Фото: пресс-служба таможни г. Астрахани
Поделиться
Еще один регион СКФО — Ингушетия, относится к числу субъектов РФ с высоким уровнем нелегального оборота (22,8%). Именно из-за проблем в четырех республиках СКФО стал среди округов России лидером по наибольшей концентрации незаконной табачной продукции: его доля по итогам года — 19,4%. У ближайшего соседа — Южного федерального округа (ЮФО) — за минувший год нелегальный оборот табака вырос с 14,5% до 18,5%, в этом антирейтинге это вторая позиция. В большинстве федеральных округов РФ в 2022 году нелегальный оборот снижался. Для сравнения, в целом по России доля нелегальной табачной продукции по итогам 2022 года составила 12,2% против 11,5% годом ранее. Ситуация очень серьезная и цифры это подтверждают: так, в соответствии с опубликованным ННЦК обзором состояния розничных рынков продаж табачной продукции в субъектах РФ по итогам трех кварталов 2022 года, минимальный ущерб государственному бюджету составил 61,1 млрд рублей, что на 7,1% больше, чем за январь-сентябрь 2021 года (57 млрд рублей).
Причины «теневого» роста
Как видим, доля нелегального оборота на Юге (в разрезе двух округов) остается довольно высокой. Эксперты назвали несколько причин. Первая — увеличение поставок контрабандной и контрафактной продукции из ближнего зарубежья. Так, первый замдиректора ННЦК Байсолт Хамзатов заметил, что ключевой источник нелегального продукта — страны Евразийского экономического союза. «Прежде всего, Беларусь, — уточнил г-н Хамзатов. — Более 50% всех нелегальных сигарет, продающихся в России, имеет белорусское происхождение». Также идут поставки из Армении, Казахстана и Кыргызстана. Кроме того, крупные партии контрабандных сигарет идут из Украины.Субъекты Юга, которые возглавляют антирейтинг, это — приграничные регионы, которые находятся в повышенной зоне риска ввиду своего географического положения, заметила Алиса Андреева, управляющий по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» (ФМИ) в России. «Главными источниками нелегальной продукции на рынке России продолжают оставаться перетоки контрабандных и контрафактных сигарет из стран ЕАЭС, реализация такой продукции противоречит нормам российского законодательства, — подчеркнула г-жа Андреева. — Нелегальная торговля табачными изделиями не обременена законными платежами, осуществляется по ценам заведомо ниже, чем у легальных производителей, что представляет серьезную угрозу экономической безопасности России и регионов. Наиболее очевидные последствия — нарушение ритмичности работы добросовестных предпринимателей, выпадающие доходы бюджета (из-за непоступлений налоговых и иных платежей), стимулирование развития преступных сообществ».
Вторую причину назвал руководитель «БАТ Россия» по вопросам борьбы с нелегальной торговлей Игорь Черкасский: рост теневого оборота во многом был спровоцирован рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе с курением. Речь, в частности, о рекомендации ВОЗ — резко поднять акциз на табак. «Это, в итоге, привело к такому же резкому повышению розничной цены легальной пачки, — уверен г-н Черкасский. — В результате, легальные сигареты стали недоступны для большинства потребителей. Но тут же пришел криминал с предложением дешевой альтернативы».
По мнению представителя «БАТ Россия», столь необдуманная политика способствует развитию теневого бизнеса. Еще десятилетие назад в РФ никто толком и не знал про нелегальные сигареты. «А сейчас доход от такого бизнеса фактически составляет 120 млрд рублей в год. Это порядка 10 млрд рублей, которые государство ежемесячно теряет, а преступники — приобретают», — констатировал эксперт.
Третья причина — несовершенство законодательства, которое оставляло лазейки для развития такого криминального бизнеса, как теневой оборот сигарет и никотинсодержащей продукции. Довольно долго наказание за нелегальный оборот было несущественным, штрафы — мизерные, в сравнении с получаемыми прибылями, заметил Байсолт Хамзатов. «В этот бизнес активно шел криминал, который контролировал всю цепочку поставок (от производства до ларька) и договаривался с полицейскими о «крыше». Коррупционная составляющая в этой сфере годами была высокой. В итоге, мы наблюдаем серьезную ситуацию в ряде республик Северного Кавказа. Например, в Дагестане много лет нелегальный оборот табачных изделий находился на уровне 43-45%», — отметил эксперт.
Поделиться
Председатель Межрегионального общественного движения по борьбе с контрафактной продукцией Денис Терсков рассказал, что недавно был в четырех республиках СКФО — Дагестане, Чечне, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. «С одной стороны, продавцы в розничных точках ведут там себя крайне осторожно, не торгуют контрафактом открыто, вскрываются лишь единичные факты. Создается устойчивое ощущение, что на рынках этих республик нелегальной продукции значительно меньше, чем, например, в той же Ростовской области, — поделился эксперт впечатлениями. — С другой стороны, по опыту работы в ЮФО мы знаем, что основной запас хранится не в киосках, ларьках, магазинчиках, а на складах. В розничной точке же может быть не более 2 тыс. пачек. За такой объем продавец отделается штрафом в несколько тысяч рублей, а его хозяин и вовсе не пострадает».
По мнению Дениса Терскова, выявленная в СКФО высокая доля нелегального табака объясняется тем, что в Дагестане, Чечне, Ингушетии и др. республиках местные власти и правоохранители были сосредоточены на борьбе с подпольными производствами водки, с оборотом наркотиков и оружия, а на нелегальную торговлю сигаретами просто не обращали внимание, не рассматривали это как что-то криминальное. «Поэтому здесь нет специалистов, способных отличить поддельную пачку от оригинальной, понимающих толк в акцизных марках, что такое контрафакт/не контрафакт и т. д. Здесь предстоит серьезная разъяснительная работа, в том числе и сотрудникам полиции, аналогичная той, которую в других регионах проводили представители Межрегионального общественного движения по борьбе с контрафактной продукцией в крупных городах Юга, Поволжья и Центральной России», — заключил Денис Терсков.
Еще одна причина — свободный доступ несовершеннолетних к такой продукции, который, по мнению председателя НП «Общественный совет по проблеме подросткового курения» Светланы Чернышовой, серьезно обостряет и без того непростую ситуацию. Мониторинг, который организация провела в сентябре 2022 года, показал, что, например, в Ставрополе 80% продавцов розничных точек отпустили табак подросткам. «Нелегальные пачки продаются дешевле, а подростки — это очень чувствительная к цене аудитория. Более того, табачные изделия стали продавать более юным потребителям. Так, в столице Ставропольского края зафиксирован факт продажи сигарет 11-летнему мальчику», — уточнила г-жа Чернышова.
Проблема нелегального оборота также актуальна и для рынка никотинсодержащей продукции: одноразовые электронные сигареты, электронные системы доставки никотина (ЭСДН) открытого типа и жидкости для них, стики для систем нагревания табака и т. д. Нелегалы активно взялись и за этот растущий сегмент рынка. «Согласно исследованию ННЦК, в России в четвертом квартале 2022 года доля нелегального оборота никотинсодержащей продукции в части одноразовых электронных сигарет, ЭСДН открытого типа и жидкостей для них составляет 79%, в том числе 93% занимает нелегальный оборот никотинсодержащих жидкостей», — прокомментировала Алиса Андреева.
«Электронные сигареты, вейпы и др. альтернативы традиционному курению это — категории, которые сейчас набирают огромную популярность, — рассказал Байсолт Хамзатов в интервью «Эксперту ЮГ» еще в августе 2022 года. — Только за один год спрос на них в России вырос в полтора-два раза. Мы видим много проблем с тем, как и кому эти товары продаются. Я замечал, как практически в «детском мире» продаются одноразовые электронные девайсы с разными табачными вкусами, покупателями которых, возможно, становятся и несовершеннолетние. Мы проводили небольшое предварительное исследование этого сегмента и обнаружили высокий уровень нелегального оборота. Поэтому возникла идея более детально изучить ситуацию по всем регионам (с детализацией по каждому субъекту РФ)».
Комплексность и гармонизация
Директор по защите оборота легальной продукции Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Максим Курганский считает, что предпосылки для снижения доли нелегального оборота есть в России и в целом, и в отдельных регионах, поскольку на такую проблему все чаще и серьезнее стали обращать внимание на всех уровнях — административном, правоохранительном, контрольно-надзорном, общественном. В стране идет активная работа по обелению рынка, уверен г-н Курганский. «В частности, заработала система цифровой маркировки «Честный знак», — сказал представитель ЦРПТ. — До введения цифровой маркировки невозможно было отследить фактическое производство. Большое количество продукции попадало в нелегальный оборот без уплаты обязательных платежей. Были различные схемы ухода от налогов, например, псевдо-утеря или повреждение акцизных марок и специальной марки акцизного сбора, которые после клеились на поддельные пачки. Сейчас рассматривается вопрос об отказе от нанесения бумажного акциза и использование вместо него маркировки табачной продукции «Честным знаком», что также будет способствовать обелению рынка».По словам Максима Курганского, благодаря использованию системы цифровой маркировки в стране только за один год удалось легализовать 18 производств сигарет, закрыть более 30 нелегальных предприятий, обелить рынок кальянных табаков и более чем на 20% увеличить начисления по акцизам на табачную продукцию.
Байсолт Хамзатов согласился, что запуск «Честного знака» оказался результативным. «Система позволяет прямо через приложения в смартфоне обратиться в органы по факту незаконной торговли сигаретами, — пояснил замдиректора ННЦК. — Однако и активность самих полицейских на Юге стала более заметной. С другой стороны, есть проблемы, которые невозможно решить только силами полиции и таможни. В частности, гармонизация акцизов между странами — членами ЕАЭС».
Поделиться
Менеджер по связям с органами власти «Дж.Т.И. Россия» Роман Трошкин рассказал, что в 2022 году между Россией и Беларусью было подписано соглашение о единых принципах ведения акцизной политики. Это должно постепенно обеспечить выход ставок акцизов в республике на уровень, эквивалентный российскому, уверен эксперт. «Но такой процесс рассчитан на несколько лет, — уточнил представитель Дж.Т.И. Россия». — В прошлом году, когда единая минимальная цена (ЕМЦ) сигаретной пачки у нас составляла 112 руб., то в Белоруссии она начиналась с 30 руб. Гармонизация ставок акцизов — одно из главных условий в борьбе с нелегальным оборотом». Г-н Трошкин напомнил, что еще в декабре 2019 года все члены ЕАЭС подписали Соглашение о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию. Документ предусматривает введение единой индикативной ставки (35 евро за 1 тыс. сигарет) и коридор отклонений фактических ставок акцизов (плюс-минус 20%).
Прошлой осенью, в рамках конференции ИД «Коммерсантъ», заместитель начальника Северо-Кавказского таможенного управления (СКТУ) — начальник службы Даниил Разваляев рассказывал, что на Ставрополье граждане пытаются ввозить партии сигарет под видом вещей для личного пользования (без таможенных платежей). «Последние три года такой способ перемещения табачной продукции стал популярен, — подчеркнул таможенник. — В среднем пассажиры пытаются переместить четыре блока (800 сигарет). По российскому законодательству, без таможенных платежей разрешен ввоз только одного блока (200 сигарет). Поскольку Ставрополье не имеет сухопутных границ с другими странами, то в крае служба таможенного контроля добивается результатов после выпуска товаров. Всего с начала года (по состоянию на 01.10.2022 г.) на территории региона было выявлено свыше 337,4 тыс. единиц табачной продукции, что почти в четыре раза больше, чем в январе — августе 2021-го».
Кроме того, СКТУ и Южной транспортной прокуратурой (ЮТП) разработано и утверждено соглашение, в соответствии с которым сегодня также работают региональные управления МВД, Россельхоза и Роспотребнадзора. «Предмет такого соглашения — организация межведомственного взаимодействия в вопросах незаконного оборота промышленной продукции (в том числе табачных изделий) на территории Северо-Кавказского федерального округа», — пояснил Даниил Разваляев.
Кстати, с 1 января 2023 года вступила в силу норма законодательства РФ, которая установила ответственность за незаконное перемещение сигарет через государственную границу. Ранее такая ответственность была только за перемещение через границу таможенную. Кроме того, совместно с сотрудниками МВД и Федеральной службы безопасности (ФСБ) таможенники Южного и Северо-Кавказского округов участвуют в совместных мероприятиях на внутреннем рынке, что, уверены в ведомствах, также положительно повлияет на борьбу с незаконным оборотом.
По словам Светланы Чернышовой, для более эффективной борьбы с контрабандой и контрафактом табачной продукции надо усиливать разъяснительную работу. Причем, вести ее как на уровне потребителей сигарет, так и с продавцами розничных точек. Например, Общественный совет по проблеме подросткового курения подготовил для работников торговли методические пособия и обучающие курсы, разъясняющие, как именно несовершеннолетним отказать в продаже сигарет и почему это необходимо делать. Кроме того, идет подготовка видеороликов для демонстрации их на мониторах в общественном транспорте. Цель — формирование в обществе нетолерантной позиции к фактам продажи табака детям и подросткам.
По мнению Алисы Андреевой, такая комплексная проблема, как незаконный оборот табачной и никотинсодержащей продукции не имеет простых и быстрых решений. «Да, многое уже сделано и делается в настоящее время для противодействия нелегальному обороту, — подчеркнула г-жа Андреева. — Однако крайне важно продолжать наращивать усилия правоохранительных и контрольно-надзорных органов по выявлению незаконных производств, крупных дистрибьюторов нелегальной табачной и никотинсодержащей продукции и пресечению незаконной торговли в рознице. А для этого, в частности, необходимо отменить мораторий на проверки розничного бизнеса в отношении такой продукции».
Таким образом, несмотря на предпринимаемые усилия, ситуация с незаконным оборотом табачной и никотинсодержащей продукции на Юге и Северном Кавказе остается сложной, напряженной. Решение проблемы требует дальнейших комплексных усилий со стороны государства, бизнеса и общественных объединений. Речь не просто о комплексе мер, но и о создании эффективно работающей системы, позволяющей отслеживать контрабандные и контрафактные поставки сигарет и др. изделий из табака на всех этапах: от подпольной и полулегальной фабрики до розничной точки. Учитывая зарубежное происхождение львиной доли никотинсодержащей продукции, такая система должна работать как внутри страны, так и на межгосударственном уровне.