93 100 13

Когда Ростов откроет для себя Парамоновские склады

15175
6 минут

В Makaronka открылась выставка о Парамонах – неофициальном «месте силы» Ростова-на-Дону, которое разрушается и наверняка будет разрушено, если публично не проговорить, почему это место должно быть сохранено. Коротко говоря, выбор мест, подходящих для культурной перезагрузки Ростова, невелик

Когда Ростов откроет для себя Парамоновские склады

Фотография Георгия Обухова из галереи Makaronka
Поделиться

В конце ноября в центре Makaronka открылись сразу две выставки. Большой зал посвящен импрессионистичной живописи Елены Лапко и документальной фотографии Георгия Обухова на тему Парамоновских складов – живописных руин в центре Ростова. На картинах Лапко много работы с арками, классическими формами, увиденными в материале и выделенными художником, а также с рассеянным, создающим разные настроения светом. Обухов скорее ищет безэмоциональный ракурс для реальности, выявляет своей рамкой неочевидную геометрию архитектуры, скрытую за следами явной запущенности. Для названия выставки взята цитата из поэта Алексея Тимбула «Мой хребет уходит корнями / под склады Парамоновы…»

Парамоновские склады1.jpg

Поделиться

Фото Георгия Обухова

А вторая выставка – первая для смоленского куратора Натальи Кудряковой, которая собрала по всей стране работы на тему «Апокалипсис глазами современников». Многообразие собранного материала показалось намного превосходящим выделенную для выставки «кишку» арт-пространства, а тема по своему замыслу и культурному шлейфу показалась очень сложной для какого-либо обобщения. Поэтому главным впечатлением от посещения сдвоенной выставки у меня осталось чувство, что мне не хватило Парамонов, что именно это место могло бы стать посильным предметом для коллективного осмысления представителей самых разных креативных индустрий. Такое осмысление очень нужно Ростову-на-Дону.

Ростов-на-Дону в поисках своего прошлого

Мне кажется, Ростов еще не вполне ощущает драматургию, которую замыкают на себя Парамоновские склады. И для меня это знак того, что эта драматургия должна быть проработана. Уверен, что творческие люди, живущие или оказавшиеся в городе, многое могли бы привнести в формировании мифологии этого места.

Живопись Елены Лапко.jpg

Поделиться

Живопись Елены Лапко//Фото: «Эксперт Юг»

Когда начинают говорить о Парамонах, первое, на что обращают внимание скептики, - что в любом городе есть свои исторические места, которые выглядят, как правило, более внушительно и товарно – кремли, дворцы, усадьбы, резиденции первых лиц. А тут склады конца XIX века. Да еще и выглядят буквально чуть лучше, чем римский форум, хотя на пару тысячелетий моложе. Мол, чего же держаться за эту рухлядь?

Но в том-то и дело, что Ростов выделяется в ряду других городов как раз антиисторичностью. В нем вообще не пахнет никакой древностью. Для горожан советское и даже конструктивистское наследие – это наши дома, учреждения, места работы, то есть не прошлое, а настоящее. В этом состоянии жизни настоящим моментом Ростов и пребывает. Даже модерн, дореволюционный образ жизни часто воспринимается здесь как идеал, к которому надо стремиться прямо сейчас. А на деле реалии того периода выглядели примерно так: колоссальная роль иностранного капитала на рынках, торговая и экспортноориентированная экономика, основанная на экспорте зерна и работе рынка регионального значения, а также наивысшая плотность ресторанов на душу населения в стране - при почти полном отсутствии какой-либо иной культуры. Подавляющее большинство памятников эпохи модерна – доходные дома для гостей торгового люда. Под культурой здесь всегда понимали скорее умение договариваться, торговаться, вести дела, подавать себя в обществе.

Парамоны коллаж.jpg

Поделиться

Фото Георгия Обухова

В сложившемся образе культурного Ростова немало обаятельных черт, у города есть харизма. И все же на месте исторического прошлого тут зияние. А с выбором прошлого связана идентичность города, а с идентичностью – его позиционирование, понимание, как использовать культурный потенциал для своего развития. Ростов – это город про что: про первый отбитый у фашистов во Второй мировой русский город? про торговлю со всем миром? про казачью культуру нижнего Дона? про статус бывшей южной столицы криминального мира? про индустриальные подвиги и конструктивистский порыв? Про группу «Искусство или смерть»? или про скифов и Танаис? Казалось бы, а зачем выбирать? Выбирать надо потому, что это все только материал для мифов, а не сами мифы. Ничего из перечисленного не используется для развития города. Ни одна из тем не объединяет людей в сообщества и проекты. А это значит в целом, что культурный потенциал не используется. И в случае Парамонов это особенно обидно.

Парамоновские склады как место силы

В сентябре мы выбрались смотреть на Парамоны всей семьей – я подумал, что пора их показать детям. Путь к складам с улицы Седова – это замусоренные тропы по склону, с которого открываются одни из лучших видов на реку в Ростове. День был солнечный, но мы все же удивились, встретив здесь человек двадцать пять, не меньше. Некоторые явно пришли сюда на пикник. Здесь были совсем не только деклассированные элементы, что бы об этом месте не писали. Кто не знает, особенность складов – родник, который когда-то выполнял роль системы охлаждения для этих сооружений. Еще несколько лет назад его воды заполняли нижнюю часть верхней шеренги складов, создавая сюрреалистические виды. Сейчас для потока создано небольшое русло. На наших глазах в нем обмывались некоторые закаленные мужчины. Это место выглядело живым и запущенным. Затем мы спустились на Береговую и прошли насквозь всю нижнюю шеренгу складов.

Парамоны Елены Лапко1.jpg

Поделиться

Живопись Елены Лапко//Фото: «Эксперт Юг»

Парамоны – это история о создании города торговым капиталом. Именно склады, а не крепости, дворцы и резиденции, выполняют здесь роль кремля. Склады это порт, порт – это речной флот, флот – это созданное в то время мореходное училище, порт – это товары, товары – это железные дороги, центр которых оказался в конце XIX века именно в молодом еще Ростове. Того, насколько Ростов молод, чаще всего не понимают. Вспоминают Темерницкую таможню при Елизавете. Но еще в 1856 году постоянного населения в городе – 13 тысяч человек. Нет еще города, а ведь ему уже как бы больше ста лет. Но уже через сорок лет здесь живут уже 120 тыс. человек, и это крупнейший город Юга России. Во время большого индустриального рывка и создан Ростов. Работа Парамоновских складов создала этот город. Екатеринбург гордится и мифологизирует свою промышленность, Юг может гордиться торговлей, торговля – большой культурный пласт этого региона.

Однако город еще не открыл для себя потенциала культуры. Он не может понять ценности Парамоновских складов, потому что он плохо понимает, что ему делать с культурными ценностями. Да еще какими-то непроговоренными, неочевидными. Антиисторичность Ростова – это его травма, его комплекс. Парамоновские склады на том месте, где должны стоять культурные памятники, какие-нибудь монастыри – это какая-то осознанная ущербность и одновременно ее приятие как своей особенности.

Парамоновские склады — памятник культурного наследия федерального значения. Склады были построены ростовским купцом Елпидифором Парамоновым. Пять лет назад на месте Парамонов хотели построить два отеля, общественность была возмущена, разрешение на строительство было выдано, а потом отозвано. Два года назад здесь была заявлена рекреационная зона, этнопарк, было фактически объявлено о сносе пакгаузов. Кажется, ничего не движется – и слава богу.

Сейчас по всей стране идет волна создания креативных кластеров. Какой была бы хорошей идея создания креативного кластера именно здесь. Чтобы культура Ростова получила новый импульс именно там, где зародилась его экономическая история. Чтобы прошлое в результате проекта было не потеряно, а обретено.

Парамоны Елены Лапко.jpg

Поделиться

Живопись Елены Лапко//Фото: «Эксперт Юг»

Попутный вопрос: это инвесторы создают мифологию, или они появляются там, где она создана? Мне кажется, скорее, второе. Мне кажется, без интеллектуальной и художественной проработки ключевых мест города мы точно их потеряем. Возможно, мы их потеряем и после проработки, но без нее потеряем гарантированно. В этом смысле Ростов должен был бы сначала открыть Парамоны для себя, а потом уже станет ясно, что с ними делать.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .