62 65

«Крутое пике» российской гражданской авиации: последствия для южных аэропортов

2995
6 минут

Одним из последствий военной операции России на территории Украины стали санкции в отношении гражданской авиации. В этих условиях нужно сохранить парк самолетов и наладить работу новой маршрутной сети

«Крутое пике» российской гражданской авиации: последствия для южных аэропортов

«Сухой Суперджет 100» SSJ-100 //Фото: пресс-служба «Азимут»
Поделиться
На фоне военной спецоперации на Украине Европейский союз и США ввели санкции в отношении российских авиакомпаний. Бывшие партнеры отказываются не только обслуживать российских авиаперевозчиков, которые брали самолеты в лизинг у зарубежных компаний, но и намерены силой задерживать такие борты в странах, присоединившихся к санкциям. Для российских авиакомпаний это критическая проблема, так как большая часть самолетов в лизинге — 777 из 980 российских пассажирских лайнеров, сообщает АТОР.

Ранее «Эксперт Юг» публиковал подробный перечень санкций, введенных в отношении России. 

Южные аэропорты на фоне санкций

Для южных аэропортов ситуация осложнилась не только введением санкций, но и закрытием на довольно долгий срок по распоряжению Росавиации — с 24 февраля по 14 марта. Закрыты семь воздушных гаваней в крупнейших городах ЮФО и СКФО. В штатном режиме работают только аэропорты Сочи и Ставрополя, ставшие транспортными узлами на время операции. 

Сегодня из Сочи можно улететь в Москву, Екатеринбург, Пермь, Самару, Челябинск. Также отсюда осуществляются полеты в Армению и Узбекистан. Невозможно улететь в Анапу, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь, Элисту. Из аэропорта Минеральных Вод отправляются рейсы в Турцию, Азербайджан, Армению и Египет.

Впрочем, некоторые южные перевозчики могут получить преимущество благодаря тому, что их флот состоит исключительно из самолетов отечественного производства. Относится это, в первую очередь к компаниям, флот которых состоит из российских самолетов. В числе таковых «Азимут» — базовый авиаперевозчик ростовского аэропорта «Платов». Воздушные суда компании базируются также в аэропортах Краснодара и Минвод. Согласно данным, представленным на сайте компании, ее флот состоит из 15 современных воздушных судов «Сухой Суперджет 100» SSJ-100.  «Эксперт Юг» обратился за комментарием в пресс-службу авиакомпании «Азимут», однако на момент выхода материала ответ не был получен. 

Авиаэксперт Роман Гусаров в интервью «E1.RU» сказал, что санкции против авиации кардинально изменят ситуацию на международном рынке авиаперевозок.

«Санкции, которые вводятся в отношении авиации, пожалуй, самые болезненные из всех примененных, — говорит Гусаров. — И дело не столько в ограничении авиапространства – мы уже два года живем в условиях пандемийных ограничений и в Европу почти не летаем. Проблема с отзывом авиатехники […]. Мы не сможем летать на европейских самолетах, потому что их отзывают, а на американских – потому что на них нет запчастей. Встает большой вопрос: как решить эту проблему. Для пассажиров эта проблема решаемая. Для перевозки на курорты мы можем привлечь турецкие, китайские и азиатские авиалинии. Но вот как летать по России? Вопрос сложный. Есть определенные решения, но они не в пользу наших авиакомпаний. Аэропорты мы сохраним, но вот что касается перевозчиков, то здесь мы на пороге очень больших перемен».

Что касается последствий для авиакомпаний и аэропортовой сети, то эксперты пока не готовы давать комментарии.

«Стоимость международных перелетов вырастет, сейчас уже турецкие авиакомпании, оставшиеся на рынке в привилегированном положении, увеличивают провозные мощности и повышают стоимость, –говорит глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – Причина тому – ажиотажный спрос из-за невозможности российских перевозчиков совершать рейсы в Европу. По внутренним перевозкам можно предполагать, что сохранится рыночное формирование стоимости билетов, а при его изменении в ситуацию вмешается государство».

Куда больше не летают российские самолеты

Страны Евросоюза ввели запрет на полеты российских самолетов над его территорией 27 февраля в ответ на реализацию военной операции РФ в Украине. 

В ответ Росавиация ввела запрет на полеты авиакомпаний этих стран над территорией РФ. Полеты над Россией запретили 36 странам.

Чуть позже, 2 марта, о закрытии воздушного пространства для российских судов сообщили и США. Цель запрета – давление на экономику России. Санкции не коснутся авиаперевозчиков, вывозящих россиян из карибских стран.

Эмбарго на технологии и запрет обслуживания

Санкции зарубежных партнеров не ограничились введением запретов на полеты. Вместе с тем были приняты и другие меры давления на российскую гражданскую авиацию. ЕС ввел эмбарго на поставки в Россию товаров и технологий для авиационной и космической сфер. Производители самолетов «Сухой» и «Туполев» больше не смогут сотрудничать с европейскими партнерами. Также международные компании потребовали вернуть самолеты, которые обслуживают российские авиалинии на условиях лизинга. Приостанавливаются и поставки комплектующих и деталей для таких самолетов в Россию. Запрещено техническое обслуживание российских авиабортов.

Boeing заявил, что прекратит поставки запчастей, техобслуживание и поддержку российской авиации, сообщает Reuters. 

«Мы приостановили основную операционную деятельность в Москве и временно закрыли наш офис в Киеве. Мы также приостанавливаем поставки запасных частей, техническое обслуживание воздушных судов и услуги технической поддержки для российских авиакомпаний. Сейчас наш основной приоритет — обеспечение безопасности наших сотрудников в регионе», — сообщается на сайте Boeing .

В результате перед российской гражданской авиации возникла неиллюзорная возможность лишиться большей части воздушного флота из-за требований лизингодателей и сложностей с поддержанием технического состояния самолетов.

По мнению Олега Пантелеева, ситуация с санкциями против российской гражданской авиации напоминает похожие меры, предпринятые в отношении Ирана. Подход очень близок. Целью санкций является блокирование авиасообщения в регионе, а также нанесение непоправимого ущерба стране.

«Если для Ирана ограничения оказались достаточно чувствительными, то для России крушение гражданской авиации было бы драматическим фактором, т.к. этот вид транспорта в существенной мере обеспечивает связь между разными регионами огромной страны, транспортную доступность и территориальную целостность. Оценивать убытки от введенных санкций сейчас бессмысленно, так как финансовая система координат перестала работать. Но проблемы перед отраслью сейчас стоят колоссальные», — говорит Олег Пантелеев.

Время контрмер для российской авиации ограничено

Впрочем, по мнению Олега Пантелеева, российскую гражданскую авиацию «еще рано оплакивать». Эксперт считает, что Россия может сохранить свой воздушный флот и наладить импортозамещение комплектующих для самолетов. Но времени немного.

«Европейцы и американцы требуют вернуть арендованные самолеты, прекращают техническое обслуживание лизинговых бортов. — говорит Пантелеев. —Значит, российская сторона должна сберечь максимальное количество существующих самолетов и найти альтернативные источники поставок комплектующих. Пока мы будем пользоваться существующим запасом запчастей, Россия должна самостоятельно освоить производство необходимых комплектующих, научиться проводить диагностику и ремонт самолетов. Чтобы самолеты европейского и американского происхождения, принадлежащие российским авиакомпаниям, не арестовали, их не стоит направлять на международные рейсы. Важно, что государство поставило перед отраслью задачу выстоять, поэтому авиакомпании могут рассчитывать на поддержку властей».
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1