94 100 13

Гравитация, природа и туризм: природоохранная стратегия анапской винодельни

6478
9 минут

Кубанская винодельня «Скалистый берег» первую партию вина, выпущенную в этом году, отнесла к премиальному сегменту. Основную ставку руководство предприятия делает как на развитие сырьевой базы, так и на энотуризм, рассказал «Эксперту Юг» гендиректор АО «Скалистый берег» Сергей Ступницкий

Гравитация, природа и туризм: природоохранная стратегия анапской винодельни

Гендиректор АО "Скалистый берег" Сергей Ступницкий//Фото: "Скалистый берег"
Поделиться

Винодельня «Скалистый берег» мощностью до 500 тыс. бутылок в год — средняя по объемам производства. Для того, чтобы отличаться от других объектов, расположенных в Анапском районе (здесь их более десятка) здесь решили сделать ставку на два направления — гравитационное виноделие и туризм. «Гравитация» исключает механическую перекачку вина, перемещение происходит свободно под действием силы тяжести, сообщается на сайте компании. Для такого производства необходима организация уклона в помещении и высокие потолки. Особенности технологии были учтены при проектировании трехуровневой винодельни. Вверху находится первичная приемка винограда. Уровнем ниже — производство. Здание винодельни вписано в холмистый ландшафт и углубляется в землю. Здесь расположены цеха выдержки и линия розлива готового вина. Цех выдержки вин — в скале под землей: здесь температура постоянно держится на отметке +15 градусов.

В Анапском районе Кубани уже есть «Винная деревня» (более 130 га виноградников), Центр энологического туризма в поселке Виноградном, частное хозяйство полного цикла «Виноградники Гай-Кодзора» (87 га в 5 км от Черного моря) и другие точки притяжения винных туристов. Туристическую привлекательность «Скалистого берега» обеспечивает его непосредственная близость к заповеднику «Утриш». Изображения редких видов животных, обитающих на территории винодельни, есть на этикетках вин «Скалистого берега». К линейке турпродуктов на винодельне тоже подошли творчески: купили телескоп, способный показать несколько тысяч объектов глубокого космоса, договорились с астрофотографом Русланом Ильницким о том, чтобы он выступал в роли экскурсовода. Поскольку в этой части села Варваровка нет лишнего «светового шума», ночное небо — как на ладони.

1+.jpg

Поделиться

Виноград здесь выращивают на плато, в ущельях и на холмах Семисамского горного хребта. Общая территория винодельни — около 100 га, почти треть из которых (30,4 га ) занимают виноградники, закладку которых проводили в 2011-2013 годах. До 2019 года весь урожай предприятие продавало другим производителям, пока в «Скалистом береге» шло строительство собственной переработки. Урожай-2020 здесь переработали и начали выпуск своих вин. Первые 44,3 тыс. бутылок выпустили к середине 2022 года. По словам г-на Ступницкого, урожай здесь собирают вручную.

По информации ИАС Seldon.Basis, АО «Скалистый берег» создано в июле 2010 года. У винодельни два учредителя: ЗАО «Компания ТехИнПро»(Москва) специализируется на сделках с недвижимостью (доля в АО «Скалистый берег» — 76%) и столичный Фонд «Соцгоспроект» (доля — 24%), который специализируется на финансовых услугах (кроме страхования и пенсионного обеспечения). Оба учредителя «Скалистого берега» прошлый год закончили с прибылью. Например, у фонда она превысила 40 млн рублей, у «Компании ТехИнПро» — 7,5 млн рублей. По итогам 2021 года, баланс «Скалистого берега» составляет 2,8 млрд рублей. Стоимость имущества увеличилась «из-за несбалансированных вложений». Конечных владельцев г-н Ступницкий не называет.

Риск-менеджмент над уровнем моря

— Вы выпустили более 44 тыс. бутылок при общей мощности производства — до 500 тысяч бутылок в год. Когда намерены выйти на этот показатель?

— До 500 тыс. бутылок в год — это мощность нашего оборудования. Виноградники, которые мы здесь заложили в 2011, 2012 и 2013 годах, позволяют выпускать до 150 тыс. бутылок в год. В этом году первый релиз наших вин, готовых к продаже. Сейчас, если даже брать урожай 2020 года, мы переработали гораздо больше, чем разлили. Это при том, что год был сложным. Из-за возвратных заморозков погибло более трети винограда. Из собранного урожая приготовили вина. Одни разлили и выставили на продажу. Заключили контракты с федеральными дистрибьюторами MBG и Rue de Vin. Прямые отгрузки у нас планируются предприятиям HoReCa на Черноморском побережье.

Другие вина находятся на длительной выдержке. Еще больше (260 тонн) собрали в 2021 году. Вина выдерживаются в нержавеющих емкостях и дубовых бочках, привезенных, преимущественно, из Франции.

Естественно, мы заинтересованы в том, чтобы с каждым годом объемы росли. Так, в следующем году планируем произвести минимум в два раза больше, чем сейчас. Более точно сказать трудно. В 2023 году будут выходить вина из винограда урожая разных годов. Например, моносортовой «Красностоп Золотовский» урожая 2020 года. Кроме того, в июне мы заложили первую партию игристых вин, которые будем разливать не ранее 2025 года. Это будут также премиальные вина.

12+.jpg

Поделиться

— Как вы планируете развивать сырьевую базу? На какой площади намерены заложить виноградники в ближайшие годы?

— Мы понимаем, что существующих виноградников недостаточно. И ведем работу над расширением сырьевой базы. Во-первых, на территории «Скалистого берега», есть еще участки (около 10 га), которые позволяют это сделать. В текущем году мы закажем саженцы и начнем подготовку почвы под посадку винограда на этих участках. Во-вторых, в Анапском районе, в 50 км отсюда, приобрели 74 га, которые начнем осваивать в ближайшей перспективе. Это более длительная история — много работы по подготовке почвы: надо сначала раскорчевывать старый сад, который лет 20 простоял заброшенным, затем вспахать, предварительно засеять злаковыми и только потом приступать к закладке виноградника, то есть, не ранее 2024 года. А дальше останется только ждать пока виноград там вырастет, а это около пяти лет.

— На территории винодельни новую закладку планируете весной 2023 года?

— Если успеем. Многое упирается в получение саженцев. Мы используем импортные, в частности, из Франции, покупка и поставка которых, сейчас представляет трудный финансовый и логистический квест.

— Сколько средств вы инвестировали в создание производства? В какой срок планируете окупить эти вложения?

— Скажу так: это — многомиллионные инвестиции. Заложить виноградники и построить современный завод, с применением самого передового европейского оборудования (французского и итальянского) это — очень большие вложения, которые невозможно окупить за пару лет. Это всегда очень длинные деньги. Потребуются десятки лет, чтобы окупить эти инвестиции.

Гравитация как конкурентное преимущество

— Почему гравитационное виноделие? Чем обусловлен выбор технологии?

— Гравитация — это первооснова виноделия. Можно использовать различные механические устройства для перекачки виноматериала, насосы. Однако, когда виноделие начиналось много веков назад, то таких устройств просто не было. Использовалась именно гравитация. При перекачке вина и при различных технологических операциях. Просто одну бочку поднимали над другой и, опрокидывая, переливали вино. Так что выбранная технология — не дань моде, а скорее возврат к истокам. Речь о том, чтобы сохранить структуру вина, все сортовые и терруарные особенности, не испортить виноматериал. Потому что при дополнительном механическом воздействии на вино, оно получает определенный стресс, что негативно сказывается на органолептике, может быть повреждена косточка в ягоде, что впоследствии даст негативные тона в продукте. Так как мы делаем ставку на высокое качество, премиальный сегмент, то не можем допустить изменение качества продукта.

6+.JPG

Поделиться

Винодельни гравитационного типа обычно строят на склонах, поскольку технология подразумевает многоярусность процесса по вертикали: сверху вниз. Можно сказать, что местный рельеф стал для нас еще одним аргументом в пользу гравитации.  

— У вас в цехах — передовое европейское оборудование, а на виноградниках — импортная техника. Как влияют западные санкции на вашу деятельность?

— Мы не одни в такой ситуации. В основном все оборудование для винодельческих предприятий России — европейское. Из Италии, Франции, других стран. Это емкости, бочки, пресса, линии переработки, розлива, а также многие из необходимых в производстве материалов.

Сейчас отечественные поставщики разрабатывают альтернативные варианты поставки оборудования и технологий для виноделия. Например, не напрямую, а через третьи страны.

Также есть трудности, связанные с ремонтом и обслуживанием сельхозтехники. На виноградниках «Скалистого берега» ширина между рядами два метра. Отечественный трактор не пройдет. Только специализированный импортный. У нас это «Нью Холланды». С их ремонтом возникают большие проблемы. Поэтому мы решили, что новые виноградники будем закладывать с широкими междурядьями, чтобы можно было применять отечественные тракторы, под стандартную колею.  

На эту тему
Мы не просто винодельню строим, а выстраиваем интересы людей
Поделиться
Бизнес с прицелом на экологичность

— Есть ли у винодельни стратегия? В чем ее принципиальное отличие от стратегий других игроков рынка, которых довольно много даже в одном только Анапском районе?

— Во многом наша маркетинговая стратегия выражается в архитектурной концепции винодельни. Мы определили ее для себя, как идея осознанного потребления и бережного сосуществования с природой. Когда мы работали над проектом винодельни, то хотели объединить индустриальное и природное начало в самом объеме. И максимально вписать его в ландшафт так, чтобы это не было вычурно, вызывающе, чтобы это гармонировало, а не диссонировало с окружающей средой. Мы делаем саму природу, которая формировалась здесь тысячелетиями, сотворцом наших вин.

— Вы развиваете гостевую инфраструктуру или линейку турпродуктов?

— Для нас важны обе эти составляющие. Нас посещают и отдельные туристы, и туристические группы. Для них проводим экскурсии по виноградникам и производству, с дегустацией вин и без нее. В рамках продукта «Гравитация». В августе запустили вторую туристическую программу — «Вино и звезды». Это вечерняя экскурсия по винодельне с возможностью понаблюдать за небесными объектами. Специально для этого мы приобрели мощный телескоп и договорились с популяризатором науки и известным астрофотографом Русланом Ильницким о том, что он будет выступать в роли экскурсовода. Руслан живет в Анапе, но известен далеко за ее пределами. Он ведет блог по астрологии, издал о ней несколько книг и вообще очень интересный рассказчик. Наблюдать за планетами и звездами наши гости будут с площадки на кровле винодельни. На время вечерней экскурсии выключим весь свет на территории винодельни. Поскольку в этой части села Варваровка нет лишнего «светового шума», то при полном отключении ночное небо будет как на ладони. Телескоп и Руслан сделают космос для наших гостей более понятным и близким.

Кроме того, будут вводиться новые услуги и предложения. Так, мы предполагаем задействовать наше здание для проведения выставок, ярмарок и фестивалей. Уже есть предварительное соглашение о проведении совместных экскурсий с ФБГУ Заповедник «Утриш».

На эту тему
Органическое вино — рынок, где не нужно конкурировать с заводами
Поделиться
Что касается инфраструктуры, то у нас уже есть объекты. Например, дегустационный зал с панорамным видом. Он находится в той части винодельни, которая выполнена в виде морской гальки. Также есть винотека, где можно приобрести нашу продукцию. Причем, некоторые из наших вин представлены только здесь. Есть также открытая площадка для отдыха, которую мы планируем задействовать для различных мероприятий.

— Какими мерами господдержки вы пользуетесь? Считаете эти меры достаточными?

— Намерены подавать заявки на субсидии при закладке новых виноградников и покупке отечественной сельхозтехники. Мы видим, что система мер господдержки активно развивается и совершенствуется. Очевидно, что на федеральном и региональном уровне много внимания уделяется развитию сельского хозяйства вообще и нашей отрасли, в частности. Например, только в текущем году на поддержку виноградарства и виноделия в стране предусмотрены порядка 1 млрд рублей. Есть меры, направленные на развитие аграрного (в том числе и винного) туризма. Мы это тоже учитываем. При необходимости будем пользоваться и такими возможностями.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .