93 100 13

Анна Касьяненко, СЗАО «СКВО»: «Мы продолжаем развивать предприятие по всем направлениям деятельности»

2253
9 минут

Одно из крупных агропредприятий Юга, СЗАО «СКВО», инвестирует в модернизацию парка сельхозтехники и животноводческих комплексов, в развитие семеноводства. Такая диверсификация позволяет хозяйству получать урожай хорошего качества, несмотря на сложные погодные условия и существующие в отрасли проблемы. Подробности — в интервью с генеральным директором компании Анной Касьяненко

Анна Касьяненко, СЗАО «СКВО»: «Мы продолжаем развивать предприятие по всем направлениям деятельности»

2253
9 минут

Одно из крупных агропредприятий Юга, СЗАО «СКВО», инвестирует в модернизацию парка сельхозтехники и животноводческих комплексов, в развитие семеноводства. Такая диверсификация позволяет хозяйству получать урожай хорошего качества, несмотря на сложные погодные условия и существующие в отрасли проблемы. Подробности — в интервью с генеральным директором компании Анной Касьяненко

Анна Касьяненко, СЗАО «СКВО»: «Мы продолжаем развивать предприятие по всем направлениям деятельности»

Генеральный директор СЗАО «СКВО» Анна Касьяненко
Поделиться

–Власти Ростовской области отчитались о рекордном завершении уборки ранних зерновых. А насколько успешной жатва-2021 оказалась для СЗАО «СКВО»?

— В этом году мы получили урожай ранних зерновых на уровне 2019 года — средняя урожайность по хозяйству составила 53,4 центнера с гектара. Этот показатель не стал для нас рекордным. Тем не менее, он находится на достойном уровне. То же самое касается и остальных культур. Основной культурой для нас является озимая пшеница, а ячмень и горох — технические культуры, которые мы используем для приготовления кормов. Но окончательные итоги жатвы подводить пока рано: впереди уборка подсолнечника и кукурузы.

Следует отметить, что весной были обильные осадки. Это осложнило нам проведение полевых работ, поскольку одни работы наслаивались на другие. Но при этом мы смогли получить хороший урожай по нашей кормозаготовке — люцерна на сенаж в этом году была заготовлена в рекордных объёмах (17,3 тысячи тонн). Этому способствовали погодные условия, а также изменение в целом технологии заготовки и расширение технической базы в два раза.

30_1.jpg

Поделиться

— Что именно вы делаете для обновления парка?

— Мы приобретаем новую высокопроизводительную, широкозахватную и более мощную технику. Например, для кормозаготовки мы удвоили количество сельхозтехники. Да, эти вложения не окупятся моментально, но они важны для того, чтобы получить более качественный собственный корм и заготовить его в максимально сжатые сроки. Каждый год нам нужен всё больший объём кормов в связи с растущим поголовьем, поэтому имеющегося парка техники нам уже не хватало. С существующими единицами техники заготовка происходила дольше, и мы теряли в качестве, поэтому было принято решение приобрести вторую линейку кормозаготовительной техники Krone — две косилки, валкователь и кормоуборочный комбайн, чтобы проводить все необходимые работы быстрее, и, соответственно, меньше тратить средств на компоненты, которые нам приходилось приобретать для повышения энергии в корме, влияющей на показатели у животных.

— Насколько сильно изменился уровень рентабельности вашего бизнеса в среднем за последние три года? Что вы делаете для повышения рентабельности или хотя бы удержания её на приемлемом для вас уровне?

— Сейчас очень сложно говорить о рентабельности. Мы, как и все сельхозтоваропроизводители, отмечаем, что происходит значительный рост себестоимости. Во втором полугодии 2020 года мы видели хорошую рыночную цену, которая была обусловлена снижением урожая, вследствие чего рынок диктовал определённые условия: показатели урожая были ниже, но цена была выше, и это позволило нам выходить на свою рентабельность. Однако введение экспортных пошлин и квот изменило сложившуюся ситуацию.

И при этом на сегодняшний день, когда нам нужно готовиться к новому сезону и к новому урожаю, мы уже снизили весной потребление удобрений, потому что в структуре себестоимости удобрения занимают очень большую часть, и чем выше их цена, тем значительнее эта доля. И, видя, что цена на все виды удобрений повысилась на рынке в два раза, мы, как и другие сельхозтоваропроизводители, вынуждены сократить минимум в два раза использование удобрений. Отмечу, что и это ещё не точно, так как пока нет окончательной цены, и, возможно, мы будем рассматривать вопрос в целом: где-то будем использовать удобрения, а где-то откажемся от них вообще. Дело в том, что повышение цены в два раза на удобрения, ГСМ, на средства защиты растений не даёт нам повышения урожайности в два раза, а полностью съедает нашу маржу.

Поэтому, с учётом всех факторов, мы держим среднюю рентабельность по рынку.

— Как в 2021 году изменились объёмы инвестиций вашей компании по сравнению с 2019-м и 2020 годами? Какие направления для инвестирования являются приоритетными?

— В нынешнем году вложения в обновление парка техники, оборудование и модернизацию производства мы оцениваем в сумму порядка 150 миллионов рублей. За последние два года объём инвестиций был немного снижен. Это обусловлено некоторыми внешними факторами, с которыми столкнулось наше предприятие, и нам нужно было сохранять больше ресурсов внутри компании, нежели вкладываться в будущие направления.

Но, тем не менее, мы инвестируем в технику, продолжая свою стратегию расширения и усовершенствования парка. Дефицит кадров и сложные погодные условия заставляют нас в максимально сжатые сроки и с наименьшими человеческими ресурсами выполнять больший объём работ. Для этого нам просто необходимо техническое оснащение.

В животноводческом секторе, учитывая темпы развития и рост показателей по поголовью и продуктивности, тоже необходимы вложения.

30_2.jpg

Поделиться

Так, сегодня в СЗАО «СКВО» поголовье на свинокомплексе составляет порядка 15 тысяч животных. Для сравнения, на конец 2015 года было всего 9,9 тысячи голов. Годовая мощность производства свинины в живом весе составила 2458 тонн.

Что касается КРС, то сейчас общая численность на молочном комплексе компании составляет около 2,8 тысячи голов, из которых дойное стадо — 1560. Надой значительно увеличился: сегодня он уже превышает 43 тонны в сутки. Четыре года назад мы получали 5-6 тонн молока в сутки.

30_3.jpg

Поделиться

Мы поэтапно модернизируем и расширяем животноводческие комплексы. На свинокомплекс недавно поступило оборудование для новой системы кормления, которую мы хотим попробовать, чтобы достичь ещё более высоких показателей. На молочном комплексе закончились работы по реконструкции старых корпусов. Сейчас здесь идёт строительство нового родильного зала и второго доильного.

— Ещё одним перспективным направлением вы считаете развитие семеноводства. Что вы для этого делаете?

— В последнее время мы активно работаем по направлению семеноводства. Мы выращиваем семенной материал больше для обеспечения внутренней потребности хозяйства. Семена (суперэлиту и элиту) закупаем в питомнике, чтобы впоследствии сажать у себя элиту. Мы видим эффект от этой деятельности, поэтому здесь тоже нужны квалифицированные специалисты и техника. Уборка семенного материала — довольно трудозатратный процесс. Помимо этого, необходимо место для хранения семян, и многое зависит от специалистов, которые обеспечивают правильное хранение и выращивание.

Семеноводство — перспективное направление для нас. Надеюсь, что впоследствии мы сможем выращивать семена не только для себя, но и для реализации, как мы это делаем по направлению многолетних трав, а именно в производстве семян люцерны (у нас две сортировальные линии).

— Одна из острых проблем АПК — обеспеченность квалифицированными кадрами. Что делаете для устранения такого дефицита?

— Мы активно работаем с вузами для привлечения молодых специалистов на село. Да, много специалистов, например, идут в ту же ветеринарию. Однако большинство из них остаётся в городе либо продавать корма, либо работать в ветеринарных клиниках. Мы, в свою очередь, заинтересовываем заработной платой, жильём, которое предоставляем, а также обучением. При этом мы обучаем не только наших будущих специалистов, но и учимся вместе с ними. И мы заметили такую тенденцию: появилось больше молодых кадров. Ещё несколько лет назад мы искали людей с опытом, с знаниями, с определёнными навыками, но столкнулись с тем, что они не всегда знают и умеют то, что надо именно нам. Поэтому сегодня мы сами обучаем специалистов, и с прикладными знаниями у них проблем нет.

— Ранее вы рассказывали в СМИ, что активно привлекаете практикантов из вузов. Возвращаются ли они потом к вам — работать на постоянной основе?

— Да, возвращаются. Есть специалисты, которые искренне интересуются сельским хозяйством. Они готовы как получать знания, так и привносить что-то новое в текущие производственные процессы. Сегодня так называемая «молодая кровь» — это то, что очень нужно нашей отрасли.

Помимо вузов, мы привлекаем и старшеклассников, и студентов техникумов, чтобы они попробовали эту работу. Да, для наших руководителей это дополнительная ответственность, но мы берём ребят на временные работы. Я считаю, что такой опыт им необходим.

— Вы сотрудничаете с различными вузами. Так, в 2021 году была достигнута договорённость о сотрудничестве АЧИИ ФГБОУ ВО Донской ГАУ и СЗАО «СКВО». По каким направлениям будете работать?

— Действительно, мы работаем с несколькими вузами. Что касается Донского ГАУ, наше предприятие и вуз тесно сотрудничают. Помимо того, что студенты университета проходят у нас производственную практику, наши сотрудники из числа руководителей будут принимать участие в образовательном процессе вуза в качестве представителей производства. Также благодаря СЗАО «СКВО» на базе кафедры «Технологии и средства механизации агропромышленного комплекса» была организована мультимедийная аудитория имени Владимира Михайловича Касьяненко. Мы во всём продолжаем дело отца. Его жизнь была тесно связана с Донским ГАУ. Отец закончил энергофак, по образованию был электриком. Поэтому символично, что в этом вузе появилась аудитория имени Владимира Касьяненко. Она оснащена новой современной техникой (компьютеры, проектор), что позволит студентам обучаться на более высоком уровне. Я надеюсь, что студенты смогут проникнуться теми знаниями, которые мог бы им дать Владимир Михайлович.

— Есть ли на данном этапе в вашей компании стратегия, ориентированная на достижение целей устойчивого развития ООН, среди которых — ликвидация голода, бережное отношение к ресурсам, применение «зелёных» технологий, борьба с последствиями изменения климата и другие? Какие из этих целей вам наиболее близки?

— Мы бережно относимся к окружающей среде. В частности, не выжигаем пожнивные остатки — понимаем последствия для экологии. Мы не только берём от земли, но и даём ей, поэтому мы используем удобрения. Важно то, что в первую очередь использование удобрений — это вложение в биобезопасность, в качество земель, это забота о качестве почвы, чтобы её не истощать. Мы думаем о нашем будущем поколении.

Кроме этого, мы ведём ежегодную работу по мелиорации, высаживаем лесозащитные насаждения. Эта работа проводится ещё со времён Владимира Михайловича. У нас в планах реализация нового проекта, чтобы дальше развиваться в этом направлении.

Все вышеперечисленные затраты — это вложение в будущее не только для нашего поколения, а для всех последующих, это защита полей.

— На базе ЦУР ООН определены ESG-принципы, от английского Environmental (экология), Social (социальная ответственность) и Corporate Governance (управление). Им стараются следовать предприятия различных отраслей во всем мире. На ваш взгляд, останется ли ESG-ответственность добровольным вектором развития компаний или в этой сфере появятся требования?

— Природные ресурсы истощаются, и заботиться об экологии, безусловно, необходимо. Конечно, в первую очередь должно быть понимание последствий. Есть вещи, из которых не обязательно в моменте извлекать выгоду, есть ещё необходимость позаботиться о них — это и есть в целом культура ведения бизнеса. Например, у нас в компании существует экологический отдел, в котором специалист занимается этими вопросами. Мы активно сотрудничаем с другими компаниями на рынке, мы учимся, поскольку многое здесь меняется.

Что касается добровольности или появления определённых требований или запретов, я считаю, что должен быть разумный подход во всем. Например, недавно навоз был признан отходами, утилизация которых требует лицензирования. Мы и другие участники рынка смогли мотивированно объяснить, что для нас это не отходы, а продукт жизнедеятельности, и решение отменили.

Надо не просто запрещать что-то делать или наказывать за то, что не сделано. Нужен комплексный подход к любой проблеме и её решению. Здесь должен быть обмен опытом с другими странами, с успешными предприятиями и хозяйствами. В результате такого взаимодействия ESG–ответственность будет развиваться. Больше компаний будут понимать, что ответственное инвестирование в экологию необходимо.

На правах рекламы

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .