92 100 13

Налоговый манёвр привел к росту цен на бензин

1054
5 минут

За одну неделю автомобильное топливо в Ростове-на-Дону подорожало почти на рубль, а с начала года почти на три. Эксперты объясняют рост цен слишком выгодным экспортом, забирающим значительную часть топлива, а также неудачной налоговой политикой правительства, сделавшей непосильной фискальную нагрузку на литр бензина и дизеля

Налоговый манёвр привел к росту цен на бензин

Поделиться

Топливо идёт на Запад

За последнюю неделю мая средняя стоимость АИ-92 на ростовских АЗС выросла на 83 копейки и достигла 42,24 рубля за литр. 95-й прибавил в цене почти рубль и теперь стоит 45,53 рубля за литр. Всего с начала года АИ-95 подорожал почти на три рубля это практически столько же, сколько за весь прошлый год.

На самом деле ценники на АЗС лишь следуют за оптовыми ценами, которые в последнее время росли, как на дрожжах. Основная причина такого роста слишком высокий экспортный паритет (стоимость продажи топлива на экспорт по сравнению с ценами внутреннего рынка). Продавая топливо на Запад, можно дополнительно заработать по несколько тысяч рублей с каждой тонны. При таком раскладе, нет ничего удивительного, что с начала года экспорт бензинов Евро-5, по данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, вырос на 365 тыс. тонн или на 48% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это, конечно, сказалось и на ценах.

Поделиться

Однако нужно понимать, что увеличенный экспорт во многом вынужденная мера для российских НПЗ, для которых продавать нефтепродукты внутри страны, означает работать в минус. «У нас сейчас нефтепереработка на внутренний рынок, по сути, убыточна. Зато поставка на внешний рынок, экспорт, всячески упрощается», - отмечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. - Нужно, чтобы бензин и дизель были доступны для российских потребителей, но для этого нужно, чтобы налоги на внутренний рынок были пониже, а налоги на экспорт были повыше».

Ложный манёвр

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что высокий экспортный паритет это результат налоговой политики правительства России, а точнее устроенного кабинетом министров налогового манёвра. Суть манёвра в повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти и одновременное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Поделиться

Проблема, по словам Евгения Аркуши, в том, что исполнители манёвра отступили от плана при реализации этой идеи. «Чтобы у нас не росли внутренние цены, надо было компенсировано каждый раз при росте НДПИ снижать акциз, - поясняет он. - Но акциз за всё это время ни разу не снизился, более того, он каждый год повышался». В результате, акцизы за несколько лет выросли до 11 тыс. рублей на тонну по бензинам и 7 тыс. по дизельному топливу. По словам эксперта, если бы манёвр реализовывался, как было задумано, сегодня акциз на дизельное топливо составлял бы 2,5 тыс. рублей на тонну, на бензин 4-4,5 тыс. рублей.

«Налог на добычу полезных ископаемых, повышаясь, повышает и внутреннюю цену нефти, и соответственно, внутреннюю цену бензина, - пояснил механизм налогового маневра Михаил Делягин. - У нас сегодня оптовая цена бензина на самом деле выше розничной».

Поделиться

60% на налоги

Ещё одна причина растущих цен на бензин высокие налоги на топливо. «60% стоимости автомобильного топлива это фактически платежи государству. Если бы государство хотело по-настоящему снизить цены на бензин, оно бы снизило эту долю, - считает директор аналитического департамента инвесткомпании «Альпари» Александр Разуваев. При этом эксперт отмечает, что в сравнении с другими странами цены на топливо в России не слишком высоки, во всяком случае гораздо ниже, чем в Европе.

«Часто говорят, что нефтяники своими сверхприбылями повышают цены, но доля нефтяников в конечной цене бензина и дизельного топлива составляет всего лишь 2%, и они на это никак повлиять не могут, - поясняет член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Рустам Танкаев.

Поделиться

Помогут ли акцизы?

По словам Танкаева, главные рычаги управления рынком нефтепродуктов находятся в руках правительства. «Первый рычаг это налоги, второй это курс национальной валюты по отношению к евро, и третий таможенные пошлины на вывоз бензина и дизельного топлива», - отмечает он.

Правительство тем временем постаралось взять под контроль ситуацию с ростом цен на АЗС. Первой выступила Федеральная антимонопольная служба, которая указала нефтяным компаниям на недостаточные объемы продаж топлива на внутреннем рынке и предписала некоторым из них выполнить обязательства по поставке нефтепродуктов на биржу. Кабинет министров в свою очередь предложил немного облегчить налоговое бремя и вместо намеченного повышения, снизить с 1 июня акцизы на автомобильное топливо. Акциз на бензин снижен на 3 тыс. рублей на тонну, на дизель на 2 тыс. рублей.

Остановит ли это цены на заправках? Некоторые эксперты считают, что нет. «К сожалению, на сегодняшний день оптовые цены настолько превышают розничные, что даже снижение цен на два, на три рубля вследствие снижения акцизов не решит проблему», - считает Евгений Аркуша.

Крупные компании разделяют мнение экспертов. Например, «Роснефть» хотя и поддерживает предложенную правительством инициативу, предполагающую временное снижение ставки акцизов, однако считает, что такие меры полностью не смогут решить системные проблемы в переработке и на рынке нефтепродуктов. По мнению менеджмента компании, предусмотренная налоговым маневром отмена к 2024 году экспортных пошлин, которые являются инструментом защиты внутреннего рынка, будет означать неизбежное выравнивание внутренних и мировых цен на топливо и их реальное повышение, как минимум, в 1,5 раза.

Госкомпании сдерживают экспорт

В «Роснефти» считают, что основная причина роста цен на бензин текущая фискальная политика правительства, которая сделана нефтепереработку, по сути, убыточным бизнесом. А ведь предприятия должны получать прибыль, чтобы платить налоги, зарплаты, реконструировать производственные мощности. «Роснефть» привела в пример свою программу модернизации НПЗ стоимостью 1,4 трлн рублей, из которых 850 млрд рублей уже вложено.

Учитывая высокие затраты НПЗ и привлекательные цены за рубежом, не удивительно, что всё больше топлива отправляется на экспорт. Государственные компании, кстати, в этом участвуют в наименьшей мере, стараясь поставлять больше нефтепродуктов на внутренний рынок. «В той же «Роснефти», крупнейшей компании, доля экспорта бензина меньше 2,5% от производства», - отметил Михаил Делягин. Для сравнения, у «Лукойла» доля отправляемого на экспорт бензина Евро-5, по данным ЦДУ ТЭК, составляет 7,4%, у компании «Газпром нефть» 10,6%, у «Сургутнефтегаза» 12,3%. Нефтепереработчики готовы снабжать страну топливом, главное, чтобы налоговый маневр не мешал, а помогал отрасли успешно работать и развиваться. Тогда и цены на заправках не будут быстро расти.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1