Обещанием "брони" от мобилизации чаще стараются привлечь оборонные предприятия//Фото: "Уралвагонзавод"
Поделиться
«За неделю с 3 по 9 октября число вакансий на портале hh.ru в России снизилось на 0,4%, а число активных резюме выросло на 0,3% по сравнению с предыдущей неделей, — приводит данные Алена Манохина. — В ЮФО отрицательная динамика предложений составила 1,1%, а со стороны соискателей активность осталась на прежнем уровне. Сегодня конкуренция на рынке труда ЮФО – около пяти человек на место, что говорит о его стабильном состоянии».
Алексей Захаров, президент SuperJob, считает, что ситуация, которая сложилась сейчас на рынке труда, напоминает ситуацию в феврале-марте 2022 года, когда никто не понимал, что происходит и как реагировать: рынок сначала замер, затем ушел в традиционное летнее затишье, чтобы с конца августа вновь оживиться. Здесь имел место сезонный фактор: люди возвращаются из отпусков и дач, активность в поиске работы и подборе сотрудников растет.
После объявления о частичной мобилизации рынок опять несколько замер, но работодатели активно продолжают заниматься наймом сотрудников. «Мы впервые не видим традиционного для осени роста официальной безработицы. Крупным работодателям сейчас даже сложнее, потому что нормальная реакция у людей в кризисной ситуации – держаться за текущее место работы, а не искать что-то новое, пусть и более выгодное», — говорит Алексей Захаров.
«Есть отрасли, где наблюдается сезонный спад активности – например, сельское хозяйство, а в промышленности, ритейле, наоборот, активно нанимают, – отмечает Алексей Захаров. – Мы много общаемся с клиентами SuperJob – крупными работодателями. По их данным, повестки получили менее 0,5% от общей численности сотрудников, что приблизительно соответствует количеству мобилизованных (300 тысяч человек). Пока основная проблема, вызванная мобилизацией, связана с работой отделов кадров: вышло множество распоряжений, но как их оформлять в документах мало кто понимает».
Повышенный интерес к вакансиям с возможностью «брони»
Любые изменения не проявляются одномоментно, можно ожидать, что влияние частичной мобилизации проявится несколько позже. При этом уже отмечаются определенные тренды, характеризующие новую реальность. В первую очередь, это рост числа предложений с указанием возможности брони или отсрочки от мобилизации.«За период с 21 сентября на портале hh.ru было опубликовано около тысячи вакансий с такими упоминаниями, – отмечает Алена Манохина. – Как правило, это предложения для специалистов в сфере информационных технологий, медицины и фармацевтики, а также производственного персонала, рабочих и строителей. Сейчас такая возможность стала дополнительным преимуществом работодателя в глазах соискателей, и позволяет компаниям получать больше откликов от кандидатов. Число просмотров таких предложений заметно превышает средний показатель».
По данному вопросу Алексей Захаров высказывает противоположное мнение: «Вакансий компаний, обещающих бронь от мобилизации, — считанные единицы. В основном подобным образом пытаются привлечь рабочих на заводы, в силовые структуры, на оборонные предприятия. В резюме соискателей подобного запроса не встречается. Сильного спроса на эти вакансии мы пока не видим. К тому же, IT-компании не могут на 100% гарантировать бронь от мобилизации – там есть множество факторов».
Еще одна явная тенденция – рост интереса к работе в удаленном формате. За период с 21 сентября на hh.ru было опубликовано более 47 тысяч вакансий с предложением дистанционной занятости на постоянной основе. Это значение оказалось в два раза больше, чем за предыдущие три недели, а количество откликов на такие предложения также значительно возросло.
Мобилизация усугубляет проблему дефицита кадров
Во многих профессиональных областях ЮФО не первый год наблюдается дефицит кадров – это консультирование, строительство и недвижимость, медицина и фармацевтика, банковская отрасль, продажи, производство, сфера транспорта и логистики, туризма и гостинично-ресторанного бизнеса. Здесь на одну вакансию претендуют от 1 до 3 кандидатов, что свидетельствует о сложностях в поиске нужных специалистов. Текущая ситуация еще более усложняет проблему с кадрами.«Обострилась нужда в рабочем персонале, в специалистах в области строительства, производства, добычи сырья, медицины, транспортной отрасли, продаж. Потенциальные кандидаты для трудоустройства в этих сферах — в основном, молодые люди в возрасте 20–24 лет и те, кому до 40 лет. Это самые высокопродуктивные и работоспособные возрастные категории, которые последние два года в дефиците, и именно они в большей степени попадают под условия частичной мобилизации, что создает дополнительную нагрузку работодателям для решения кадровых вопросов», – говорит Алена Манохина.
Ранее «Коммерсант» писал о том, что сопоставимое с мобилизацией влияние на рынок труда оказывает миграция мужчин призывного возраста за рубеж. Какая-то часть продолжает работать дистанционно на своих текущих работодателей, в частности, сотрудники IT-компаний.
По мнению Алексея Захарова, в этой сфере давно привыкли к удаленке, и переезд в другую страну – не повод увольняться, тем более даже программисты стараются сейчас держаться за свои рабочие места. Однако многим все же пришлось уволиться.
«Несколько сотрудников у меня пропало в первый же день – сбежали, — рассказывал в самом начале мобилизационной кампании «Эксперту Юг» руководитель малого производственного предприятия. – У нас все люди, которые подлежат мобилизации, поотключали телефоны, в город не выходят, кто-то уехал».
Также ранее руководитель ростовской ИТ-компании Zuzex Иван Усачев, рассказывал «Эксперту Юг», что некоторые предприятия по рынку потеряли до 10% сотрудников, которые либо бежали, либо приняли решение о смене места жительства.
Точные данные о количестве работников, выбывших с российского рынка труда, отсутствуют, однако, по данным Росстата, уже за период с января по июль 2022 года в России впервые за многие годы фиксируется миграционный отток: количество выбывших превысило количество прибывших на 73 855 человек, тогда как в прошлом году за аналогичный период наблюдался миграционный прирост в 161 008 человек. С учетом последних тенденций можно предположить, что миграционный отток только усилится.
Женщин стали чаще приглашать на собеседования
Что касается возможности найти работу в текущей ситуации, то здесь нужно рассматривать различные категории соискателей. По мнению экспертов, в краткосрочной перспективе может наблюдаться перевес на рынке труда в пользу женщин и возрастных сотрудников. «Так, по данным hh.ru, компании стали на 3% чаще приглашать на собеседования женщин: по сравнению с первой неделей месяца доля женских резюме, заинтересовавших рекрутеров, выросла с 59 до 62%, а мужских - сократилась с 41 до 38%», – рассказала Алена Манохина.Более заметны эти изменения в сферах страхования, безопасности, спорта, фитнеса и красоты, на позиции административного персонала. Кроме того, в последнюю неделю сентября работодатели на 2% реже приглашали соискателей в возрасте 18-24 лет. При этом на 1% увеличилась доля приглашений, отправленных людям 35-44 лет, а также 45-54 лет.
В целом, как полагает Алексей Захаров, системной проблемы с трудоустройством женщин и людей в возрасте нет, но, возможно, есть единичные случаи: «Работодатель смотрит на способности и ценность для бизнеса. Очень ценятся сотрудники предпенсионного возраста – как правило, это пик квалификации, передача опыта молодежи и самые высокие зарплаты. В абсолютной массе они благополучно работают. Есть проблемы у людей, которые, последние 20 лет, трудясь на одном месте и не узнав ничего нового, вдруг потеряли работу и остались с устаревшими компетенциями. Им, конечно, сложно, оказавшись на открытом рынке труда».
Рост конкуренция среди соискателей в IT-сфере
Появилось больше возможностей для трудоустройства у категории соискателей на должности высшего менеджмента: по данным hh.ru, по итогам сентября число предложений выросло на 8% по сравнению с предыдущим месяцем, а конкуренция снизилась с восьми кандидатов на вакансию в январе до трех в сентябре.«Что касается представителей ИТ-сферы, где в последние годы активная конкуренция за кандидатов, что влекло за собой рост заработных плат, то число предложений в ЮФО по итогам сентября также выросло на 6%, но, по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, показало отрицательную динамику в 40%, что привело к росту конкуренции среди соискателей», – утверждает Алена Манохина. По ее словам, если в начале 2022 года за одну вакансию здесь конкурировали только два кандидата, то сейчас – уже четыре, что дает работодателям большие возможности выбора, соответственно, соискателям приходится выдерживать более жесткую конкуренцию».