93 100 13

Снаружи веет перспективой роста

1519
11 минут

Промышленность юга России в 2016 году работала над своей эффективностью и наращивала экспортные поставки — потому что на внутреннем рынке сегодня очень трудно расти.

Снаружи веет перспективой роста

1519
11 минут

Промышленность юга России в 2016 году работала над своей эффективностью и наращивала экспортные поставки — потому что на внутреннем рынке сегодня очень трудно расти.

Снаружи веет перспективой роста

Поделиться

Результаты рэнкинга 300 крупнейших производителей юга России показывают многовекторность и дисбаланс в развитии отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, взлёты и падения компаний. Поэтому мы предложили самим компаниям — крупнейшим производителям юга России — оценить своё состояние в современных условиях, рассказать о перспективах развития на ближайший год, обозначить существующие проблемы развития отрасли. Свой взгляд на данные вопросы нам представили производители, осуществляющие свою деятельность в пяти отраслях: АПК и пищевая промышленность, машиностроение, промышленность строительных материалов, химическая и табачная промышленность.

Концентрация на внутренней работе

Первый блок вопросов позволяет диагностировать сегодняшнее состояние компаний, их внутреннюю повестку. Обобщая, можно сказать, что большинство компаний, оценивая внешние условия как кризисные, весь 2016 год занимались прежде всего работой по повышению собственной эффективности, а также инвестициями в новые направления. Именно на этом фронте сегодня сосредоточены усилия компаний — даже в ситуациях, когда рост предприятие получит только на следующем этапе.

«В 2016 году на заводе в рамках программы импортозамещения развивалось электромашинное производство, — говорит генеральный директор Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ) Алексей Сапунков. — Мы выпускали двигатели и генераторы для нужд тепловозостроительных предприятий “Трансмашхолдинга”, то есть развивали внутрихолдинговую кооперацию. Очень серьёзная работа ведётся в направлении уменьшения доли импортных компонентов в составе электровозов. В 2016 году мы стали выпускать электровоз ЭП20 с российскими кабинами, изготовленными в рамках программы импортозамещения. Продолжаем совершенствовать свою серийную продукцию — электровозы серии “Ермак”. Теперь мы производим эти локомотивы с моторно-осевыми подшипниками качения, что позволило в процессе техобслуживания и эксплуатации снизить затраты заказчика примерно на 10 процентов». НЭВЗ зависит от объёма заказа от РЖД. По словам г-на Сапункова, в 2016 году он был ниже, чем год назад, но общий объём производства остался примерно на том же уровне.

«Наиболее значимым внутренним изменением для компании было открытие полного цикла производства тракторов модели 2375 на основной производственной площадке в Ростове-на-Дону, — комментирует директор департамента маркетинга “Ростсельмаша” Прохор Дармов. — Также мы провели релиз уникального проекта системы дистанционного мониторинга Agrotronic™, обеспечили реализацию серийных машин модели RSM 161, на этот раз в регулярном порядке, провели премьеры наших двух новых моделей комбайнов и представили несколько новых жаток к ним. Рост по компании в целом составил почти 30 процентов».

«За год “Донской табак” открыл два региональных склада — в Сингапуре и ОАЭ, которые позволят более динамично развивать экспортные продажи за счёт доступности продукции, — рассказывает Сергей Сапотницкий, генеральный директор ООО “Группа Агроком”. — Также была приобретена новая сигаретная машина для производства табачных изделий формата Super Slims, что позволило ликвидировать дефицит продукта этого формата в российских и экспортных продажах. В 2016 году “Атлантис-Пак” ввёл в эксплуатацию первую линию проекта по производству барьерных плёнок — продукта, который не имеет аналогов в России. Значительное событие для компании — начало коммерческих поставок оболочки “АйЦел Премиум” на ряд крупных московских мясокомбинатов. В мясном бизнес-комплексе была запущена новая линия по производству полуфабрикатов».

«В 2016 году компания продолжала масштабное строительство новых производственных объектов на площади свыше тысячи гектаров, вела отладку новых технологических процессов, наращивала ассортимент основных линеек и продукции-халяль, расширяла географию продукта по РФ, достраивала и заселяла птицей новые площадки, — перечисляет Вадим Ванеев, генеральный директор группы “Евродон”. — Запущен крупнейший по общеевропейским меркам мясоперерабатывающий комбинат, мощность которого составляет более 150 тысяч тонн мяса индейки в год. Удалось наверстать упущенные из-за кризиса, масштабной стройки и рейдерских атак темпы развития. Несмотря на все внешние сложности, в том числе снижение покупательской способности населения, компания закончила год с итогами 72 тысячи тонн мяса индейки и 26 тысяч тонн мяса утки. Столько в России ещё не производил никто».

«Развитие портфеля продуктов в целях удовлетворения меняющегося спроса, управление издержками и повышенное внимание к качеству продукции и услуг были в центре внимания менеджмента в 2016 году, — отмечает Камиль Аскендеров, президент ООО “Алвиса Менеджмент” (контролирует Ставропольский винно-коньячный завод и Минераловодский завод виноградных вин). — В прошлом году была выведена на рынок коллекция первого экологического коньяка в РФ: уникальный экологически чистый коньяк “Старейшина Ecological”. Производство и коньячные дистилляты сертифицированы Европейским экологическим сертификатом СААЕ и сертификатом экологичности системы “Ростест-Качество”. Проведён редизайн вермутов и готовых коктейлей под маркой Delasy. Существенный экономический эффект был получен при реализации программы оптимизации производственных затрат. Активная работа велась с поставщиками сырья и комплектующих. Был скорректирован их перечень, а с оставшимися велась постоянная работа по удержанию цен и тарифов, а также оптимизации условий оплаты».

«В 2016 году принято решение о строительстве линии по производству нового для России вида продукции — прежелатинизированной муки, — говорит генеральный директор ПАО “КХП «Тихорецкий»” Сергей Чумак. — Этот вид муки является природным натуральным продуктом из экологически чистого сырья, с высоким уровнем пищевой безопасности, применяется в производстве продуктов детского питания, в молочной промышленности, при изготовлении кондитерских изделий, мясной и колбасной продукции — это натуральный заменитель модифицированных крахмалов и загустителей».

Для ООО «Фирма “Калория”» итогом 2016 года стало завершение программы по расширению производства сыров, созревающих с участием плесневых культур, — построен и введён в эксплуатацию цех по производству сыра с голубой плесенью, закончена реконструкция цеха по производству сыров с белой плесенью, что дало возможность выпускать элитные сыры в количестве до 160 тонн в месяц, расширить ассортимент этих видов продукции.

Оценки внутреннего рынка

За редким исключением, главная мысль в оценке факторов, влияющих на внутренний российский рынок, — об ограничениях, причинами которых в одних случаях выступает снижение потребительского спроса, в других — особенности государственного регулирования. Едва ли не единственное исключение — «Ростсельмаш», рынок которого растёт, впрочем, тоже во многом благодаря поддержке государства.

«Если говорить о внешних факторах, то в первую очередь это государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей через действие программы “1432”, которая позволяет аграриям закупать отечественную технику со значительной скидкой, — говорит Прохор Дармов из “Ростсельмаша”. — В последние годы эта программа стала самым мощным инструментом технической модернизации села. Ощутимую помощь российские производители получают также по НИОКР. Если речь про агромашиностроение, то это был особый год. Все сегменты по основным товарным группам показали рост — и в натуральном выражении, и в абсолютном. Это замечательно».

Производители продукции массового потребления (в частности, речь о табачной промышленности, колбасной продукции) не так оптимистичны. Значительными событиями, оказавшими влияние на табачную отрасль, отмечают в «Донском табаке», стало законодательное регулирование: запрет на реализацию 25-штучного формата пачки, поправки в закон, который ограничивает объём реализации сигарет в конце года, повышение акцизных ставок. Сильное влияние на рынок оказывает и объём контрафактной продукции. Эти факторы приводят к сокращению ёмкости российского табачного рынка. «По предварительным оценкам аналитиков, сокращение в 2016 году составило порядка 7,4 процента по отношению к 2015 году, — говорит Сергей Сапотницкий. — Однако в денежном выражении рынок вырастет на 1,8 процента. Это связано с повышением акцизных ставок. Сегодня доля акциза в цене сигарет составляет 70 процентов. До 2020 года планируется сокращение ёмкости рынка на 16 процентов по отношению к текущему периоду. В долгосрочной перспективе уровень сокращения будет зависеть от антитабачной политики государства».

Снижается и объём рынка колбасных изделий. Согласно прогнозам «Группы Агроком», их производство в 2017 году в РФ сократится на 2–3%, сохранится сложившаяся тенденция по изменению потребления в пользу свежего мяса и полуфабрикатов: объём производства мясных полуфабрикатов продолжит увеличиваться на 3-4%. Эксперты отрасли прогнозируют перераспределение объёмов производства колбасных изделий в пользу среднего и экономичного ценового сегмента.

Большинство производителей, принявших участие в исследовании, отмечают, что западные санкции не оказали негативного влияния непосредственно на развитие их компаний. «Однако косвенно — да, как и для всей экономики, — говорит Камиль Аскендеров. — Наиболее существенным, пожалуй, можно признать усложнение доступа к банковскому финансированию и ужесточение условий кредитования». Но и пользу контрсанкций отметили многие — стало развиваться внутреннее производство, повысилась конкурентоспособность отечественной продукции, её привлекательность и доступность для российских потребителей.

«Сохранение контрсанкций позволило нарастить объёмы реализуемой продукции по элитным сырам более чем в два раза, — говорят “Эксперту ЮГ” в “Фирме «Калория»”. — Есть мощности, высококвалифицированные специалисты, уникальные разработки, однако сегодня мощности предприятия используются всего на 35 процентов. Главная и основная причина — недостаток рынков сбыта. Необходима поддержка государства по организации информационных программ, направленных на пропаганду здорового питания, поскольку появилось множество программ, откровенно запугивающих население рассказами о пищевых продуктах, зачастую искажающими действительное положение дел».

«Разница в подходах к винодельческим предприятиям и иным алкопроизводителям уже наметилась — основной пафос антиалкогольной кампании направлен против крепкого алкоголя, контрафакта и спиртосодержащих жидкостей, — поясняет Камиль Аскендеров. — Устами чиновников федерального и региональных уровней декларируется поддержка виноградарства и виноделия. И не только декларируется: дотации федеральных и местных властей целевым образом в рамках программ поддержки распределяются среди наиболее активных виноградарей и виноделов Крыма, регионов СКФО и ЮФО. Насколько известно, в 2017 году эта практика будет продолжена. Вместе с тем, потребление вина в РФ пока очень сильно отстаёт от показателей времён СССР. Более того, в последние два года наблюдалось снижение розничных продаж. Хорошим результатом на 2017 год будет стабилизация на сегодняшнем уровне».

В связи с непростой экономической ситуацией на внутреннем рынке развития отрасли ожидать не приходится, замечают в компании «Алунекст» (производитель алюминиевых профилей из Ростовской области). На фоне таких прогнозов неудивительно, что большинство компаний-производителей, принявших участие в опросе, видят потенциал своего развития прежде всего на внешних рынках.

Выход на внешних рынках

«За прошедший год легальная составляющая российского табачного рынка сократилась, — говорит Сергей Сапотницкий. — В связи с этим основной вектор развития компания направила на экспортные продажи. Большая часть российских рынков сегодня не показывает рост. В сложившихся условиях самым простым вариантом развития становится географическая экспансия. Можно пытаться бороться за долю на падающем региональном рынке, однако, на наш взгляд, эти затраты неэффективны».

В «Евродоне» заявляют, что все заявленные к реализации проекты по производству индейки — а их более 50 — не могут быть успешны: отечественный рынок и потребительский спрос должны быть намного более развиты и «разогреты», чем сейчас. Поэтому потенциал развития многие видят в экспорте. «Несмотря на то, что наша изначальная стратегия — создать российский продукт и накормить Россию, мы также рассматриваем все рыночные инициативы и перспективы экспорта, включая европейские страны и СНГ, а также мусульманские страны и страны тихоокеанского региона, где потребление мяса птицы — в приоритете», — замечает Вадим Ванеев.

«На международном уровне нам есть куда расти, потенциал трёх-четырёх­кратного роста точно налицо, — говорит Прохор Дармов. — Основными точками роста в 2015–2016 годах стали поставки в Иран, Словакию. Серьёзно выросли поставки в Литву, Сербию, укреплены позиции и в Средней Азии, первые машины отгружены в Судан и Нигерию. Хорошие перспективы мы видим для себя на африканском континенте, высокая заинтересованность в наших комбайнах есть в Египте, где мы провели испытания и демпоказы зерноуборочной техники. Также развиваемся в Восточной Азии: недавно машины отгружены в Китай. Ещё несколько лет назад “Ростсельмаш” поставил перед собой цель ежегодно открывать на карте мира по две новых территории. Мы движемся по этому курсу и много работаем, чтобы все планы исполнялись».

Генеральный директор ООО «Алунекст» Леонид Виноградский, отмечая снижение спроса на продукции на внутреннем рынке, говорит о том, что компания смогла переориентироваться на внешний рынок и увеличить в 2016 году производство своей продукции на экспорт на 99%.

Вместе с тем производители, ориентированные на международный рынок и международное партнёрство, испытывают ряд трудностей, связанных как с поддержанием и укреплением уже имеющихся связей с зарубежными партнёрами, так и с поставкой самой продукции. Так, в результате введения Украиной экономических санкций в отношении российского бизнеса было наложено эмбарго на поставки продукции «Атлантис-Пак» и «Донского табака». И это — только начало разговора о проблемах развития экспорта на юге России. В ближайших номерах «Эксперт ЮГ» представит результаты опроса региональных экспортёров с анализом основной повестки для компаний, желающих развиваться в сторону внешних рынков.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1