Горнолыжный отдых с каждым годом набирает популярность в России // Фото: Газпром Поляна
Поделиться
Сочи, Ставрополье и Дагестан в топе: динамика цен и бронирований
Как рассказал «Эксперту Юг» директор по развитию отельного рынка в сервисе путешествий «Туту» Юрий Вьюшин, в ЮФО лидерами спроса на новогодние праздники стали Краснодарский край, на который приходится 61% бронирований отелей в федеральном округе, и Ростовская область (27%). Популярность обоих регионов выросла вдвое по сравнению с прошлым годом.В три раза по сравнению с прошлым годом выросла популярность курортов Ставропольского края и Дагестана. Ставрополье стало самым востребованным направлением на новогодние праздники в СКФО – 74% бронирований туристы сделали именно там. На Дагестан пришлось 11% бронирований, он на втором месте по популярности у туристов.
Самыми популярными городами в ЮФО, по данным «Туту», на новогодние праздники стали Сочи (43% бронирований в округе), Краснодар (16%), Эстосадок (7%), Ростов-на-Дону (6%) и Геленджик (5%). В СКФО на новогодние праздники наиболее популярны Кисловодск (18% бронирований в округе), Пятигорск (15%), Архыз (13%), Домбай (9%) и Минеральные Воды (8%).
«Спрос на бронирования в Краснодаре вырос в четыре раза, в Сочи — в два раза. Бронирований в Пятигорске и Минеральных Водах стало в три раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Интерес к другим городам Южного и Северо-Кавказского федеральных округов остался на прежнем уровне», – пояснил Юрий Вьюшин.

Поделиться
Больше 70 зимних пляжей открылись в Краснодарском крае. Вместо шезлонгов и зонтиков появились беседки, тренажеры, спортивные площадки и тематические фотозоны // Фото: официальный сайт администрации Краснодарского краяСпрос на размещение в отелях Крыма, прежде всего в Ялте, Алуште, Симферополе и Евпатории по числу бронирований примерно равен показателю прошлого года на фоне небольшого роста цен в пределах 15%, отмечает партнер консалтинговой компании CMWP Марина Мережко.
Благодаря развитию инфраструктуры, улучшению сервиса и расширению праздничных программ загрузка популярных комплексов на Юге на новогодние каникулы достигает высоких показателей в 90-95%, говорит руководитель сервиса бронирования путешествий по России и миру «Турслёт» (входит в компанию «Слетать.ру») Мария Журавлёва.
По данным департамента гостиничного бизнеса и туризма компании CMWP, максимальная загрузка на Юге в новогодние праздники (до 100%) отмечается у отелей 4-5 звезд. Отели среднего и экономного ценового сегмента будут загружены немного меньше – до 80-90%. Такой небольшой дисбаланс по загрузке, по словам Марины Мережко, объясняется тем, что целевая аудитория премиального сегмента более ориентирована на качество и менее чувствительна к цене.
«В целом можно говорить о небольшом росте средней стоимости проживания – в пределах инфляции. Если смотреть на данные систем бронирований, то средняя стоимость путевки на новогодние праздники или соответствует прошлогоднему значению или превышает его на 15-20%», – рассказывает Марина Мережко.
Эксперт отмечает, что выраженный рост цен на размещение наблюдается только в направлении Туапсе (+60% к стоимости отдыха в прошлом году). Мережко связывает это с экологической ситуацией в районе Анапы и ценовой политикой ряда других популярных направлений Краснодарского края.
«Стоимость проживания в праздничный период на южных курортах значительно превышает традиционные тарифы. На горнолыжных курортах цена за сутки в стандартном номере может составлять от 15 тыс. до 25 тыс. рублей, в премиум-сегменте – 40 тыс. рублей и выше. В городских отелях цены варьируются от 8 тыс. до 15 тыс. рублей за ночь», – сообщила Мария Журавлёва.
На рост цен влияют несколько факторов, говорит председатель экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов. В первую очередь, это увеличение расходной части отельеров, в том числе оплаты труда.
«Конкуренция за персонал очень серьезная со стороны многих объектов, что тоже приводит к росту цен. Ну и не будем забывать, что сейчас действует туристический налог, а с 1 января он вырастет в два раза, и это тоже, конечно, скажется на затратах туристов. В среднем цены выросли по сравнению с прошлым годом примерно на 12-14%. Но стоит отметить, что предложений на Юге много на любой кошелек: от премиум- и люкс-сегмента до максимально бюджетных вариантов, которые может позволить себе практически каждый работающий гражданин и подавляющее большинство пенсионеров», – говорит глава АМОС.
Горнолыжные курорты демонстрируют рост популярности
Ассоциация горнолыжных комплексов прогнозирует рост посещаемости горнолыжных курортов в этом сезоне не менее чем на 10%. Сезон катания уже стартовал на склонах Эльбруса. Об официальном открытии зимнего сезона уже объявили курорты «Архыз», «Эльбрус» и «Роза Хутор».В горах Сочи в настоящий момент фиксируется постепенное понижение температуры. Как рассказали в пресс-службе «Красная Поляна», катание начнется в первой половине декабря. Открытие курорта «Газпром Поляна» запланировано на 25 декабря. Открытие трасс будет проходить постепенно, по мере накопления достаточного слоя снега. Катание на лыжах и сноуборде в «Розе Хутор» планируется запустить с 19 декабря. Новый курорт «Мамисон» в Северной Осетии откроет сезон во второй половине декабря.
Лидерами по уровню спроса на новогодние каникулы остаются «Эльбрус», «Домбай», «Архыз» и «Чегет», рассказала «Эксперту Юг» Мария Журавлёва. В 2025 году спрос на горнолыжный отдых по этим направлениям вырос примерно на 25% по сравнению с аналогичными показателями предыдущего года.
«В этом году в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах сформировались определенные тенденции в рамках новогоднего отдыха. Мы наблюдаем повышенный интерес к горнолыжным курортам Кавказа — «Домбаю», «Эльбрусу» и «Архызу». Эти направления привлекают как любителей активного отдыха, так и семейные пары, которые хотят совместить праздничную атмосферу с катанием на горных лыжах и уютным времяпрепровождением», – отмечает Мария Журавлёва.

Поделиться
Ассоциация горнолыжных комплексов прогнозирует рост посещаемости горнолыжных курортов в этом сезоне не менее чем на 10% // Фото: Газпром ПолянаВ Группе «Мантера» отмечают рост бронирований, на курорте «Архыз» в Карачаево-Черкесии загрузка отелей на праздничные даты уже достигает 75%, а основной пик бронирований по прогнозам придется на период с 31 декабря по 4 января.
«В горном кластере рост составил около 3% при текущей загрузке свыше 70%. Спрос формируется преимущественно гостями из Москвы, Московской и Ростовской областей, а также Краснодарского края. Наблюдаем тенденцию к сокращению окна бронирования: все больше путешественников решают забронировать отель за три-пять дней до начала поездки», – рассказал генеральный директор Группы Мантера Вадим Трукшин.
Загрузка курорта «Красная Поляна» на период новогодних каникул в настоящий момент составляет более 65%, пиковый спрос приходится на даты с 31 декабря по 5 января и уже приближается к отметке 75%.
«С учетом показателей прошлых лет ожидается, что ближе к праздничным датам загрузка вырастет до 90%. Динамика бронирования остается стабильной. При этом в 2025 году на 15% увеличилось количество броней с заездом после 5 января, что связано с продолжительным периодом новогодних каникул», – рассказали «Эксперту Юг» в пресс-службе курорта.
Стоимость ночи в апартаментах на новогодние праздники в «Красной Поляне» стартует от 12,6 тыс. рублей с человека, в отеле «5 звезд» – от 28,4 тыс. рублей. Рост цен на проживание и ски-пассы на курорте в сравнении с прошлым годом составил около 5-10%.
«На сегодняшний день забронировано 64% номерного фонда. Пик бронирований приходится на первую половину праздников, вторая половина бронируется чуть медленнее. Это связано с более длинными выходными, чем в прошлом году. Продажи ски-пассов демонстрируют хорошую динамику. Мы видим всплеск активности по бронированию инструкторов. Это говорит о том, что культура катания растет», – отметили в пресс-службе «Роза Хутор».
Пиковые даты бронирований на курорте «Газпром Поляна» приходятся на период с 28 декабря по 8 января, когда загрузка достигает максимальных значений. В пресс-службе сообщили, что в зимний сезон 2025-2026 годов корректировка стоимости минимальна и обусловлена инвестициями в обновление инфраструктуры и операционных затрат. Стоимость ски-пассов и уроков с профессиональными инструкторами осталась практически неизменной по сравнению с предыдущим годом. Средняя цена номеров в ГК «Гранд Отель Поляна» составляет от 50,6 тыс. рублей в сутки, в зависимости от выбранной категории номера и особенностей размещения, в ГК «Поляна 1389 Отель и СПА» – от 81,5 тыс. рублей за ночь.
От подушек до ИИ. Про новые тренды и форматы новогоднего отдыха
По мнению председателя экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС Дмитрия Богданова, при всей растущей популярности горнолыжные курорты пока не могут сравниться по востребованности среди туристов с южным побережьем.«Горнолыжный отдых с каждым годом набирает популярность в России: «Домбай», «Архыз», «Красная Поляна», которая, на мой взгляд, безоговорочный лидер в стране. Но все-таки основная часть туристов приедет на побережье на Новый год: людям хочется к морю и теплу, посмотреть на пальмы, зелень, солнце, провести время с близкими, отдохнуть после напряженного года работы, уделить время детям. Это, конечно, такой очень массовый серьезный запрос», – говорит Богданов.
При этом все больше людей стремятся к разумной экономии. Юрий Вьюшин отмечает, что путешественники планируют заранее: покупают билеты, бронируют отели и туры раньше, чем годом ранее – глубина бронирования выросла в три раза. Среди причин — стремление поймать выгодную цену, а также желание гарантировать себе лучшие варианты по популярным направлениям. Также, как рассказывает Дмитрий Богданов, люди стали все чаще отказываться от традиционных новогодних банкетов, заменяя их другими форматами празднования.
Среди интересных тенденций эксперты отмечают рост числа возрастных туристов, которые предпочитают бронировать отдых, как правило, не на саму новогоднюю ночь, а со 2-3 января.
«В постпандемийный период все поняли, что здоровьем нужно заниматься. Едут в основном люди 55−75 лет, это отнюдь не старички, не старушки. Многие из них работают, имеют свой бизнес, занимают руководящие посты, ведут активный образ жизни. Предпочтения абсолютно разные – кто-то берет хороший санаторий или отель «5 звезд», кто-то предпочитает спа с открытыми бассейнами, кто-то – недорогой гостевой дом, сейчас таких качественных предложений на рынке все больше», – рассказывает Богданов.

Поделиться
Возрастные туристы все чаще приезжают на Юг в период зимних праздников, отмечают эксперты // Фото: freepik.comВнутренний туризм показывает и другие интересные тенденции – например, к спокойному отдыху. Как отмечает Вьюшин, путешественники все чаще выбирают малые города России, которые предлагают спокойную атмосферу и доступные цены. Дмитрий Богданов говорит, что в последнее время туристы стали все больше обращать внимание на качество спальных мест и на вопросы шумоизоляции.
«Звуковой комфорт и комфорт сна становятся все более важны для туристов, в том числе на новогодних каникулах. Отель «Роза Спрингс», например, сделал ставку на лечебно-оздоровительные программы по качеству сна. Такой вот сонный туризм», – рассказывает Дмитрий Богданов.
Марина Мережко также отмечает рост спроса на отдых в новогодние праздники в санаторно-курортных объектах, который позволяет совмещать развлечения и оздоровление, а также омоложение целевой аудитории. Сегодня на такие форматы растет спрос со стороны молодых гостей, которые ранее не интересовались санаторно-курортными услугами.
«Заметно вырос спрос на оздоровительный и санаторный отдых. Также важное место занимает семейный формат празднования. Многие рестораны, загородные клубы и санатории предлагают специальные новогодние программы, тематические вечера, мастер-классы и ярмарки, рассчитанные на детей и взрослых. Среди новых форматов отдыха можно отметить гастрономические маршруты, включающие этнические мастер-классы, дегустации национальных блюд и знакомство с местными ремеслами. Такие программы позволяют туристам глубже погрузиться в культурные особенности региона», – рассказывает об особенностях новогоднего туризма в этом году Мария Журавлева.
Курорты Юга готовятся не только успокаивать, кормить и развлекать туристов в новогодние праздники, но и удивлять новыми технологиями. Например, «Роза Хутор» активно внедряет технологии искусственного интеллекта: система Yeti.Coach на базе ИИ и компьютерного зрения оценивает технику катания горнолыжников и предлагает персональные рекомендации по улучшению навыков катания.
Эксперты отмечают, что новогодний отдых перестал быть просто поездкой на море — он превратился в сложный выбор между активным отдыхом в горах, оздоровлением в санатории или гастротуром. И в этой гонке за туриста победят те, кто предложит не только солнце и снег, но и настоящий – персональный – комфорт.



