95 104 13

Бюджетным отелям это невыгодно: как в регионах будут взимать туристический налог

1639
6 минут

С 2018 года в России запущен эксперимент по введению курортного сбора в ряде регионов, направленный на развитие туристической инфраструктуры. Однако с 1 января курортный сбор заменят на туристический налог. О его введении уже сообщили власти Ростова. «Эксперт Юг» разобрался, в чем отличия этих двух систем, по какому принципу муниципалитеты будут устанавливать налоговые ставки и почему это будет выгодно далеко не всем.

Бюджетным отелям это невыгодно: как в регионах будут взимать туристический налог

Туристы не будут платить туристический налог отдельно, как это было с курортным сбором. // Фото: freepik.com
Поделиться
С начала 2025 года в России вступают в силу изменения в Налоговом кодексе, предоставляющие муниципалитетам право на введение туристического сбора. Местные власти будут самостоятельно решать, взимать ли им туристический налог.

На официальном сайте федеральной налоговой службы РФ говорится, что туристы будут обязаны платить этот сбор только в тех населенных пунктах, где он официально утвержден местными нормативными актами.

Муниципальные власти смогут самостоятельно определять ставки налога, а также устанавливать налоговые льготы и порядок их применения. Налог будет начисляться на полную стоимость проживания в гостинице или отеле. Предусмотрено постепенное увеличение ставок: с 1% от стоимости проживания в 2025 году до 5% к 2029 году. При этом установлен минимальный размер налога – 100 рублей за сутки проживания. Если налог в процентном соотношении от стоимости проживания окажется меньше этой суммы, заплатить все равно придется минимальный налог. Система налогообложения предполагает гибкий подход: ставки могут меняться в зависимости от сезона, а категория места размещения может влиять на размер налога.

Платить будут отели и санатории

«Туристический налог будет вшит в стоимость проживания, то есть туристы не будут платить его отдельно, как курортный сбор», – объяснил гендиректор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян.

Туристический налог будет взиматься отелями и другими формами коллективного проживания, такими как санатории, турбазы и хостелы, которые включены в общий реестр Росаккредитации.

В настоящее время в «Национальной системе аккредитации» зарегистрировано 26 тысяч объектов размещения. Однако, например, частные квартиры и апартаменты, не имеющие аккредитации, не обязаны уплачивать туристический налог.

Туристический налог имеет более гибкую систему ставок, которая может варьироваться от 1% до 5% в зависимости от региона и периода. Фиксированная ставка курортного сбора не превышает 100 рублей в сутки.

Также следует отметить, что туристический налог является федеральным налогом, в то время как курортный сбор носит экспериментальный характер.

На сегодняшний день уже известно, что туристический налог планируют вводить в Ростове-на-Дону с 1 января 2025 года, как сообщили в пресс-службе городской администрации.

При этом, например, Сергей Аксенов отметил, что введение туристического налога в Крыму до завершения спецоперации является «нецелесообразным».

«Два года подряд мы оказывали отельерам меры поддержки в связи со снижением турпотока. Как только цели СВО будут достигнуты, мы проанализируем результаты других регионов, которые решат ввести туристический налог, и вернемся к этому вопросу», – поделился глава Крыма.

Турпоток в регионы не уменьшится

Алексан Мкртчян отметил, что введение туристического налога исключит дополнительные очереди и нервотрепку при оплате для туристов, как это было с курортным сбором.

Алексей Мусакин, вице-президент Российского союза туриндустрии, отмечал, что курортный сбор создает для гостиниц дополнительные сложности и затраты. Необходимо открывать отдельный счет, а также привлекать дополнительных сотрудников для оформления документации. Крупным отелям, например, требуется отдельный специалист для ведения всех процедур, связанных с курортным сбором.

Ростов.jpg
Поделиться
Власти Ростова уже сообщили о введении туристического налога с 1 января 2025 года. // Фото: visitdon.reina-tour.ru

«Теперь, когда туристический налог переходит от человека к отелю, нам становится значительно проще. Сам механизм прост и понятен, особенно это важно для гостиничных сетей, которые имеют отели в разных регионах страны. Также этот механизм кроме функционала привлечения дополнительных целевых средств в небольшие муниципалитеты, где число туристов значительно превышает число местных жителей, будет способствовать выходу небольших средств размещения из серой зоны, которые зачастую не показывают реальную загрузку», – рассказал Мусакин.

При этом эксперты отметили, что введение данного налога никак не отразится на количестве туристов в регионах.

«Лично я не думаю, что введение туристического налога уменьшит турпоток в регион. В последние годы мы находимся в такой геополитической ситуации, что наш регион превратился в транзитный, и вряд ли это изменится в ближайшее время. А это короткое время остановки в Ростове автотрафика, сутки или двое максимум. В связи с высокими ценами на курортных территориях Крыма и Кавказа, 100 рублей за сутки сильно не повлияют на туристов, по моему представлению», – прокомментировала ситуацию гендиректор туристической компании «Рейна-Тур НТВ» Татьяна Нечепаева.

При этом эксперты обращают внимание, что малобюджетные отели могут почувствовать влияние нового налога, а вот гостиницам высокого сегмента бояться снижения загрузки вряд ли стоит.

«Сейчас минимальная ставка налога – 100 рублей. То есть, отель, который стоит 10 тысяч рублей в сутки, платит 100 рублей налога (1%). А отель, который стоит 1000 рублей в сутки, тоже платит 100 рублей (10%). Это неправильно. Нужно делать 1% от стоимости проживания, без фиксированной суммы», – обратил внимание Алексан Мкртчян.

Специалисты также подчеркивают, что малобюджетные отели могут прибегнуть к крайним мерам, чтобы избежать уплаты налогов в межсезонье. «Не исключаю, что некоторые небольшие отели, столкнувшись с необходимостью платить туристический налог, примут решение о закрытии в межсезонье. 100 рублей с номера – это значительная сумма для них, особенно в межсезонье. В июле-августе, возможно, это не так критично, но в течение 8 месяцев в году эта сумма может стать ощутимой», – считает председатель экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов.   

При этом эксперты отмечают, что посещаемость небольших средств размещения останется на прежнем уровне, однако их рентабельность может снизиться. Они будут меньше вкладывать деньги в развитие. Этот налог выгоден дорогим отелям, а бюджетным – нет.

«Любой налог мешает развитию бизнеса. Чем ниже ставка налога, тем лучше развивается любой бизнес», – подытожил Алексан Мкртчян.

Куда пойдут собранные средства

Собранные средства будут направлены в бюджеты муниципалитетов и могут быть использованы только на цели, связанные с созданием, ремонтом, реконструкцией объектов туристической инфраструктуры и туристического показа.

«Несмотря на то, что в некоторых регионах средства, собранные от курортного сбора, были использованы эффективно, в большинстве случаев эффективность их использования вызывает вопросы. Например, часто средства тратились на незначительные улучшения, такие как посадка нескольких пальм на клумбе, без видимого эффекта для повышения уровня комфорта отдыхающих и местных жителей», – рассказывает Дмитрий Богданов.   

На эту тему
За пять лет курортный сбор принес Ставропольскому краю 1,2 млрд рублей
Поделиться

Отмечается, что налоговый период для туристического налога составляет квартал. Уплата налога в бюджет муниципалитета должна производиться не позднее 28 января, апреля, июля и октября, а декларацию необходимо подавать до 25-го числа указанных месяцев.

«По моему мнению, регионы сами должны определять потребности в развитии инфраструктуры и, конечно, все мы знаем болевые точки нашего региона. Поэтому мне представляется, что должна быть программа по использованию этих средств. Так как насколько я помню, эти сборы составляют приличные суммы и хочется видеть конкретный результат их использования», – резюмирует Татьяна Нечепаева.
0
7
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .