
Фото: "ОТЭКО"
Пропорция поставок энергетических и коксующихся углей в нынешнем году сохранилась. Зато поменялось соотношение в географии экспорта. И это тоже одно из объяснений увеличения объемов экспорта.
Азиатско-Тихоокеанская карта
Эксперты и представители порта не раз отмечали самую сильную в нынешних условиях сторону угольного терминала в «Тамани» – близость по морю к рынкам Турции и Азиатско-Тихоокеанского региона. «Отмечаем стабильный спрос со стороны Индии, а также ожидаем рост потребности в угле в других активно развивающихся странах АТР. Наш терминал готов к обработке более 5 млн тонн угля в месяц», – рассказал коммерческий директор по навалочным грузам компании «ОТЭКО» Инал Чкадуа.
В прошлом году через «Тамань» в Индию, по данным NEFT Research, экспортировали 2,45 млн тонн энергетических углей, в Китай – 1,25 млн тонн, в Турцию – 2,9 млн тонн. Кроме того, 1,85 млн тонн закупили приписанные в ОАЭ трейдеры.
В нынешнем году поставки в Индию резко выросли, до 2 млн тонн в январе-апреле. В Китай экспортировали только 89 тыс. тонн. В Турцию – 1,66 млн тонн.
Если не произойдет неожиданностей, то Индия будет самым перспективным направлением для экспорта из порта «Тамань» в ближайшее время. В 2024-2025 финансовом году (завершился в марте), индийские металлурги, по данным местного правительства, произвели 151,2 млн тонн стали, почти на 5% больше, чем годом ранее.
Потенциал АТР не исчерпан только ключевыми экономиками, считают в «ОТЭКО». «Ожидаем рост потребности в угле в других активно развивающихся странах АТР, например, во Вьетнаме и Таиланде», – отметил Инал Чкадуа. В NEFT Research считают, что экспорт из РФ в Вьетнам со временем может вырасти с прошлогодних 5,1 млн тонн на 1-2 млн тонн.
Льготы и транспортный лимит
Только за счет индийских покупателей угольщики и угольный терминал в порту «Тамань» всех своих проблем не решат. Угольщики считают нынешний кризис самым глубоким с 1990-х. К санкциям со стороны ЕС прибавилось то, что на мировых рынках энергетические угли стабильно дешевеют.

При поставках из Кузбасса в «Тамань» энергетического угля энергоемкостью 6000 ккал нетбэк (цена угля минус цена доставки) оценивается специалистами NEFT Research в 986 руб. за тонну. Тем не менее, экспорт углей через порты в РФ убыточен. «Производственная себестоимость добычи энергетического угля в Кузбассе в среднем оценивается на уровне 3,5 тыс. рублей за тонну. Таков рынок», – пояснил Александр Котов.
В правительстве РФ заявили в мае о мерах поддержки угольной отрасли. В том числе, компаниям предоставят налоговые отсрочки. А сибирским угольщикам предоставят субсидии в размере 12,8% от тарифа на экспортные перевозки угля в северо-западном и южном направлениях.
«Ожидаем увеличения отгрузок в июне благодаря реализации мер поддержки, которые обсуждаются в правительстве. Эти меры смогут добавить объемов южным портам», – поделился мнением Инал Чкадуа.Впрочем, у экспортеров угля есть еще одно препятствие, которое в ближайшие годы вряд ли исчезнет. В порты юга затруднен доступ угольной продукции из-за лимитов, введенных железнодорожниками. Приоритет отдается пассажирскому транспорту и другим экспортным товарам. В «ОТЭКО», например, не раз сетовали, что по этой причине не загружают терминал полностью.