Перевалка серы в порту Тамань. // Фото: oteko.ru
Поделиться
Все дороги ведут в порт
Грузооборот портов Азово-Черноморского бассейна, по данным Ассоциации морских торговых портов за 2023 год, составил 291,4 млн тонн, балтийских портов — 248,6 млн тонн, дальневосточных — 238,1 млн тонн. Уже к 2030 году мощности портов Азово-Черноморского бассейна планируется нарастить до 400 млн тонн. Этот показатель особенно важен в эпоху масштабной переориентации грузовых потоков в страны Глобального Юга. При этом речь идет не только об инфраструктурном развитии портовых мощностей, но и железнодорожной инфраструктуры в южном направлении страны.Как сообщают в Минтрансе РФ, на южные ворота приходится около 30% всех внешнеторговых и транзитных грузов, проходящих через морские порты по всей территории России.
Напомним, что в Черноморской экономической зоне находятся самые крупные морские транспортные узлы: Новороссийский, Туапсинский, Тамань, Ейский, Кавказ, Темрюк, Сочинский. При этом недавний запрет на заход российских судов в европейские порты усилил позицию краснодарского хаба как «экспортного окна».
За счет круглогодичной навигации здесь можно осуществлять перевалку всех категорий товаров — наливные, навалочные, генеральные и лесные грузы. Отсюда их отправляют в страны Ближнего Востока, в Африку, Южную Америку и Индию, что в текущей и перспективной геополитической ситуации играет важную роль в экспортной, промышленной и экономической безопасности России.
Специализация южных портов
У каждого из крупных портов краснодарского хаба есть свои особенности.Новороссийск — столица морского юга и крупнейший порт в стране, через него проходит более 55% всего грузооборота Азово-Черноморского бассейна.
Порт имеет статус универсального перегрузочного комплекса. В его инфраструктуру входят терминалы минеральных удобрений, растительных масел, зерновой и контейнерный. Кроме того, Новороссийский порт имеет доступ к железной дороге, соединяющей его с крупными промышленными центрами в России, Закавказье и Средней Азии.
Туапсе считается старейшим морским портом на Юге России. Он специализируется на перевалке нефтепродуктов, зерновых и накатных (ро-ро) грузов. Глубина морского дна позволяет обрабатывать суда дедвейтом до 60 тыс. тонн.
В Темрюкском районе расположены сразу три морских порта: Темрюк, Кавказ и Тамань. Навалочный терминал Таманского порта по проектной мощности составляет более 70 млн тонн грузов в год. Здесь можно обрабатывать суда дедвейтом до 220 тыс. тонн.
Якорные предприятия Кубани
Морские порты сегодня — один из основных источников пополнения местного и регионального бюджетов в Краснодарском крае. Новороссийский транспортный комплекс дает работу каждому пятому жителю города, в том числе поэтому уровень безработицы здесь считается одним из самых низких в стране: всего 0,3%. А в некоторых портовых районах края уже наблюдается дефицит кадров.Как известно, любой крупный порт — это якорное предприятие, которое дает импульс для развития частного бизнеса всех форматов и способствует увеличению населения за счет привлечения рабочей силы, в том числе и из других регионов.