93 100 13

Отельеры и рестораторы Дона отрабатывают стрессовый сценарий

1434
9 минут

Руководитель консалтинговой компании RMF Solutions Денис Завалишин — о последствиях кризиса и фактического закрытия туристической составляющей региона для HoReCa

Отельеры и рестораторы Дона отрабатывают стрессовый сценарий

Поделиться
Ранее представители бизнес-сообщества «Эксперт Юг» рассказали о преодолении кризиса в разных сферах бизнеса.

— Каковы настроения в сфере HoReCa? Действительно ли многие отельеры и рестораторы думают, как законсервировать или закрыть бизнес в Ростове, пока не наступит какая-то ясность?

— Происходит следующая ситуация. В связи с сегодняшними событиями и предостережением Ростуризма не посещать Ростов и Ростовскую область, мы почти потеряли трафик не только туристический, но и деловой. Рестораны еще держатся за счет лояльной публики города, но впереди лето и затяжные праздники, прогнозируемое падение посещаемости. Все отели, которые были заточены под деловой трафик, столкнулись с большими сложностями. Эти сложности имеют определенные корни, которые уходят еще в пандемийное время.

Однако сейчас рынок находится в состоянии истерики. Определенным отраслевым организациям, в числе которых Федерация рестораторов и отельеров (ФРиО) Ростовской области, удается вести нормальный диалог с представителями власти. Есть ряд решений, которые призваны поддержать отрасль. Более того, в некоторых вопросах администрация Ростова-на-Дону и губернатор пошли навстречу.

Вопрос заключается в том, что для отельеров и рестораторов время само по себе достаточно непростое. Долги тянутся с прошлых периодов. Не исключено, что, если новые меры поддержки задержатся, мы столкнемся с ситуацией, когда придется бизнесу принимать очень непростые решения, которые чреваты убытками и потерей квалифицированных кадров. Возможности залезать дальше в долги уже нет. Это просто не целесообразно.

Мы здесь находимся в двоякой ситуации, потому что субсидирование, которое предлагает государство, предполагает сохранение рабочих мест, но субсидируется только МРОТ, а остальное предприятия платят из выручки. Нет выручки — откуда платить? А сокращать людей нельзя, иначе нарушатся условия получения субсидии. Поверьте, никто не хочет терять команду, которую он учил и воспитывал годами. Это два шага назад и дополнительные инвестиции в новый персонал в будущем. Ситуации разные, но по большей части все они сложные. Однако бизнес до последнего ждет хороших новостей.

На сегодняшний день меры следующие: кредитные каникулы для МСП, мораторий на плановые проверки, запрет блокировки счетов из-за просрочки по налогам, автоматическое продление лицензий на алкоголь, сокращение ставки по УСН для гостиниц и средств размещения до 1% ( с дохода) и до 5 % ( доход-расход) применение понижающего коэффициента 0,5 по аренде муниципальной собственности, надеюсь это коснется аренды земли под летние площадки для ресторанов. ЗНачимым для нас является снижение налоговой нагрузки и перенос сроков выплат по программе «ФОТ 3.0», но постановления пока мы не видели, обсуждение этой инициативы затянулось уже на 1,5 месяца. Это федеральная программа и нам остается только ждать, пока наши коллеги в Москве решают этот вопрос.

— Этого будет достаточно? Или необходимы еще какие-то меры, которые бы позволили удержаться на плаву?

— Мы не может бесконечно сокращать расходы и просить какие-то дотации, но наилучшим решением для нас было бы прекращение режима ЧС. Дай Бог, если это произойдет до конца мая.

Также нам бы очень помогла отмена маркировки «Меркурий» и «Честный знак» рынок сильно зарегулирован и ситуация усугубляется с каждым годом. У нас в регионе огромное количество фермерских хозяйств, частных производителей и поставщиков, если мы говорим об импортозамещении, необходимо создать условия, в которых расходы и риски бизнеса будут минимальными, а не вот это вот все!

Если мы хотим кушать «свое», настоящее, свежее и хорошее, то бизнесу нужны меры, которые позволят производителям и потребителям взаимодействовать друг с другом без посредников и сложных регуляторах схем. Мы между собой договоримся и по цене, и по логистике, и вообще по всему. Нам нужно позволить взаимодействовать.

Сейчас пока все сидят и ждут. Мы понимаем, что не можем брать продукты в каком-то частном хозяйстве, даже организованном и зарегистрированном как юридическое лицо. Мы не можем брать мясо, потому что оформить маркировку производителю сложно и дорого. Для молочной продукции ситуация абсурдная — рестораны такой же розничный покупатель, зачем требовать от нас учета маркированной продукции, когда объем закупом молочной продукции в ресторане менее 1% от общей массы. Это приводит к росту конечной цены поскольку цепочка от производителя к конечному потребителю становиться сложнее, длиннее, дороже. Нужна продуктовая безопасность? Отменяйте маркировку, ну или хотя бы перенесите ее на 3-4 года, сейчас точно не время.

— А списание кредитов? Кто-то предлагает такую меру в обмен на сохранение персонала.

— Безусловно, есть такие разговоры. Предлагают дотации, но не просто на сохранение персонала, а в случае, если будут наняты новые кадры. В этом случае государство готово помогать предприятиям с выплатами заработной платы. Но, принять людей без опыта, это потратить значительные деньги и время на их обучение. Не особо актуальная мера поддержки для нашего сектора рынка. По «ФОТ 3.0» как я писал ранее мы очень ждем списания со стороны государства, надеюсь дождемся.

Нам бы всем помогли изменения в системе налогообложения. В том числе и по отчислениям в фонды — снижение до 15%, и по УСН —сокращение ставки в два раза не только для отелей, но и для ресторанов. Помог бы возврат ЕНВД, который был отменен. Это бы спасло много небольших ресторанов, которые так или иначе снизили бы налоговую нагрузку.

Устойчивое развитие переносится на более поздний срок

— Ваша оценка устойчивости отрасли? Как HoReCa переживает эти времена?

— Нет ничего устойчивого сейчас. Это касается не только HoReCa. С таким уровнем неопределенности говорить об устойчивости не приходится. Идет естественный отбор, те кто вел бизнес прагматично имеют запас прочности, остальные в борьбе за выживание.

Нас потрепали два года серьезных ограничений, не все меры были оправданы и эффективны, увы. Все это сильно повлияло на туризм и на загрузку отелей, добавим сюда рыночную ситуацию последних 1,5 месяцев и забудем о понятии «стабильность».

— Еще сохраняются какие-то ограничения в работе ресторанов? Я имею в виду количество наполняемости залов и так далее.

— Многие ограничения отменили, самая большая сложность — это ограничение по работе до 23:00 и маски, о которых забыли все, кроме проверяющих, осуществляющих внеплановые проверки почти каждые выходные. Если бы сейчас власти пошли навстречу и отменили это ограничение, это позволило бы выжить огромному количеству заведений и разрядить ситуацию в целом. Впереди лето, пик посещаемости смещается с 19.00 до 21.00, бизнес будет стремительно терять выручку в низкий летний сезон. Таких много, все они так или иначе, платят зарплату и налоги отчисляют. Да, их немного, это не АПК и не промышленность. Да, маленькие, да, не в фокусе на развитие.

Но это все живые люди, семьи, дети. В нашей сфере много студентов, работа в сервисе для многих из них возможность жить и учиться, получать профессию. Поэтому если бы отменили ограничение по работе до 23:00, было бы сильно проще.

— Вопрос еще к вам как к бизнес-консультанту. С какими запросами к вам сейчас обращаются отрасль?

— Чаще всего обращаются с вопросом реструктуризации. Спрашивают, как за счет изменившихся ресурсов, которые стали ограниченными, оптимизировать расходную часть. Хотят узнать, как приспособиться к ситуации. Это самый частый запрос. Кто-то находится в постоянном операционном процессе и не видит некоторые вещи, не понимает, что еще можно сделать иначе.

Ну и вопрос поддержки. Мы стараемся держаться вместе, обмениваться информацией, вести диалог с властью. ФРиО например, сейчас особенно активно выполняем функцию информационной поддержки, организует онлайн консультации со специалистами по актуальным вопосам. Сегодня много сообщений о различных мерах поддержки. Мы стараемся эту информацию доводить до представителей бизнеса, пытаемся собирать как можно быстрее все пожелания по мерам поддержки, которые есть, и вести диалог с властью, чтобы добиться результатов. Могу вам сказать, что предложения от ФРиО по нашей отрасли были одними из первых. У нас есть четкое понимание, что нам нужно, поэтому мы постарались максимально передать эти данные представителям власти.

— То есть вы выступаете консолидировано как отрасль?

— Сказать, что мы стоим единой стеной в борьбе с этими трудностями, я пока не могу. Но совершенно очевидно, что в Ростове есть актив людей, которым многое небезразлично. И этот актив представляет интересы большинства.

— У вас какой бизнес, можете сказать, помимо консалтинга?

— Это уже как 5 лет мой основной бизнес. Мы занимаемся бизнес-аналитикой, ставим эффективный финансовый и управленческий учет для предприятий общественного питания.

Отрасль ждет перезагрузка

— Рано или поздно отменят ограничения, и мы вернемся в мирное русло. Что нас там ждет? Что за игроки придут, а какие останутся? Ваши прогнозы.

— Знаете, я не могу сказать, кто придет и кто останется. Ситуация меняется каждый день. Свято место пусто не бывает. Однозначно, свободную нишу займет какой-то другой игрок. Все прогнозы можно будет делать только ближе к концу осени. До момента восстановления логистических цепочек, у нас, к сожалению, нет возможности видеть, что будет дальше.

— Вам уже известны случаи, когда кто-то закрылся?

— Были случаи закрытия ресторанов в августе и ноябре 2021 года. Были предприятия, которые приостановили свою работу, что связано с последней волной ограничений, когда ввели QR-коды. Некоторые тогда сказали, что они не готовы продолжать. Но это единичные случаи. Это были, как правило, те, кто не обладал определенными компетенциями в этой сфере. Далеко не все могут в этом бизнесе работать. Это сложный бизнес. Что касается отелей, мне случаи закрытия неизвестны.

Сегодня многие отели и рестораны действительно отрабатывают стрессовый сценарий «Что будет, если…». Потому что мы должны быть готовы ко всему и должны понимать, как себя вести.

Если никаких позитивных изменений с мерами поддержки не произойдет, будет сильно сложнее. У многих предприятий начало выплат по субсидируемому кредиту «ФОТ 3.0», например, совпало с необходимостью оплатить налоги за прошлый год и внести авансы за 2022 год. Это большая нагрузка. Отели, рестораны и сетевые проекты — это большое количество персонала. Это сотни, а иногда тысячи людей, которых не хочется терять. Тут одновременно встает вопрос и о зарплате, и об обязательствах перед арендодателями, и о налоговой нагрузке.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1