94 101 13

Косметическая индустрия становится точкой роста промышленности Дона

ЭКСПЕРТ ЮГ №10 2022
2276
8 минут

Бьюти-индустрия – емкий рынок, на котором после ухода части западных компаний русские бренды получили пространство для развития. Донские производители косметики и косметологических препаратов не остались в стороне и сейчас реализуют свой потенциал

Косметическая индустрия становится точкой роста промышленности Дона

Представители ростовского бренда уходовой косметики the act на площадке «НАШИ маркет»//Фото: РРАПП
Поделиться

По данным исследования аналитической компании Roif expert, российский косметический рынок растет на протяжении последних пяти лет. В 2022 году уход западных компаний снизил объем рынка на 14%, пишет Forbes. С другой стороны, среди ритейлеров и дистрибьюторов вырос спрос на отечественные бренды. 

«Раньше федеральные сети не хотели даже обсуждать сотрудничество с маленькими брендами, но сейчас благодаря возросшему интересу к российским фирмам только за март 2022 года выручка на 72% превысила наши ожидания», — приводит Forbes цитату сооснователя бренда 1753 cosmetics Ланы Сосновской-Наленч.

Как пишет «Эксперт», отечественные производители косметики совокупно с локализованными предприятиями составляют до 30% российского рынка косметики. По данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА), в 2021 году косметическая промышленность РФ использовала более чем на 90% импортное сырье. В текущей ситуации нарастает потребность в отечественном. Согласно аналитике Россельхозбанка, в апреле-мае 2022 года в России спрос органическую косметику вырос на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среди самых востребованных позиций: средства по уходу за лицом (рост в три раза),  уход за волосами (в два раза), уход за телом (в два раза).

Несмотря на то, что основные крупные производства российской косметики располагаются в Центральном и Западном федеральных округах, донские производители отмечают, что Ростовская область имеет хороший потенциал в отрасли. В ходе сессии по развитию нефтехимической промышленности, организованной региональным Центром кооперации и импортозамещения, министр экономического развития Ростовской области Максим Папушенко также отметил косметическое направление. 

«Косметическая индустрия – это еще одна важная ниша в химической отрасли Ростовской области, — сказал Папушенко. — В регионе уже есть крупные игроки в этой сфере – например, компания Emi, специализирующаяся на производстве, продаже, экспорте для лаков ногтей и обучении нейл мастеров. Emi — семейная компания, которая смогла выйти не только за границы Ростовской области, но и за границы России. Рынок косметики и косметологии сегодня буквально бесконечен, как и фармацевтический, например».

Как сказались на донских производителях западные санкции

Удивительным образом, для большинства производителей косметики западные санкции стали толчком к развитию. Так владелица косметологического бренда «ДНК» Екатерина Шибакова говорит: «Четыре года мы занимаемся препаратами, произведенными в РФ, в нашем ассортименте они занимают 90 % оборота (как инъекционные так и для поверхностного нанесения). Сейчас наш бизнес вырос в обороте». В ближайшее время «ДНК» планирует запуск производства собственного препарата для инъекций. 

Шибакова 2.jpg

Поделиться

Владелица косметологического бренда «ДНК» Екатерина Шибакова //Фото: «Вконтакте»

Генеральный директор компании по производству мыла и бытовой химии из Гуково Green marshall  Максим Нестеренко отметил, что с 24 февраля скачкообразно вырос спрос и продолжался до конца июня, превышая предложение. Несмотря на рост цены, спрос не падал.

«С начала июля наступило резкое падение спроса по причине загруженности складов оптовиков и падения спроса со стороны производственных предприятий: шахт, металлургических предприятий, машиностроительных заводов», — отмечает Нестеренко.  

Сегодня Green marshall  производит от 100 до 200 тонн мыла ежемесячно. Несмотря на некоторое снижение спроса в летний период, уход западных конкурентов дал стимул для расширения. 

«Мы как раз работаем на улучшение качества продукта при несущественном росте себестоимости нашего мыла. В планах есть производство отдельных позиций жидких моющих средств. К идее производства жидкого моющего средства подтолкнул уход одной британско-голландской компании, которая занимала существенную долю по производству одного нужного в наборе каждой домохозяйки моющего средства».

Владелица небольшого бренда натуральной косметики Home SPA Виктория Мирошниченко рассказала, что для ее команды кризис стал временем изменения подходов к производству. 

«С момента ввода санкций нам пришлось сменить некоторых поставщиков, — говорит Виктория Мирошниченко. — Например, раньше мы закупали морскую соль производства Израиля. Однако, в феврале поставки прекратились – корабли с товаром не могли выйти из портов Турции. Это на какое-то время затормозило наше производство, мы начали искать альтернативы и обнаружили замечательное производство морской соли в Таганроге. Причем, покупка сырья в своем же регионе гораздо выгоднее – снижаются логистические расходы. Так перебои с поставками помогли нам увидеть нового партнера».

На эту тему
Вера Мирошниченко, Е.Mi: «Сам рынок подтолкнул нас к расширению»
Поделиться
Также Home SPA изменили упаковку скрабов — после февральских событий начались проблемы с поставкой металлизированных пакетов с зип-застежками. Бренд перешел на другой вид упаковки – пластиковые банки, производящиеся в Новосибирске. 

«Вместе с упаковкой мы обновили внешний вид продукта, его объем и даже улучшили состав. Теперь это наш локомотив продаж. При этом пакеты, которые применялись раньше, порой протекали, это вызывало недовольство покупателей. С банками такой проблемы нет. Смену упаковки я называю лучшим решением 2022 года», — говорит Виктория Мирошниченко.

Потенциал Ростовской области на рынке косметики

В целом, донские производители отмечают рост интереса к российским продуктам на фоне санкций. Однако, отмечается и высокий уровень скепсиса. Как отмечает Екатерина Шибакова, недоверие — это первая проблема, так как фармацевтические компании Европы  вкладывали много лет значительные бюджеты в развитие своих брендов на российском рынке. Так, например, рынок косметологии вырос в РФ на европейских и корейских препаратах. Основная задача, стоящая сегодня перед отечественными производителями — это изменение отношения потребителей в РФ. «Наши препараты иногда даже лучше европейских аналогов. И самое главное — они выгоднее по цене», — отмечает Шибакова.

«Потенциал производства в Ростовской области велик! — отмечает Екатерина Шибакова. — Мы находимся в регионе с развитой логистикой и высоким уровнем потребления. Мы скоро запустим собственное  производство и надеемся занять весомую долю рынка в России, как в профессиональном сегменте, так и в онлайн продажах на маркетплейсах. Сложность одна — лояльность конечного покупателя к российским брендам», — рассказывает Шибакова.

В донской компании «Рамед», производящей средства для санаторно-курортной отрасли и SPA индустрии, отмечают географическое расположение региона, дающее дополнительные возможности. 

«Наш регион прекрасно расположен с точки зрения дорог и портов, один из лучших транспортных узлов страны, плюс в регионе есть квалифицированные кадры во всех направлениях, от промышленных специальностей до маркетинга», — говорят в компании.

Максим Нестеренко подчеркивает: сегодня не важно, какое именно у тебя производство, главное – это соотношение цены и качества. Глава Green marshall  убежден, что в ближайшее время будет расти спрос на доступные товары. 

«Мы поставляем контейнерами мыло на Дальний Восток и не испытываем каких-то логистических сложностей. Если у тебя хороший продукт с приемлемой добавленной стоимостью, то ты в состоянии поставлять во все 85 субъектов РФ. У нас логистика не занимает больше 5-8% в стоимости конечного продукта. Лично нам Ростовская область удобна тем, что здесь несколько крупных заводов по рафинации подсолнечного масла, продукты переработки которого мы активно используем при производстве хозяйственного мыла. Уверен, что развитие сельского хозяйства и животноводства всегда стимулирует появление продуктов натурального происхождения и рынок мыла здесь не исключение», — поясняет Нестеренко.

Михаил Нестеренко.jpg

Поделиться

Генеральный директор компании по производству мыла и бытовой химии из Гуково Green marshall  Максим Нестеренко//Фото: «ВКонтакте»


Поддержка властей отвечает запросам производителей 

Сегодня в рамках поддержки отечественных производителей в Ростовской области действует целый ряд программ, о чем рассказывают сами игроки рынка. 

На регулярной, даже ежегодной основе пользуемся поддержкой властей, отметили в компании «Рамед» на запрос «Эксперта Юг». «В региональную лизинговую компанию забегаем пару тройку раз в год, то гомогенизатор поменять, то фасовочное оборудование расширить, сложно представить производственный процесс без увеличения объемов выпуска продукции обновлений станков и другого оборудования. В ФРП и РРАПП также по графику обращаемся, а исторический наш поручитель – это Гарантийный Фонд Ростовской области. За некоторыми услугами обращаемся в Инжиниринговый центр, с ними уже наметили план на 2023 год. Хорошо знакомы и с экспортным центром, продолжаем с ними работать даже в столь непростые времена для международных взаимоотношений», говорит в ответе компании.

Виктория Мирошниченко высоко оценила работу по организации маркетов для местных производителей.  Мероприятие «НАШИ маркет», организованное центром «Мой бизнес», Ростовским региональным агентством поддержки предпринимательства (АНО МФК «РРАПП») при содействии Правительства Ростовской области и Министерства экономического развития стало хорошей возможностью заявить о себе. 

«Власти организовали хорошую площадку для этого мероприятия, обеспечили информационную поддержку, обеспечили аудиторию, собрали местные бренды, —поделилась Виктория Мирошниченко. — Для нас эта площадка стала хорошей возможностью выйти в офлайновую розницу, пообщаться со своими потребителями. Таких мероприятий хотелось бы побольше. Было бы здорово, если бы такой маркет сделали более длинным по продолжительности – хотя бы на несколько дней. Для мелких производителей такие площадки – прекрасная возможность быть в контакте со своей аудиторией, а также заявить о себе».

Мирошниченко.jpg

Поделиться

Владелица Home SPA Виктория Мирошниченко//Фото: РРАПП

Генеральный директор Green marshall  рассказал, что по программе РРАПП производство получили микрозаем в размере 5 млн рублей на пополнение оборотного капитала по ставке 3,25% на 2 года. 

«Средства мы получили в конце прошлого года, и они очень помогли при наступлении известных с февраля событий. Мы смогли безостановочно производить поставлять мыло всегда, имея средства на счете», — говорит Нестеренко.

Среди главных потребностей, существующих сегодня у донских производителей, «Рамед» отмечает потребность в безопасности.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1