ВТБ пытается получить полный контроль над крупнейшим зерновым терминалом России
ПАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» (НКХП) опубликовало сообщение о том, что АО ВТБ Капитал (входит в группу ВТБ) направило обществу обязательное предложение о выкупе 46,7 млн обыкновенных акций (69,1% ). Одну акцию оценили в 234,75 рубля, соответственно стоимость пакета составит порядка 10,9 млрд рублей. ВТБ предоставил банковскую гарантию на 12 млрд рублей.
По данным НКХП, на 10 декабря 2018 года Группе ВТБ через АО ВТБ Капитал и Банк ВТБ принадлежит 30,86% уставного капитала компании (20,86 тысячи акций). Напомним, в августе Группа ВТБ купила 22,25% акций НКХП в результате урегулирования долга. Сумма не раскрывалась, но аналитики оценили ее в 3 млрд рублей.
Сейчас контрольный пакет акций НКХП — 51% — принадлежит АО «Объединенная зерновая компания» (в равных долях принадлежит Росимуществу и ООО «Инвестор» Зиявутдина Магомедова). Остальные ценные бумаги — 18%— миноритариям. Совет директоров НКХП рекомендовал акционерам рассмотреть обязательное предложение АО ВТБ Капитал. В случае, если его одобрят, Группа ВТБ станет единственным владельцем крупнейшего зернового терминала в России.
Аналитик банка «Уралсиб» Денис Ворчик считает, что максимальная доля, которую приобретет в НКХП Группа ВТБ не превышает 18%. «После приобретения 30,86% акций ПАО НКХП, в соответствии с положениями Закона об Акционерных обществах, ВТБ Капитал 3 декабря выставил оферту на приобретение всех оставшихся акций. После завершения выкупа акций у миноритариев, ВТБ Капитал увеличит свой пакет, тогда как основным акционером НКХП по-прежнему останется Объединенная зерновая компания», — подчеркнул эксперт.
С такой точкой зрения не согласен эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. Он отметил, что в последнее время отчетливо прослеживается тенденция на концентрацию ключевых активов в руках компаний, находящихся под контролем государства. «Стратегический ли это курс на огосударствление экономики, или государство намерено ограничиться контролем за стратегическими активами и элементами инфраструктуры, пока нельзя сказать однозначно, — отметил г-н Клачев. — Может быть все проще, и мы видим просто стремление «припарковать» до лучших времен ценные активы, изымаемые у попавших в переделку Магомедовых, для последующей передачи в «правильные» руки. Вспомним, уже ВТБ выкупил у структур «Сумма» 24,8% акций «Трансконтейнера». Кроме того, члены руководства ВТБ озвучивали намерение забрать у «Суммы» за долги и долю в ОЗК, которой принадлежит более половины капитала НКХП».
Он также добавил, что речь может идти о построении единой цепочки для зерновых экспортных потоков: скупка, хранение, транспортировка и перевалка. «Сложившаяся структура в перспективе может стать доминирующим игроком на зерновом рынке, такой зерновой «Транснефтью». В будущем, проведя IPO заново переформатированной структуры, ВТБ сможет с выгодой вернуть вложенные в сделку деньги», — предположил эксперт.
Генеральный директор аналитического агентства INFOline Иван Федяков отметил, что имеющийся у ВТБ портфель в 30,87% акций некомфортен для управления компанией. Даже, несмотря на то, что он превышает блокирующий пакте, его держатель все равно остается в зоне миноритарного акционера. «В принципе, ВТБ для получения полного контроля над НКХП достаточно получить контролирующий пакет — 50% и одну акцию. Поэтому вопрос надо ли им выкупать бизнес целиком — вопрос целей которые ставит ВТБ. — отметил г-н Федяков. — Если ВТБ пытается эту компанию сконфигурировать для последующей продажи, то это было бы интересно именно в условиях, когда они владеют 100% пакетом акций. Это не увеличит капитализацию компании, но увеличит ее стоимость при продаже».
По мнению эксперта, поскольку НКХП — не профильный актив для Группы ВТБ, логично войти в компанию, довести управление и ситуацию до того, чтобы актив оценивался максимально высоко на рынке и, воспользовавшись благоприятной конъюнктурой, продать актив с выгодой. «В моем понимании так должен действовать любой адекватный инвестбанк. Есть крупные инвестиции в портовом бизнесе, терминальной деятельности, есть инвесторы даже в зерновом бизнесе и возможно этим компаниям было бы интересно получить такой актив», — подчеркнул эксперт.