ТЭК и ЖКХ, еще 28% на 123 млрд рублей — санаторно-курортная инфраструктура. Самым дорогим стал проект расширения ТЭС «Ударная».
При этом в последние два года расстановка сил в инвестпортфеле Кубани меняется. Туризм обгоняет нефтяную промышленность, которая долгое время была доминирующей отраслью в инфестпортфеле региона. Нефтяники сегодня сбавили свои обороты и притормозили рост инвестиций, отмечает Василий Воробьев:
«Нефтяники заново пересматривают свои каналы сбыта, потеряв Европу и другие страны Запада. Плюс, они теряют свою маржу за счет комиссии транзитным перевозчикам, транспортирующим российскую нефть под своим флагом. По большому счету, нефтяники завершают свои большие многолетние проекты в регионе и пока не заявляют масштабных новых, какого-то колоссального прироста инвестиций в этой отрасли нет. Хотя, конечно, бизнес продолжает совершенствовать нефтяные установки и вкладывать огромные деньги в развитие чистоты и качества топлива и в переход на стандарт Евро-5».
Пока нефтяники притормаживают, инвестиции в туризм набирают скорость. В 2024 году Краснодарский край посетили рекордные 20 млн гостей. Живые деньги туристов, которые можно осваивать прямо сейчас, стимулируют бизнес вкладывать в это направление. Инвестиции в отрасль подстегивает и тренд на диверсификацию крупными застройщиками своих портфелей. В регионе сложился довольно сильный строительный кластер, который на фоне спада спроса на жилую недвижимость, перенаправляет свою энергию на создание более востребованной курортной недвижимости.

«Туризм — это must-have сегодня, особенно для девелоперов. Им нужно как-то диверсифицировать свои портфели и хеджировать риски, потому что если народ и дальше продолжит не покупать квартиры, то где брать деньги на развитие? Все наши крупные девелоперы в регионе начинают вкладываться в высокомаржинальные услуги. Это туризм, санаторный отдых, медицинские центры, термальные комплексы. И надо признать, что у некоторых очень недурно получается», — говорит Василий Воробьев. Не менее сильным фактором обострившегося интереса к инвестициям в туризм стало и то, что региональное Правительство само активно инвестирует в это направление через меры поддержки бизнеса, отмечает Василий Воробьев:
Количество земли на Черноморском побережье ограничено, в условиях усилившейся конкуренции крупные игроки стремятся застолбить за собой все лакомые кусочки. Такая гонка тоже способствует росту вложений в территории, добавляет эксперт.
Не менее сильным фактором обострившегося интереса к инвестициям в туризм стало и то, что региональное Правительство само активно инвестирует в это направление через меры поддержки бизнеса, отмечает Василий Воробьев:
«Регион вливает огромное количество собственных денег, около 7-8% от всех доходов субъекта мы вкладываем через меры господдержки. Этих мер уже больше 210. Мы практически заливаем деньгами предпринимателей, инвесторов, всех, кто желает развиваться в регионе. И это достаточно существенный магнит для инвестиций».Среди перспективных направлений для вложений Василий Воробьев выделяет предгорную территорию Кубани и Приазовье.
«Мостовский, Белореченский и Апшеронский районы — крайне недооцененные территории. Там высокий дебит полезных ископаемых, которые можно использовать для создания санаторно-курортного и оздоровительного кластера. Например, горячие источники, которые сегодня не испрльзуются. Я уверен, скоро это будет новый Кисловодск».
Территория кубанского Приазовья может быть привлекательна как площадка для развития туристической и портовой инфраструктуры. В ближайшие годы региональное правительство намерено сконцентрировать там часть мер поддержки и акцентировать внимание инвесторов на трех районах Приазовья.
«Щербиновка, Ейск и Приморско-Ахтарск — три территории с высоким потенциалом развития туристических и портовых проектов. В ближайшее время часть мер поддержек мы будем точечно концентрировать на этих территориях. То есть, будем привлекать инвесторов мерами поддержки, переориентировать и фокусировать их на эти муниципальные образования. Азовское побережье очень недооценено. Будем его осваивать, а туристические потоки разводить. Транспортная доступность есть. Дорога свободна, людей мало, ракушка намного приятнее песка и гальки».
Энергетика и кадры: вызовы
Период с 2014 по 2018 год был сложным для Краснодарского края: шла перезагрузка после сочинской олимпиады. С 2019 по 2024 в регионе случился беспрецедентный рост привлеченных инвестиций. Ключевой вызов на ближайшую пятилетку — удержаться на той же скорости, говорит президент AV Group и руководитель Совета стратегов Алексей Крыловский.Чтобы сохранить сегодняшнюю планку, региону необходимо решить проблему энергодефицита, усилить производительность труда и привлекать молодых специалистов.
«С инвестициями надо уметь работать и на Кубани в свое время научились. Потенциал колоссальный, но нужно подумать над следующим шагом. Краснодарский край остается энергодефицитным регионом, а электроэнергия и газ критически необходимы для реализации текущего инвестпортфеля. Здесь нужны прорывные проекты. Второй вопрос — это производительность труда. Нам нужно нарастить ее в два раза. Стоит задуматься о создании дата-центров, развитии технологий, IT, искусственного интеллекта и автоматизации. Но это еще большая потребность в энергии. Плюс, одна из главных наших задач — привлекать талантливых молодых людей, которые могут и хотят творить».
По словам Василия Воробьева Кубань генерирует достаточно энергии, проблема в ее распределении:
«На самом деле в Краснодарском крае есть и энергетика, и газ. Нет распределительных сетей и понижающих подстанций. Ресурсным организациям неинтересно вкладывать деньги в их расширение. Они это делают за счет инвесторов. Поэтому и получается, что инвестпроект стоит миллиард, а подключение к инженерным сетям еще миллиард. Мы подписали на ПМЭФ соглашение об удвоении мощностей ТЭС «Ударная» до более чем 1 ГВт. Но как распределить эту энергию?».
Сложность и в том, что муниципальные образования развиваются достаточно хаотично ресурсные организации не всегда понимают, где будет точка роста, и куда нужно вливать инвестиции на развитие сетей, отмечает Василий Воробьев:
«Не всегда пока получается у властей и ресурсных компаний общаться и понимать друг друга. В 2023 году Кубань присоединилась к пилотному проекту, который называется «Сквозной инвестиционный поток», цель которого упростить порядок получения итогового пакета документов для старта реализации инвестпроектов и сократить время подключения бизнеса к инфраструктуре. Проект предполагает, что власти утверждают точки роста на карте, а энергетики закладывают у себя в инвестпланах развитие там инженерных сетей. Кроме того, в 2024 году подписано соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии на долгосрочный период 2025 – 2029 годы с территориальной сетевой организацией – ПАО «Россети Кубань». Мероприятий, предусмотренные этим документом создадут условия для опережающего развития энергетической инфраструктуры и повышения инвестиционной привлекательности региона. Это позволит реализовать значительный объём проектов».
Бизнес выходит из ангаров и гаражей, но качественных производственных площадок не хватает
Еще один вызов — нехватка качественных производственных площадей. Спрос на индустриальные парки и особые экономические зоны промышленно-производственного типа продолжает расти. 90% таких площадок в ЮФО сейчас заняты. Причем темпы их заполняемости превышают темпы создания новых производственных помещений, говорит корпоративный директор Ассоциации индустриальных парков и руководитель ООО «АИП Сервис» Дмитрий Шохонов:«Количество частных индустриальных парков превалирует над государственными. Это значит, что бизнес идет в эту отрасль, активно вкладывает средства в инфраструктуру и создание корпусов, но пока не успевает за спросом, который довольно высок. Вакансия готовых производственных помещений на сегодняшний день стремится к нулю, и темпы их заполняемости превышают темпы создания новых производственных помещений. Если такой тренд сохранится, то к 2030 году дефицит готовых производственных помещений будет ощущаться острее».
Бизнес выходит из ангаров и гаражей и ищет качественные площадки, добавляет Дмитрий Шохонов:
«Наиболее востребованный формат сейчас — Light Industrial. Это гибкие, удобные и функциональные производственные площадки, где можно оборудовать офис, производство, склады и выставочный зал. Люди сегодня хотят работать в красивых и комфортных условиях».
Застройщики в предбанкротном состоянии: риски
Если край сможет сохранить динамику 2-4% роста в год с учетом нынешней ключевой ставки, это будет успехом, считает управляющий партнёр адвокатского бюро Краснодарского края «Домащенко и партнёры» и инвестор Роман Домащенко.«По моей информации, в строительном секторе за год уволены уже несколько тысяч человек. Ряд топовых застройщиков Кубани находятся в предбанкротном состоянии. Подрядчики стонут, жалуются на неплатежи за поставленные материалы и проведенные работы, которые измеряются сотнями миллиардов рублей. Сегодня все держится на личных отношениях между собственниками крупных подрядных компаний и девелоперов. Пока они еще умудряются неформально договариваться, откладывать расчеты, но я боюсь, что мы очень близки к краю оврага. Рынок пока держится, но мой прогноз: нас ждет очень тяжелый сентябрь и октябрь. Если произойдет ожидаемая девальвация и рубль скакнет до 90-100 рублей за доллар, то мы получим еще один инфляционный виток».

Ключевая ставка сильно ударила и по МСП. Высокая ставка, которая держится с лета 2024 года, по сути заморозила мелкие и средние инвестиции на территории России, отмечает Роман Домашенко:
«Если раньше в моем складском комплексе была очередь из нескольких арендаторов, как только помещения освобождались, их занимали в течение недели, то сегодня очереди нет. Начинает схлопываться мелкая и средняя торговля, закрываются небольшие компании по торговле мебелью и стройматериалами. Они не выдерживают, особенно если были сильно закредитованы. Крупному агробизнесу, например, помогают федеральные и краевые субсидии. Меры поддержки у нас в крае действительно беспрецедентные. Но иногда бизнес все-таки вынужден кредитоваться. И, конечно, кредиты по ставке 25% годовых для любого производителя, даже суперэффективного, это выстрел в ногу. Кто 1-3 млрд занимает по этим ставкам, потом бежит, разбивая ноги, чтобы побыстрее от этих кредитов избавиться. А речь порой идет просто о закрытии кассовых разрывов».
Торговля и логистика: точки роста
Алексей Крыловский видит точку роста Кубани в усилении торговли с соседними регионами и странами. По оценке AV Group, южный полюс роста единственная территория России, которая по темпу роста ВРП в период с 2000 по 2023 годы вышла за пределы 4% и показала 104,5%. Наибольший вклад внес Краснодарский край. В 2024 году ВРП Кубани вырос до 5,5 трлн рублей.«Если проанализировать структуру экономики Краснодарского края, то мы увидим, что 70% занимают услуги, торговля, транспорт и логистика. Это значит, у нас сложилась огромная экономика потребительского сектора. Я предлагаю посмотреть немного шире границ Краснодарского края. И использовать весь потенциал Кубани для расширения связей на Юге. В ЮФО и СКФО проживают 26,9 млн человек и еще 17,3 млн человек в соседних странах — Армении, Азербайджане, Грузии, Абхазии и Южной Осетии. Сейчас наша компания разрабатывает мастер-план Новороссийска. Думаю, в ближайшее время и в Новороссийске, и в Тамани появятся интересные инфраструктурные проекты. Это южный экспортный и импортный хаб. Это наше окно для торговли со всем миром, которое должно развиваться».
Чтобы торговать, необходимо продолжать модернизировать логистическую инфраструктуру края. И это как раз тот шаг, который сейчас необходим, добавляет управляющий партнер Ростовской областной коллегии адвокатов «Советник» Ирина Антюфеева. При этом эксперт отмечает, блок инфраструктурных проектов уже занимает третью строчку в инвестпортфеле Краснодарского края, что стимулирует дальнейшие инвестиции в самые разные отрасли:

«Современные порты и дороги — существенный импульс привлечения инвестиций в регион. На минувшем ПМЭФ на первом месте по привлеченным инвестициям были ЖКХ и энергетика. Подписаны соглашения о модернизации перевалочных комплексов морских портов Тамани и Новороссийска. В 2024 году между Краснодаром и Крымским мостом открыта трасса А-289, которая позволит увеличить скорость доставки товаров из Краснодарского края. Сегодняшние инвестиции в инфраструктуру завтра привлекут других инвесторов. И это как раз тот шаг, который сейчас необходим».