Модельер из Северной Осетии представляет кавказскую моду на международных площадках // Фото предоставлено спикером
Поделиться
Как Южная Америка полюбила Северную Осетию
Осваивать профессию дизайнера Зарина Ватаева начала ещё в детстве. Училась в Детском театре моды «Аланочка» во Владикавказе, затем окончила швейное училище и Владикавказский институт моды. Параллельно посещала курсы по рисунку и училась в музыкальном училище. Первую коллекцию одежды Зарина выпустила ещё в подростковом возрасте. Именно с ней девушка поехала на фестиваль «Льняная палитра» в Плёсе, где и познакомилась с модельером Вячеславом Зайцевым.В работах Зарина соединяет традиционные элементы с современными силуэтами, тканями и кроем. Древние народные элементы — нагрудники, пояса, вышивка золотом и серебром, узоры нартского эпоса — по-новому трансформируются в изделиях. Так, коллекция «Донбеттыр», которую дизайнер представила в 2025 году на Costa Rica Fashion Week в Сан-Хосе стала переосмыслением истории нартского героя, повелителя воды.
«Раньше я видела в нём лишь могущественного и сурового повелителя стихии. Став многодетной матерью, я открыла в нём отца, готового ради счастья детей пожертвовать властью, силой и именем. Этот образ лёг в основу коллекции», — говорит модельер.

Поделиться
Коллекция «Донбеттыр» была создана из тканей и фурнитуры, которые у дизайнера ассоциируются со стихией воды // Фото предоставлено спикеромКоллекция, в которой много шифона, шелка, ручного кружева и жемчуга, насчитывает более 25 образов — как женских, так и мужских. В мужских моделях дизайнер использовала бронзовые элементы, разработанные и выполненные кузнецами специально для коллекции. Особенностью линейки стали цвета: мягкая морская палитра вместо традиционной кавказской. Зарина рассказывает, в Коста-Рике коллекцию приняли очень тепло, многие мужские образы ушли с показа прямо к новым владельцам.
«Этника Кавказа оказалась на удивление понятной и близкой латиноамериканским зрителям. Народы Латинской Америки очень трепетно относятся к своему историческому наследию. И для них очень важно увидеть на примере Кавказа, как можно сохранять и пропагандировать историческое начало своего народа. В этом году они ждут меня на показе уже с новой коллекцией. В основу ляжет белый цвет, который тоже умеет показывать свои разные оттенки. Это будет одежда, которая через этно-авангард пробуждает в человеке силу его национального кода. Над коллекцией я работаю уже более полугода и планирую впервые презентовать ее осенью, как раз в Сан-Хосе», — рассказала дизайнер «Эксперту Юг».
Зарину ждут и на показах в Италии, Никарагуа, Франции, однако окончательное решение о поездах еще не принято. Чтобы перевезти коллекцию за рубеж, понадобятся значительные финансовые расходы. Даже для крупного бренда эти мероприятия не всегда целесообразны.
Рождение коллекции: от идеи до подиума
Работа над одной коллекцией занимает от полугода до нескольких лет, в зависимости от числа изделий, сложности кроя и количества ручной вышивки. Каждая вещь существует в единственном экземпляре, повторов модельер не делает. Себестоимость создания одной коллекции варьируется от 300 тыс. до 1 млн рублей.«Стоимость изделий разная: цена жилетов стартует от 15 тыс. рублей, платьев и жакетов — от 30 тыс. рублей. Самое дорогое платье из коллекции «Донбеттыр» стоило 215 тыс. рублей. Незадолго до отъезда в Коста-Рику в 2025 году меня пригласили в Объединённые Арабские Эмираты. Там показы тоже прошли успешно, мне присвоили звание модельера года. Это платье с богатой ручной авторской вышивкой приобрели представители посольства, но, конечно, отправить его заказчику я смогла только после показов в Сан-Хосе», — говорит модельер.

Поделиться
В творческом арсенале модельера есть также коллекция одежды «Лепестки Победы» с инклюзивными элементами // Фото предоставлено спикеромПочти все свои изделия Зарина создает сама. Говорит, что делает так не только из-за собственной ответственности, но и из-за недостатка высокопрофессиональных кадров в индустрии моды. Сегодня с дизайнером работает мастерица Ирина Кочиева, которая создаёт для коллекции традиционные осетинские платки.
«Честно говоря, мне очень не хватает современных молодых рук: мастеров, способных на равных и на одном языке говорить с современным дизайном, создавать сложную вышивку и точные выкройки. К сожалению, таких специалистов сегодня крайне мало, поэтому основную часть работы я по-прежнему выполняю сама. Отчасти именно поэтому я так активно занимаюсь Кавказской неделей моды – это мой проект, который должен вдохновить молодое поколение вернуться к традиционным ремёслам», — говорит Зарина Ватаева.
Первую Кавказскую неделю моды во Владикавказе Зарина организовала в 2025 году – это её авторский проект, который модельер готовила несколько лет. Идею она презентовала в 2024 году на международном форуме BRICS+ Fashion Summit в Москве. На первом фестивале в Северной Осетии дебютировали более 10 этнических коллекций от дизайнеров из Москвы, Кабардино-Балкарии, Чечни и других регионов. Зарина говорит, что в подготовке проекта ее поддерживал Зураб Церетели, который был для нее наставником долгие годы.

Поделиться
Ватаева выступает спикером на многих площадках, пропагандируя этно-моду // Фото предоставлено спикеромСегодня, по словам модельера, этно-мода набирает популярность не только в России, но и во всем мире, включая ведущие дома моды. Публичные выходы известных людей всё чаще сопровождаются винтажными нарядами. Если несколько лет назад основной аудиторией бренда были солидные люди из бизнес-среды и политического истеблишмента, то сегодня этно-авангард существенно расширил свои границы.
«Среди клиентов теперь есть и шестнадцатилетние подростки, которые искренне влюблены в жилеты, выполненные в этно-стиле. Они миксуют их с джинсами, простыми брюками или casual-моделями. Получается очень органично. Трансформация идёт максимально активно. При этом я, прежде чем приступить к выполнению заказа, внимательно учитываю характер и образ жизни заказчика. Для меня крайне важно, чтобы созданная вещь не пылилась в глубине шкафа, а с радостью и лёгкостью носилась каждый день», — рассказывает Зарина.
Аудитория бренда выходит далеко за рамки Северной Осетии и России. Например, сейчас в работе у Зарины две модели: одна предназначена клиентке из Дубая, вторая — для заказчицы из Казахстана, причём этот заказ поступил через социальные сети. При этом модельер до последнего не показывает клиенту готовое изделие — это одна из авторских особенностей работы. Процесс создания модели во многом сакральный, говорит Зарина.
Маркетинг высокой моды: фестивали, соцсети и авторское право
Сегодня в сегменте авторской моды в России отлично работают онлайн-продажи — при условии, что у дизайнера есть что показать, он умеет ярко подчеркнуть свою уникальность и понимает желания клиента, отмечает модельер.Один из самых надёжных и эффектных способов заявить о себе — участие в некоммерческих фестивалях, конкурсах и международных площадках, в том числе при поддержке государства. Это, например, программы «Культура РФ», Росмолодёжи, проекты Первого канала. Такие мероприятия прозрачны, регулируются на федеральном или республиканском уровне и их легко отслеживать. Многие бизнесмены и меценаты замечают уникальность и готовы поддерживать молодых дизайнеров, рассказывает модельер.
Дизайнер отмечает, вопрос об авторском праве в индустрии нишевой моды уже поднимался в 2025 году на всероссийском форуме «Дигория» в подмосковном «Сенеже». Подвижки в этом направлении есть, однако пока не выработаны чёткие правовые механизмы и ориентиры для регулирования таких нарушений.
«Я очень надеюсь, что в ближайшие годы, хотя бы к 2035 году, эта сфера обретёт ясные правовые рамки и будет разработан эффективный механизм защиты дизайнеров. Пока мы абсолютно не защищены перед фальсификаторами», — говорит модельер.
Несмотря на некоторые сложности работы в индустрии авторской моды, дизайнер продолжает работать в этом направлении. Одной из своих целей она ставит продвижение направления этно-авангарда как в России в целом, так и на Северном Кавказе. Зарина Ватаева выступает спикером на ведущих площадках страны, таких как BRICS+ Fashion Summit, и преподает художественное проектирование костюма в Колледже управления и дизайна в Грозном. Многие из её выпускников сегодня готовят свои коллекции для показа на второй Kavkaz Fashion Week, ставшей стартовой площадкой для молодых модельеров региона.

Поделиться
В своих работах Зарина соединяет традиционные элементы с современными силуэтами, тканями и кроем // Фото предоставлено спикером Работы модельера можно увидеть не только на показах, но и в музеях. Так, коллекция «Весь мир — мой храм» 2023 года, представленная в Кремле, теперь экспонируется в доме-музее Коста Хетагурова во Владикавказе.
«Там рядом с картинами Коста Левановича стоят платья, через которые я переосмыслила его живопись. Выставка идёт уже больше года, и посетители чаще всего говорят: «Как будто картина ожила в современной одежде! Я бы спокойно надела это и пошла гулять». Для меня важно, чтобы молодёжь понимала: то, что раньше существовало только в театральном костюме как отражение истории, благодаря технологиям сегодня легко переходит в повседневную жизнь, — рассказывает модельер. — Я как ученица Вячеслава Михайловича Зайцева и Зураба Константиновича Церетели получила от них огромное количество знаний, но главное — они передали мне сакральность профессии, то особое отношение к делу, которое сегодня так редко встречается. Именно поэтому мне так хочется стать для будущих создателей российской моды таким же примером: больше общаться с молодыми талантами, открыто отвечать на их вопросы, даже самые безумные. Как любил говорить Зураб Константинович, давать им возможность творить без страха».



