93 100 13

ДГТУ подготовит востребованных инженеров для реальной экономики

ЭКСПЕРТ ЮГ №10 2022
1719
4 минуты

ДГТУ и «Ростсельмаш» создали новое структурное подразделение вуза — Институт перспективного машиностроения «Ростсельмаш», в рамках которого будет развиваться Передовая инженерная школа (ПИШ). Проекты ПИШ готовят инженерные команды для решения передовых производственных задач. Это новое слово в российском образовании

ДГТУ подготовит востребованных инженеров для реальной экономики

Владимир Колодкин, проректор по учебной работе ДГТУ//Фото: ДГТУ
Поделиться
Федеральный проект «Передовые инженерные школы» стартовал в 2022 году по инициативе Министерства науки и высшего образования РФ. Он направлен на опережающую подготовку инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. Донской государственный технический университет (ДГТУ), наряду с другими 29 вузами страны, успешно участвует в этом проекте.
По словам проректора по учебной работе ДГТУ Владимира Колодкина, на базе вуза создаётся отдельная научно-образовательная структура нового типа, которая будет готовить инженеров и преподавателей для конкретных проектов, востребованных в отечественном сельхозмашиностроении при взаимодействии с лидером этой отрасли.

— В чём для ДГТУ ценность участия в проекте ПИШ? Каковы были условия вхождения в этот проект правительства?
— Мы взяли на себя обязательства по методологическо-содержательному развитию инженерной школы. То есть нам нужно разработать эффективную методику преподавания инженерных дисциплин и формирования востребованных на современном производстве компетенций нового формата. При создании такой школы важным условием было не на бумаге, а по-настоящему сформированное партнёрство с теми предприятиями, под кого эти инженеры выращиваются. После недолгих раздумий нами был выбран «Ростсельмаш» — наш исторический партнёр, для которого мы готовим кадры с 30-х годов прошлого века.

Мы донесли идею школы до президента холдинга «Новое содружество» (в него входит «Ростсельмаш») Константина Бабкина. Встретились с ним, рассказали о концепции инженерного образования, о нашем пилотном проекте по подготовке инженеров новой формации — Институте опережающих технологий «Школа Икс». Ему эта концепция понравилась. «Ростсельмашу» нужны команды инженеров, которые смогут выпускать пять новых востребованных сельхозмашин в год. Вуз должен создать такую образовательную модель, которая будет взращивать не отдельных инженеров, а целые сработанные команды, способные на базе единой модульной масштабируемой платформы для спецмашин разрабатывать и запускать на рынок новые востребованные модели.

— Каков тогда профессорско-преподавательский состав ПИШ и кто её возглавил?
— Руководителем стал директор Технического центра компании «Ростсельмаш», ключевого R&D-подразделения, в котором собраны инженеры-конструкторы и расчётчики предприятия, Юрий Алексаков. Мы построили образовательную модель, где каждый модуль — конкретная «боевая» задача от предприятия. Руководитель ПИШ должен иметь полное представление о стратегии развития предприятия-партнёра: важно, чтобы для компании он был «своим». Также мы пригласили преподавателей из ВИМа (Всероссийский институт машиностроения) и из нашего вуза. Несколько по-настоящему драгоценных для прикладной инженерной науки исследователей-преподавателей нашли в наших филиалах.

— Какие целевые показатели есть у ПИШ, кто может здесь пройти обучение?
— ПИШ направлена, в первую очередь, на трансформацию магистерских программ. Государственная субсидия рассчитана на три года. Через два года первый выпуск магистров. С 2023 года мы планируем ежегодно набирать не менее 100 человек в магистратуру Института перспективного машиностроения. Сейчас мы активно дорабатываем и актуализируем эти образовательные программы. Стать студентом может любой выпускник бакалавриата, который пройдёт вступительные испытания вуза и собеседование с hr-специалистом. Мы будем готовить инженеров «Ростсельмаша» к тому, чтобы они стали наставниками для студентов ПИШ. Вторая задача — повышение квалификации преподавателей, которых мы отправили на переподготовку в Академию «Ростсельмаш». Через несколько лет мы намерены создать модель шестилетней подготовки инженерных команд по формуле 2+2+2, в которой бакалаврская программа будет синхронизирована и объединена с последующей магистратурой. При этом обу­чение предполагает постоянную работу над проектами от «Ростсельмаша» в командах, состоящих из студентов разных профилей.

— Вы упомянули созданное в ДГТУ подразделение — Институт опережающих технологий «Школа Икс». Также на базе ДГТУ создано образовательное пространство «Т-университет». Расскажите об их работе.
— Проект «Школа Икс» направлен на формирование не просто подготовленного, а именно образованного инженера, способного к работе в условиях неопределённости и выработке готовых решений для реализации на рынке. Именно поэтому в «Школе Икс» мы используем проблемно-ориентированный, проектный подход при построении учебного плана — каждый семестр студенты не просто осваивают дисциплины, а объединяются в команды для того, чтобы решить реальную задачу от внешнего заказчика. Мы внедрили индивидуальные траектории, предполагающие большой выбор элективных курсов и дисциплин, помимо профильных. В этом году будет первый выпуск инженеров «Школы Икс». Это фактически элитная инженерная школа. «Т-университет» — это проект по трансформации всего бакалавриата в ДГТУ, который предлагает студентам не только инженерной, но и социогуманитарной направленности схожую со «Школой Икс» модель обучения.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .