93 99 13

​«Важно внедрять не только решение, но и методологию»

1318
5 минут

​«Важно внедрять не только решение, но и методологию»

1318
5 минут
​«Важно внедрять не только решение, но и методологию»

Поделиться

На рынок автоматизации, как производства, так и бизнес-процессов, сегодня очень сильно влияет адаптация малого и среднего бизнеса к новым рыночным условиям. Сергей Замиховский, управляющий партнёр компании-интегратора DATUM Group, считает, что основная задача – суметь не только внедрить автоматизированные решения, но и сформировать эффективную методологию реализации бизнес-процессов: только тогда внедрение будет эффективным

— Какие отрасли сегодня формируют основной спрос на ИТ-решения по автоматизации?

— Это компании, которые испытывают рост рынка – прежде всего, импортозамещающие производства в отрасли АПК и пищевой промышленности. Второй основной источник спроса — предприятия ТЭК, которые относятся к крупному бизнесу.

— Как выглядит рынок решений по автоматизации, есть ли на нём явные лидеры?

— Сегодня с уверенностью можно сказать, что лидером решений для малого и среднего бизнеса является компания 1С, поскольку её программные продукты качественно и быстро развиваются. Они эволюционируют в соответствии с теми потребностями, которые появляются у рынка. Линейка продуктов 1С сегодня перекрывает весь спектр задач, которые есть у МСБ. Нельзя не упомянуть и экономическую сторону: для малого и среднего бизнеса решения западных вендоров сегодня недоступны.

— Какие задачи сегодня ставят компании малого и среднего бизнеса перед ИТ-интеграторами? Отличается ли чем-то содержание этих задач сегодня, в кризисный период?

— Одна из основных — повышение эффективности бизнес-процессов и их надёжности. Сегодня все компании пытаются оптимизировать затраты, находить на рынке новые возможности. Я считаю, неверно называть происходящее «кризисом»: это просто смена рыночных условий. Поэтому необходимо осуществлять поиск дополнительных возможностей на рынке, получать дополнительную экономию от минимизации каких-то рисков, человеческого фактора через оптимизацию тех или иных процессов предприятия. Из наиболее востребованных решений я бы назвал три сегмента программного обеспечения: ERP-системы, которые позволяют управлять бизнесом в целом, системы CRMи автоматизации сбытовой деятельности и системы электронного документооборота.

— Как выглядит типовой запрос компаний? Они готовы говорить на вашем языке, или это вам приходится разговаривать на их?

— Есть два вида компаний: первые – это те, которые чётко представляют, чего они хотят. Зачастую внутри компаний уже сложился достаточный уровень экспертизы, им просто не хватает ресурсов для реализации запланированных изменений. Второй тип – компании, которые хотят улучшить свой бизнес, но не знают, как. У таких существует два принципиально разных подхода в процессе реализации проектов. В первом случае программные решения адаптируются под нужды компаний, а во втором — бизнес-процессы компании адаптируются под ту или иную методологию решения. Нередко такие проекты сопровождаются комплексом консалтинговых мероприятий. Когда компании необходимо автоматизировать начисление заработной платы, мы можем предложить реализацию системы ключевых показателей эффективности и интегрировать их в систему мотивации.

— Насколько гибко компании готовы рассматривать подход, при котором к решению адаптируются выстроенные бизнес-процессы?

— Руководитель компании неизбежно столкнётся с необходимостью проводить изменения в компании. Если он не будет этого делать, компания просто не сможет адаптироваться к внешней среде. Любые изменения, конечно, могут восприниматься негативно теми людьми, которых они затрагивают. Здесь важно то, каким образом эти изменения реализуются. Чтобы этот процесс происходил безболезненно, необходимо учитывать два ключевых фактора: вовлекать в него людей, которых он касается, и обучать их новым знаниям и методикам. Часто в компаниях МСБ при адаптации процессов под методологию решения удаётся улучшить качество бизнес-процессов.

— Насколько адаптированы современные системы к уровню компетентности рядовых сотрудников?

— Когда человек, вовлечённый в процесс автоматизации, вынужден столкнуться с чрезвычайно большим объёмом очень разнородных задач, то такой подход требует очень высокой квалификации, связанной с отраслевой и функциональной экспертизой. Если же говорить об узкоспециализированных задачах, которые не требуют межфункциональных компетенций, то в этом случае никаких сложностей не возникнет.

— Как подготовить компанию к внедрению систем автоматизации?

— Важно понимать, что воля руководителя к этому событию, желание проводить и поддерживать эти изменения составляют половину успеха внедрения. Кроме того, очень важно, чтобы команда, которая реализует такие изменения, делала это в соответствии с имеющимися технологиями как проектного управления, так и самой реализации.

— Как можно в масштабах малого предприятия измерить эффективность внедрения?

— Эффект будет вполне нагляден: такие решения позволяют и повысить производительность труда, и снизить издержки. В компаниях МСБ имеет значение такой фактор, как повышение прозрачности и управляемости бизнеса. Важен также такой эффект, как уменьшение временных затрат собственника или руководителя на получение той или иной информации. Если раньше собрать план-факт доходов и расходов можно было за две недели, а сейчас это можно сделать, нажав одну кнопку, эффективность внедрения будет очевидной.

— Из чего складывается бюджет решения по автоматизации?

— Стартовые вложения будут зависеть от числа сотрудников, которые станут им пользоваться, и общей конфигурации, наличии той или иной подсистемы. Помимо этого, необходимо понимать, что система автоматизации, как и автомобиль, требует регулярного техосмотра, затрат на обслуживание. Чтобы система не превратилась в чёрную дыру, повторюсь, необходимо, чтобы в информационной системе была заложена методология работы предприятия. Компании нередко видят во внедрении CRM-системы панацею для своего бизнеса. Но если внедрение не сопровождается методологией по управлению продажами и клиентским сервисом, то эффект от него будет незначителен.

— Как избежать основных сложностей внедрения — адаптации компании к новым способам организации бизнес-процессов?

— Мы сами, занимаясь внедрением продукции 1С и её экономических программ, прежде всего демонстрируем и продвигаем ту методологию, которая заложена в продукте. Тем более что компания малого бизнеса чаще всего не выстраивает свои процессы жёстко. Те решения, которые мы предлагаем, уже несут в себе определённые отраслевые стандарты, позволяющие улучшить свои процессы. С крупным бизнесом сложнее: компанию с устоявшимися алгоритмами, с тысячами сотрудников, не так легко развернуть под новую методологию. Для крупных компаний необходимо адаптировать решения под бизнес-процессы. А малый бизнес более гибок, и в этом его преимущество.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .