Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

Немецкие комбайны меняют национальность

18.10.2015 | 02:10
|
1077
изображение Отличные отношения, сложившиеся у гендиректора краснодарского завода Claas Ральфа Бендиша (слева) с руководством города и края, позволяют немецкому предприятию рассчитывать на политическую поддержку его стремления получать льготы, которые полагаются росси

Сергей Кисин

Германская группа компаний Claas запустила в Краснодаре вторую очередь своего сборочного предприятия по выпуску зерноуборочных комбайнов и тракторов, заявив о планах увеличить уровень локализации производства свыше 50%. Это придаст немцам статус российского производителя, что позволит участвовать в государственных программах обновления парка техники, в которых сегодня задействован их главный конкурент — завод «Ростсельмаш»


В последней версии рэнкинга крупнейших инвестиционных проектов ЮФО (см. прошлый номер «Эксперта ЮГ») строительство второй очереди завода Claas заняло высокое 35 место, а в машиностроительной отрасли — вообще первую строчку. Реализация проекта началась в 2013 году и потребовала, по данным компании, инвестиций в размере более чем 120 млн евро. На эти средства была четырёхкратно (с 11 до 45 тысяч кв. м) увеличена общая площадь предприятия, в частности, построены новые цеха металлообработки, окраски и монтажа.


Запуск этих производственных площадок позволит удвоить производственные мощности завода (с 1 до 2–2,5 тысяч единиц техники в год), снизить транспортные расходы, а главное, существенно повысить уровень локализации производства. Одна только окрасочная линия позволит заметно расширить перечень комплектующих, которые можно покупать в России в неокрашенном виде, что как минимум вдвое нарастит степень локализации. Одновременно увеличивается и количество рабочих мест — с 300 до 500.


«Благодаря собственным мощностям “Клаас” будет производить большую часть комплектующих на заводе самостоятельно, таким образом замещая их импорт, — сообщил на церемонии открытия новой очереди предприятия генеральный директор краснодарского завода Ральф Бендиш. — Уже сегодня мы сотрудничаем с более чем 40 российскими поставщиками, предоставляющими детали и комплектующие машин. После запуска завода в эксплуатацию мы достигнем степени локализации более 50 процентов, сравнимой с головным предприятием в Германии. Это позволит нам существенно снизить долю импорта, уменьшить себестоимость и в итоге цену конечного продукта для российского сельхозпроизводителя».


Своё выступление г-н Бендиш завершил примечательной фразой «ООО “Клаас” в Краснодаре — поистине российский производитель», тем самым намекнув, что теперь предприятие может претендовать на льготы, полагающиеся отечественным игрокам сельхозмашиностроения. Однако ряд экспертов этого рынка полагают, что пока германо-российскому производителю сложно будет конкурировать в сегменте комбайнов с ближайшим соперником — пользующимся поддержкой федерального правительства ростовским заводом «Ростсельмаш», зато в тракторном сегменте у Claas гораздо больше шансов.


От простого к сложному

Первая очередь краснодарского завода была запущена ещё в 2005 году и представляла собой, по сути, отвёрточную сборку всего модельного ряда зерноуборочных комбайнов Tucano и тракторов Axion850 и Xerion3300/3800 с локализацией не более 10%. Однако достаточно долго собственники немецкой компании не могли нарастить ни мощности предприятия, ни уровень локализации. Сначала помешали мировой экономический кризис, падение спроса на сельхозтехнику, а затем финансовые и политические осложнения. Ральф Бендиш тогда рассказывал прессе, что не исключает дальнейшего расширения производства в России в ближайшие пять-десять лет, однако пока у Claas нет планов инвестировать в РФ. К тому же руководство краснодарского завода предъявляло серьёзные претензии к отечественным поставщикам комплектующих (большинство из них — из Ростовской области), производящим шнеки, тележки для транспортировки жаток, огнетушители, рукава высокого давления, рамы и пр. Немецкую компанию не устраивало ни качество окраски, ни коррозионная стойкость, ни тем более стабильность поставок этих компонентов.


Всё это, в общем-то, играло на руку «Ростсельмашу», который весьма опасался превращения иностранных компаний в «российских производителей». Один из основных владельцев завода, президент ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Константин Бабкин неоднократно выступал за то, чтобы российскими производителями с соответствующими преференциями со стороны федерального правительства и участием в госпрограммах признавались только те иностранные инвесторы, которые смогли довести уровень локализации своих предприятий в РФ более чем до 50%. Именно уровень локализации стал главным критерием при отборе отечественных производителей для участия в программе госсубсидирования сельхозтехники, по которой компаниям возмещается скидка в размере 25–30% в зависимости от региона продажи.


Видя, что государство поддерживает сельхозмашиностроителей не на словах, германский инвестор решил не останавливаться на достигнутых результатах и смог за очень короткий срок приложить усилия для достижения необходимой степени локализации. По мнению регионального президента в странах Восточной Европы и генерального директора сбытовой компании «Клаас Восток» Бернда Людевига, с подключением к государственным программам стимулирования обновления парка сельхозтехники ОАО «Росагролизинг» его холдинг собирается установить контроль как минимум над третью российского рынка зерноуборочных комбайнов.


Углубление в неизвестность

«Подобная стратегия — вхождение в программу госсубсидирования — представляется достаточно интересной и перспективной, особенно при условии поддержки со стороны Минпромторга, — считает младший партнёр практики “Промышленность” консалтинговой группы “НЭО Центр” Борис Меламед. — В ненешних рыночных условиях, учитывая государственный курс на развитие аграрного сектора, а также планы по локализации в сегменте машиностроения, для Claas открываются широкие возможности. Локализация производства — это наиболее эффективный инструмент, позволяющий существенно усилить позиции компании по сравнению с конкурентами».


Теоретически, присоединившись к программам господдержки сельхозпроизводителей, Claas сможет нивелировать фактор цены, который доселе играл не в пользу немецкого предприятия. «В 2014 году Claas продал почти в восемь раз меньше комбайнов, чем “Ростсельмаш”, — говорит генеральный директор консалтинговой компании ФОК Виталий Дербеденев. — Но размер субсидии (25-30 процентов) практически соответствует разнице в цене между отечественной техникой и импортной, поэтому, получив субсидию, завод Claas сможет сравняться по цене с продукцией “Ростсельмаша” и существенно усилить свои позиции на российском рынке».


Для этого у компании имеется и серьёзная лоббистская поддержка — теперь уже на федеральном уровне. Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачёв, ещё будучи кубанским губернатором, всячески стимулировал местных аграриев на закупку именно продукции краснодарского завода, а став министром, предложил пересмотреть критерии отбора производителей для господдержки в сторону смягчения требований к степени локализации. Однако, по информации ряда аналитиков, в Минпромторге РФ сегодня намерены, напротив, ужесточить методику исчисления локализации и к 2018 году считать российскими компаниями только те, у которых уже не менее 60% комплектующих производится внутри страны.


К тому же ряд экспертов вообще сомневаются в прозвучавших оценках локализации со стороны руководства немецкой компании, большая часть комплектующих которой поступает в Краснодар от её немецких и французских предприятий — к примеру, Claas не производит в России ключевых узлов и механизмов. «В настоящее время Claas в России практически не использует российские комплектующие, — считает директор ассоциации “Росагромаш” Евгений Корчевой. — Говоря о 50 процентах, компания на самом деле говорит не о локализации, а о добавленной стоимости: так как Claas покупает комплектующие сам у себя, то и добавленную стоимость в России он регулирует сам. При этом налог на прибыль в России почти в два раза меньше, чем в Германии. Основой сборки являются импортные компоненты, а из-за девальвации цены на тракторы и комбайны резко взлетели. Поэтому компания пытается выторговать для себя субсидии, чтобы за счёт государства снизить цены. Трудность, с которой они сталкиваются, заключается в том, что порядок заключения специнвестконтрактов для продукции, имеющей российские аналоги, более сложен, чем для продукции без аналогов. Поэтому компания включила весь свой лоббистский ресурс».


Впрочем, вряд ли этого будет достаточно, чтобы обеспечить краснодарский завод отечественными двигателями, что, по данным газеты «Коммерсантъ», является ключевым условием, при выполнении которого Минпромторг согласится предоставить Claas субсидии. Приоритетным поставщиком двигателей называется ярославский завод «Автодизель», входящий в группу ГАЗ и являющийся основным поставщиком для ростовских комбайнов «Дон-1500», Acros и Vector. Учитывая, что на «Автодизеле» сегодня делают двигатели под топливо стандарта «Евро-4», экспортные перспективы Claas как минимум на рынке СНГ выглядят вполне обоснованными. Собственники ярославского предприятия подтверждают, что представители немецкой компании уже обратились с предложениями сотрудничества, но пока воздерживаются от комментариев.


«Вариант закупки российских двигателей у компании “Автодизель” представляется хорошей идеей, — считает аналитик ИФК “Солид” Елена Юшкова. — Конечно, может возникнуть ряд сложностей, связанных с некоторой потерей качества техники из-за необходимости подобной модернизации. Вместе с тем возможность получения госсубсидий и более низкая себестоимость продукции позволят направлять инвестиции в повышение качества производимых комбайнов, что в конечном итоге позволит решить эту проблему».


Однако Борис Меламед полагает, что наиболее правильным видится создание в России совместного предприятия Claas и «Автодизеля», которое сможет в будущем закрыть потребности в двигателях. «Ярославский завод предоставит производственные мощности, а Claas обеспечит трансфер технологий, схема достаточна стандартна», — поясняет аналитик.


Не жаткой, так гусеницей

Впрочем, даже переход на отечественные двигатели ещё не даёт гарантию, что Claas сможет поколебать нынешние рыночные позиции «Ростсельмаша», которому принадлежит в России порядка 65% рынка, а в дальнейшем этот показатель может стать ещё выше. По данным аналитиков, за семь месяцев этого года доля сельскохозяйственной техники отечественного производства на российском рынке увеличилась на 7%, превысив 45%, а импорт машин и оборудования для сельского хозяйства снизился на 59%. По подсчётам Елены Юшковой, ещё несколько лет назад Claas занимал порядка 12% российского рынка сельскохозяйственной техники, а сегодня эта доля упала до 3%.


«Во всём мире ценят немецкую технику за её высокое качество и надёжность, но даже с учётом высокой степени локализации комбайны Claas будут стоить существенно дороже российских конкурентов, решение останется за потребителем, — полагает Борис Меламед. — Здесь немаловажную роль сыграет система постпродажного обслуживания в ключевых агрорегионах, на создание которой также потребуются время и инвестиции». Именно здесь, по мнению г-на Меламеда, преимущество на стороне «Ростсельмаша».


Президент петербургской группы компаний «Городской центр экспертиз» Александр Москаленко также считает, что конкурировать в комбайновом сегменте с ростовчанами краснодарскому производителю германского происхождения будет крайне сложно, учитывая, что только за прошлый год «Ростсельмаш», воспользовавшись падением рубля, экспортировал своей продукции на 4 млрд рублей. Зато реальные перспективы у Claas появляются в сегменте тракторов, где у него имеется более длинная продуктовая линейка, поэтому ему вполне по силам отодвинуть не только ростсельмашевские Buhler и Versatile, но и других производителей. «На тракторном рынке России сегодня доминируют гусеничные сельскохозяйственные и лесные машины, экскаваторы, тягачи и прочие машины производства Беларуси и Китая, а ростсельмашевские тракторы занимают здесь незначительное место», — поясняет г-н Москаленко.


Здесь как раз и могут пригодиться тракторные двигатели «Автодизеля», которыми вполне можно будет оснастить машины семейства Axion.


Другие публикации раздела: Промышленность

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика
Веб-студия «Бест-Тренд», создание сайтов, создать сайт, создание сайта, разработка сайта, продвижение сайтов, продвижение сайта, дизайн сайта, дизайн сайов, сайт-визитка, каталог, интернет-магазин, портал.