93 100 13

Бизнес-решения для социальных задач

1977
13 минут

Освоение бизнесом, работающим в регионе, технологий социального предпринимательства позволит значительно продвинуться в решении наболевших проблем, а также заложить фундамент для успешности следующих поколений.

Бизнес-решения для социальных задач

1977
13 минут

Освоение бизнесом, работающим в регионе, технологий социального предпринимательства позволит значительно продвинуться в решении наболевших проблем, а также заложить фундамент для успешности следующих поколений.

Бизнес-решения для социальных задач

Василий Высоков
Поделиться

В современном обществе возрастает роль социальных благ и услуг. Традиционные рыночные механизмы в этой сфере работают недостаточно эффективно, задачи перерастают в проблемы, и предприниматели вынуждены быть социально ответственными и находить решения социальных проблем. Социальная ответственность бизнеса выходит за рамки получения прибыли, обеспечения занятости и уплаты налогов, она вынуждена включать контроль за эффективным расходованием бюджетных средств. Если бюджетные средства расходуются неэффективно, то снижается эффективность бизнеса, нарастает социальное напряжение, растёт пропасть между бедными и богатыми, и, в конечном счёте, происходит смена и власти, и бизнеса. Власть и крупный бизнес нуждаются в малых и средних предприятиях: если между президиумом и галёркой нет малого бизнеса, то галёрка и президиум меняются местами. 

Пока о социальной ответственности бизнеса больше всего любят рассуждать социально безответственные чиновники и политики. Свою неспособность эффективно использовать имеющиеся ресурсы они часто заменяют риторикой о необходимости социальных поборов с бизнеса на реализацию очередных спецпроектов. Социальное предпринимательство требует использования специальных бизнес-технологий решения социальных проблем.

В 1999 году команда менеджеров открыла в Ростове-на-Дону «Центр-интернет» — проект бесплатного обучения школьников основам интернета. Не забуду первую реакцию чиновника из областного министерства образования: «Вы всё неправильно сделали: деньги надо было отдать нам, а мы бы уже их правильно поделили». За четыре года в центре прошли подготовку более трёх тысяч школьников; из них выросли неплохие специалисты, которые до сих пор при встрече благодарят за полученные в детстве знания.

Социальная справедливость и экономическая эффективность

Размышления о социальной справедливости породили разные модели «честного» распределения: «всем поровну», «каждому по труду», «каждому по потребностям». Действительно, если в обществе существует большой разрыв в доходах разных социальных групп, то либо стабильность в нём приходится поддерживать с помощью диктатуры, либо происходит социальная революция. В реальном бизнесе постоянно приходится решать аналогичную задачу. Каждый человек бесценен, но между сотрудниками можно разделить только полученный доход. Задача не имеет однозначного решения, но экономисты придумали много моделей «справедливой» оплаты: по отработанному времени, по выработке, по нормативам, по конечным результатам, по участию в прибылях, по ключевым индикаторам и так далее, которые должны помочь найти оптимальное соотношение между социальной справедливостью и сохранением стимулов к эффективной работе. Если всем давать «по справедливости», то у плохих работников не появляется стимулов к эффективному труду, а хорошие сотрудники теряют стимулы эффективной работы. Искусство управления персоналом как раз и состоит в нахождении очень тонкой грани между справедливостью и эффективностью.

Современные предприниматели понимают, что бизнес в условиях бедности не только сужает рынки сбыта, но и рождает риски социальных потрясений. Здесь важно избегать искушений в использовании оппозиции для социальных преобразований общества и разделять политику и бизнес.

Социальные проблемы инноваций и модернизации

Внедрение инноваций требует не только технического и финансового инжиниринга. Инновации — это прежде всего социальная проблема, поскольку при старой технологии «Я — начальник, ты … не факт!», а при новой технологии «не факт, что я останусь начальником».

Общество — единство технологической и социальной структуры. Это единство наиболее ярко наблюдается в переходные периоды: старые элиты хотят «жить лучше» и для этого вынуждены менять технологическую структуру. Но новой технологической структуре требуются новые элиты. Возникшее противоречие нередко тормозит реформы и часто разрешается радикальными социальными преобразованиями в обществе. Для сохранения социальной стабильности при непрерывных технологических преобразованиях элита должна ориентироваться не на однократные переходы, а на непрерывные трансформации. Современное общество выходит на траекторию непрерывных инноваций и может сохранять свою стабильность, если и бизнес, и власть, и само общество готовы к постоянному обновлению.

Сегодня издаётся огромное количество методической литературы с рекомендациями по управлению изменениями в организациях, но ни бизнес, ни общество ещё не освоили новые режимы работы с непрерывными трансформациями.

На интернет-портале «Предпринимательский всеобуч» (http://school.centrinvest.ru) удалось собрать знания и опыт 15 лет работы с малым бизнесом юга России и методические материалы по развитию предпринимательства, подготовленные за этот же период для чиновников, предпринимателей, студентов, школьников. Каждый грамотный человек (самостоятельно! бесплатно!!) может изучить эти материалы и, ответив на вопросы, получить сертификат об окончании курса по основам предпринимательства. Но предложения использовать интернет-портал «Предпринимательский всеобуч» для обучения студентов вузов с последующим применением полученных знаний при написании курсовых и дипломных работ неожиданно встретили негативную оценку со стороны преподавателей, которые читают аналогичные курсы по учебным программам. Могу понять коллег — российских преподавателей, для которых каждый учебный курс — нагрузка, отработанные часы, зарплата… Однако «Предпринимательским всеобучем» уже воспользовались 6,5 тысячи пользователей, 1,2 тысячи из них успешно завершили обучение.

Общественные блага и услуги

Так называемые «общественные блага и услуги» — дороги, школы, больницы, коммуникации — начинают играть возрастающую роль по мере удовлетворения спроса на обычные товары и услуги. Для обычных товаров спрос и предложение балансируются с помощью цен. Особенность общественных благ и услуг в том, что они нужны всем, а платить за них не хочет никто. Более того, по мере роста доходов спрос именно на общественные блага растёт, и самый простой способ сбалансировать этот спрос с отстающим предложением — повысить тарифы на использование благ и услуг. Попытки сдержать рост тарифов стимулируют деградацию существующей инфраструктуры, снижение качества общественных благ и услуг.

В действительности спрос и предложение в сфере общественных благ и услуг можно и нужно сбалансировать за счёт перехода к более современным технологиям. К сожалению, модернизация инфраструктуры также связана с социальными проблемами инноваций и механизмами софинансирования инфраструктурных проектов. В этой сфере социальной ответственности населения пока не хватает. Подвалы, лестницы, чердаки, трубы, воздуховоды, лифты в многоквартирных домах используют все, а ремонтировать объекты общего пользования никто не спешит. В результате дома становятся ветхими и аварийными. Там, где жильцы осознают такую перспективу, они принимают решение о ремонте, в том числе за счёт кредитов. Банк «Центр-инвест» выдал около 70 кредитов для таких ремонтов. Поскольку у большинства жильцов подобной социальной ответственности за свои дома не наблюдалось, государство установило принудительный порядок сбора средств населения в региональные фонды ремонта многоквартирных домов. Теперь ремонт в них будут делать не по желанию жильцов, а «по графику».

Социальное партнёрство

Термин РРР: publicprivatepartnership (социально-частное партнёрство) на русский язык переводят как «государственно-частное партнёрство» (ГЧП), что резко ограничивает возможности привлечения бизнеса для развития инфраструктуры. Тот факт, что законодательство о ГЧП формируется очень долго, лишний раз подчёркивает сложность согласования явных и неявных интересов партнёров. В проектах РРР/ГЧП важно решить: а) проблему собственности и б) проблему софинансирования.

Если предприниматель на свои деньги построил дорогу, которой пользуются все, то как минимум надо гарантировать восстановление этой дороги после того, как кто-либо ещё (неважно, власть или бизнес) её разрушит для прокладки теплотрассы, водопровода или какой-либо другой общественно значимой цели. Для таких случаев, не дожидаясь принятия законов о ГЧП, можно на муниципальном уровне просто обеспечить регистрацию построенной дороги и обязать участников всех последующих проектов восстанавливать разрушенное.

Дорога может строиться за бюджетные средства (стандартный госзаказ), на средства предпринимателей (благотворительность в чистом виде), возможно смешанное финансирование (бюджет, бизнес, местные сообщества). Каждый из участников может внести свой вклад сразу, с рассрочкой платежа, или выкупить готовый объект. В реализации РРР/ГЧП проектов в мире накоплен огромный опыт, а нам приходится ждать, когда законодатели найдут универсальную формулу компромисса партнёров. К сожалению, пока ещё существующая инфраструктура ждать не может, а население уже и не хочет.

Социальное предпринимательство

Государство, действуя в интересах общества, взяло на себя ношу удовлетворения потребностей не только в обороне, защите правопорядка, но и в образовании, культуре, здравоохранении. Современные технологии позволяют удовлетворить многие потребности общества в этих отраслях с более высоким качеством и с меньшими затратами. Но государство боится оставить без работы своих служащих и чиновников, управляющих учреждениями социальной инфраструктуры. Мировой опыт определил критерии и требования для социального предпринимательства, которые можно использовать и в наших условиях: социальное предпринимательство должно решать социально значимую проблему на основе новых технологий, обеспечивать масштабируемость, самоокупаемость и финансовую устойчивость предложенных решений. Для управления рисками в сфере социального предпринимательства надо соблюдать главное правило любой предпринимательской деятельности: «Честность — самый лучший актив» . Бриллиантовая стратегия социального предпринимательства: изучать международный опыт, сравнивать регионы, координироваться с правительственными и общественными кругами.

Государственная поддержка

Российское государство не стимулирует благотворительность. Однако финансовая модель фонда целевого капитала позволяет избежать, по крайней мере, двойного налогообложения. Фонд целевого капитала — это цивилизованная форма благотворительности. Целевой капитал формируется из средств учредителей, индивидуальных пожертвований, а также за счёт публичного сбора денежных средств. Попечительский совет фонда определяет направления использования доходов, полученных от управления целевым капиталом для решения социально значимых задач.

В 2007 году банком «Центр-инвест» для легальной поддержки бизнесом образования и науки на юге России создан Фонд целевого капитала «Образование и наука ЮФО» (http://education.southofrussia.ru). На данный момент капитал фонда составляет 100 млн рублей, что позволило за 2013 год получить доход в сумме более 7,5 млн рублей. Средства, направляемые в фонды целевого капитала, освобождаются от уплаты налогов. Пожертвования свыше 3 млн рублей позволяют назначать именные стипендии (имени предприятия, предпринимателя) для лучших студентов определённого вуза ЮФО.

Ежегодно организаторы фонда проводят онлайн-конкурс и поощряют лучших студентов и аспирантов южнороссийских вузов: ЮФУ, РГЭУ «РИНХ», РГМУ, ДГТУ, РГСУ, ИУБиП, ЮРИУ РАНХиГС при президенте РФ, ЮРГПУ (НПИ) имени Платова, РИ РГТЭУ, КубГУ, КубАГУ, КубТГУ, ВолГУ, формируя у них мотивацию к учёбе и активную гражданскую позицию. Сотрудничество с вузами позволяет освободить стипендии студентов от подоходного налога. Торжественная церемония награждения победителей проходит в рамках бала, по традиции проводимого в конце года. Студенты-победители после сдачи зимней сессии выдвигают кандидатуры молодых преподавателей, которые получают гранты фонда в размере 100 тысяч рублей.

Гражданское общество и проблемы диалога

Гражданское общество начинается с самосознания каждого гражданина: «Государство — это я!»Гражданское общество должно быть компетентным, но само по себе гражданское общество не компенсирует некомпетентность власти. Решение любых проблем — технических, финансовых, социальных, педагогических — всегда и везде связано с переходом к новым технологиям, поэтому гражданское общество должно быть не только компетентным, но и креативным.

Кстати, фундаментальные результаты исследований о роли гражданского обществ стали известны миру более полувека назад: Кеннет Эрроу получил Нобелевскую премию за доказательство теоремы «о невозможности сведения частных предпочтений к общественным». В 2007 и 2009 годах Нобелевские премии были присуждены за новые результаты по принятию решений в социальных системах на основе «дизайна экономических механизмов». Прикладные результаты изучения роли гражданского общества чаще известны как задача оптимального выбора жениха и прекрасно описаны в пьесе Н. В. Гоголя «Женитьба». Привлечение коллективного мнения не снимает проблемы, поскольку по поводу трёх женихов-кандидатов возможна ситуация, когда отсутствует единое мнение у мамы, бабушки и внучки. То есть проблемы рационального и справедливого выбора сохраняются и при принятии коллективных решений государственными институтами.

Но гражданское общество должно быть конструктивным, в том числе и в организации диалога общества, бизнеса и власти. В административных системах руководитель проводит совещание и принимает решение, за которое несёт персональную ответственность. Такая схема более эффективна, чем посиделки с представителями гражданского общества, которые завершаются протоколом встречи, созданием рабочих групп и разработкой «дорожных карт» без персональной ответственности проводников-Сусаниных.

Создание общественных палат порою рассматривают как механизм для выпуска излишков социального напряжения в обществе. Общественная палата должна не подменять, не прикрывать, а предупреждать общество о новых возможностях и новых угрозах в нашем быстро меняющемся мире. Профессионализм и опыт руководителей — членов Общественной палаты Ростовской области позволил сразу установить высокую планку для решения назревших социальных проблем на основе лучшей мировой практики. Поэтому члены Общественной палаты в самом начале своей работы сформулировали свою миссию как реализацию глобальных конкурентных преимуществ Ростовской области. Причём речь шла о преимуществах не только в сфере экономики, но и в культуре, искусстве, науке, образовании, здравоохранении, социальной защите, межнациональных отношениях, охране природы, даже в традициях работы средств массовой информации.

Результат работы Общественной палаты Ростовской области — не в умиротворении конфликтов, а в переходе к новым технологиям на основе знания лучшей мировой практики. Диалог между обществом и властью, который регулярно ведут члены Общественной палаты сегодня, — это ещё одно конкурентное преимущество Ростовской области.

Например, новое законодательство по созданию региональных фондов ремонта многоквартирных домов вызвало острую социальную напряжённость: жителям домов предлагалось собирать дополнительно к квартплате деньги в централизованный фонд и ждать, когда наступит время капитального ремонта дома по графику. Горячие дискуссии позволили министерству ЖКХ области грамотно сформировать базу данных, в которой каждый житель области смог узнать дату ремонта его дома. По итогам дискуссий были направлены предложения по федеральным законам. Через короткое время на федеральном уровне стало понятно, что собирать деньги на ремонты «завтра» малоэффективно, потому что ремонтировать дома надо было «позавчера». Поэтому опыт Ростовской области по кредитованию такого ремонта стал основой эксперимента Министерства ЖКХ России по использованию собираемых с населения средств не на накопление для будущего ремонта, а на погашение кредитов, использованных для жизни в уже отремонтированных домах.

Следующее поколение

Чтобы оказаться конкурентоспособными в глобальной экономике, наши дети должны быть в 20 раз умнее нас. Но они не могут быть умнее стандартов образования, написанных нашими ровесниками. Поэтому перед нами стоит задача не просто помочь следующему поколению «обогатить свою память знанием тех богатств, которые выработало человечество», а научить молодёжь самостоятельно структурировать возрастающий поток информации. 

В 2014 году банк «Центр-инвест» и Южный федеральный университет открыли Центр финансовой грамотности для населения (https://www.youtube.com/watch?v=y19U2w3x7J0). Это уникальный учебно-производственный комплекс по повышению финансовой грамотности, инновационному обучению и формированию практических навыков у студентов ЮФУ с привлечением специалистов банка. В проекте использованы новые образовательные технологии, позволяющие каждому студенту получить знания о современном финансовом мире, рисках и доходах, приобрести навыки принятия финансовых решений и знание об их последствиях для себя и окружающих.

Барьеры, которые приходится сегодня преодолевать на пути получения современных знаний, на самом деле находятся внутри нас. Опыт и навыки предпринимателей по преодолению этих барьеров в сфере бизнеса важны и полезны для обучения молодёжи. Практические шаги здесь куда нужнее теоретических рассуждений.

Предприниматели решают сегодня много социальных проблем, но общество пока слабо информировано об этой деятельности. Причина не только в скромности предпринимателей. Предпринимательская жилка каждый раз заставляет направлять на практические шаги каждый рубль, который можно потратить на благотворительность или на пиар благотворительной деятельности.


* Председатель совета директоров банка «Центр-инвест», председатель попечительского совета ФЦК «Образование и наука ЮФО», профессор, д. э. н.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .