Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

Инновационный образовательный проект «Ресурсный класс»

05.11.2017 | 00:11
|
115

Заявка на конкурс «Лучшие социальные проекты Юга России 2017»

Название проекта:

Инновационный образовательный проект «Ресурсный класс»

Обеспечение специальных образовательных условий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в общеобразовательной школе.

ФИО руководителя проекта:

Берковская Ксения Владимировна

Полное название организации, реализующей проект:

Автономная некоммерческая организация содействия инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья «Ресурсный класс»

Краткое название организации, реализующей проект:

АНО «Ресурсный класс»

Номинация конкурса, по которой подается проект:

Номинация «Поддержка образования и науки»

Краткое описание сути проекта (до 1000 знаков):

АНО «Ресурсный класс» на базе МБОУ «Школа 81» Пролетарского района г. Ростова-на-Дону с сентября 2015 года реализует инновационный образовательный проект, направленный на формирование и апробацию инклюзивной модели обучения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательной организации («массовой школе»).

Данный проект является единственным образовательным проектом в Ростовской области, системно охватывающим все направления создания и обеспечения специальных образовательных условий для детей с РАС и другими ментальными нарушениями с целью реализовать права этих детей на образование и жизнь в обществе, гарантированные законом.

Сроки реализации проекта или его этапов:

Проект «Ресурсный класс» реализуется с осени 2015 года по настоящее время. Развитие проекта (в виду его актуальности) планируется и в дальнейшей перспективе.

Сайт организатора или проекта:

Деятельность по реализации проекта освещается на отдельных страницах в социальных сетях: «Ресурсный класс_81 Ростов-на-Дону» в сети Facebook https://www.facebook.com/klass81rnd/ , вКонтакте https://vk.com/klass81rnd и в Одноклассниках https://ok.ru/group/52989254762585

Отдельного сайта у организации пока нет.

Регион (-ы), в котором (-ых) реализован (-ы) проект:

Ростовская область, город Ростов-на-Дону, планируется тиражирование опыта в других общеобразовательных учреждениях нашего региона.

Краткое описание проекта (не более 2 страниц):

— Актуальность

Несмотря на признание идеи инклюзивного образования на государственном уровне, в России существует серьёзная проблема по организации самого процесса включения детей с инвалидностью в массовую школу. Особенную сложность представляет отсутствие механизма создания специальных образовательных условий для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с учетом их индивидуальных особенностей развития. В настоящее время около 47% детей с РАС находятся на надомном обучении и их право на получение качественного образования в среди сверстников, гарантированное законом, не реализуется.

Для успешной социализации и адаптации детей с РАС необходима возможность их систематического взаимодействия с нормативно развивающимися сверстниками при профессиональной поддержке специалистов.

Недостаток средств в системе регионального финансирования, дефицит подготовленных специалистов, готовых работать в условиях инклюзии являются основными факторами, тормозящими расширение практик инклюзивного образования, в том числе и для детей с аутизмом. Отсутствие необходимых образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), которые подходили бы им наилучшим образом, учитывали их особенности и позволили бы подготовить их к включению в общеобразовательную среду. Наблюдается острая потребность в специализированных программах для обучения и инклюзии, выработке педагогических подходов, отвечающих потребностям детей с РАС, в привлечении специалистов, владеющих в полной мере теми методами, которые доказали свою эффективность в обучении детей с РАС, а также специального сенсорного оборудования для организации занятий с детьми с аутизмом.

Мировой опыт показывает, что при инклюзивном обучении детей с РАС 80% из них социализируются, усваивают социальные нормы и правила. В России процент социализированных взрослых с аутизмом ничтожно низок – менее 10%. Остальные – на всю жизнь остаются на попечении родителей и государства. Проблемы в развитии особых детей не проходят сами по себе по мере их взросления, более того, со временем беспомощность и зависимость от окружающих только возрастает. Поэтому важно как можно раньше создавать условия, в которых самостоятельность особого ребенка будет востребована. Подобный подход способствует снижению потребности в постоянной помощи со стороны других людей во взрослом возрасте, повышению уровня включенности в социальное взаимодействие. Именно такие условия способно создать инклюзивное образование в школе.

Цель проекта:

Создание специальных образовательных условий в школах г Ростова-на-Дону и Ростовской области для обучения и социализации детей с аутизмом с учетом их индивидуальных особенностей.

— Задачи проекта:

·Формирование и апробация инновационной модели инклюзивного обучения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ средней школе № 81 Пролетарского района Ростова-на-Дону.

·Создание специальных условий для успешного включения учеников с аутизмом в среде обычных сверстников в общеобразовательных организациях.

·Содействовать скорейшей разработке и внедрению органами власти повышающих коэффициентов в расчетах затрат на обучение и воспитание детей с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с их уровнем образовательных потребностей в условиях подушевого финансирования образовательных организаций.

·Масштабирование успешного опыта проекта в других школах Ростова-на-Дону и Ростовской области.

·Развитие толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у нормативно развивающихся детей и их родителей.

Аудитория проекта

·Младшие школьники с различными видами аутизма и их семьи;

·сверстники детей с РАС, участвующих в проекте «Ресурсный класс», и старшие школьники;

·учительский состав, специальные педагоги, тьюторы, вспомогательный персонал.

·профессиональное психолого-педагогическое сообщество,

·сообщество родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью нашего региона.

Новизна проекта

Данный проект является единственным образовательным проектом в Ростовской области, системно охватывающим все направления создания и обеспечения специальных образовательных условий для детей с РАС и другими ментальными нарушениями, с целью реализовать права этих детей на образование и жизнь в обществе, гарантированные законом.

Суть проекта – в постепенном включении детей с особенностями развития в обычную школу.

Прежде всего, ресурсный класс – это специально оборудованный школьный кабинет, в котором есть необходимые учебные пособия и материалы, а также обособленная зона для сенсорной разгрузки и отдыха детей в перерывах между уроками.

В ресурсном классе занимаются дети с особенностями развития, которые еще не готовы учиться наравне со своими сверстниками. Ученики ресурсного класса работают по индивидуально адаптированным программам. Постепенно, по мере готовности к присутствию на уроках в обычных классах, дети с особенностями развития включаются в совместное обучение с одноклассниками и в различные виды внеурочной деятельности.

Огромное значение в такой инклюзивной модели имеет организация грамотного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Непосредственное сопровождение детей в течение всего школьного дня осуществляют специально подготовленные наставники (тьюторы). Именно тьюторы являются посредниками между особыми учениками и всеми остальными участниками образовательного процесса. Тьютор одновременно является и ассистентом учителя, и помощником ребенка, помогает сконцентрироваться, отреагировать должным образом, подсказывает. И в это же время тьютор позволяет ребенку действовать самостоятельно, приучает к самоорганизации.

Все тьюторы ресурсного класса имеют психологическое или педагогическое образование. Также перед началом работы в ресурсном классе они прошли серьёзную подготовку по специально разработанной кураторами проекта программе.

Индивидуальные особенности шести детей, принятых в ресурсный класс 81 школы, и трудности вовлечения их в образовательную деятельность определяют необходимость выделения каждому ребенку индивидуального сопровождающего специалиста. Сопровождение осуществляется в режиме «один на один» (с одним ребенком работает один тьютор).

Таких условий для обучения нет ни в одной другой школе Ростовской области.

Объем вложений в проект

2015-2016 учебный год – около 3,5 млн. рублей.

2016-2017 учебный год – около 3 млн. рублей.

2017-2018 учебный год – планируемый объем составит около 2,5 млн. рублей.

Перечень мероприятий в рамках проекта

-Достижение договоренности о сотрудничестве с администрацией школы и другими партнерами проекта.

-Ремонт и подготовка помещения в школе для организации занятий с учениками ресурсного класса.

-Закупка мебели и специального оборудования для ресурсного класса.

-Поиск и подготовка специалистов для работы с детьми в инновационном образовательном проекте.

-Организация образовательного процесса для детей с аутизмом с использованием специальных образовательных условий, в том числе подготовка тьюторов к работе в инклюзивной среде.

Результаты

В июне 2016 года Министерством образования Ростовской области) проекту в 81 школе Пролетарского района г. Ростова-на-Дону был присвоен статус областной инновационной площадки (Приказ от 29.06.2016 № 495).

Количество вовлеченных участников в проект «Ресурсный класс_81» с учетом семей детей, участвующих в проекте, нормативно развивающихся школьников в образовательном учреждении, преподавательского состава, тьюторов, студентов университета, волонтеров – 1500-1800 человек.

У детей с РАС, участвующих в проекте, отмечается значительное повышение уровня коммуникативных способностей и социальных навыков. Ученики ресурсного класса стали посещать некоторые уроки в регулярных классах вместе со своими нормативно развивающимися сверстниками.

Специалистами проекта накоплен ценнейший опыт по организации специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью, по работе в инклюзивной среде общеобразовательного учреждения. Опыт уже начал транслироваться и, вызывая огромный интерес, получает высокую оценку у представителей профессионального и родительского сообщества.

В настоящее время существует большой родительский запрос на открытие подобных классов в других школах Ростова и области.

За период существования проекта «Ресурсный класс_81» с целью информирования местного сообщества об опыте организации инклюзивного образования, о проблемах детей с инвалидностью и аутизмом вышло около 150 публикаций и сюжетов в СМИ.

Например:

http://expert.ru/south/2016/09/osobyij-rebyonok-v-shkole/

http://nationmagazine.ru/people/ne-nado-delat-detey-izgoyami-tolko-potomu-chto-v-ikh-medkartakh-napisany-slozhnye-slova/

http://mediaspress.ru/articles/resursy-est

http://www.krestianin.ru/articles/53747-te-kogo-nelzya-zhalet

http://www.krestianin.ru/articles/58289-tretiy-raz-v-resursnyy-klass

Дополнительные материалы (фотоматериалы — до 5, презентация — до 10 слайдов):


Контактные данные:

Автономная некоммерческая организация содействия инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья «Ресурсный класс»

Директор Берковская Ксения Владимировна телефона 8-903-406-22-80,

e-mail: rkrostov@mail.ru

Другие публикации раздела:

Нет комментариев. Ваш будет первым!