Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

Гражданское общество в складчину

15.11.2015 | 14:11
|
1667

Антон Маслаков, Владимир Козлов

Диалог власти, бизнеса и НКО с целью тиражирования социальных проектов и инициатив в регионе только начинается. Непонимание правил игры является проблемой как для реализаторов проектов, так и для тех, кто пытается с помощью представителей третьего сектора решить свои задачи в социальной сфере


Как показала организованная журналом «Эксперт ЮГ» конференция «Что такое эффективный социальный проект?», главной задачей в сфере социальных инвестиций продолжает оставаться выстраивание эффективной модели взаимодействия некоммерческого сектора, власти и бизнеса — тех трёх секторов, которые пока говорят на разных языках. В результате НКО очень часто не могут освоить средства, которые уже сегодня выделяют власти, не могут вписаться в рамки социальных программ корпораций. Компаниям же без этого сотрудничества не удаётся тратить средства наиболее эффективно с точки зрения результата в конкретной территории реализации проекта. Власти же, соответственно, не могут пока научиться использовать ресурс третьего сектора и бизнеса для смягчения социальных проблем, на решение которых денег у бюджета ещё долго будет не хватать. Именно на этой почве вопрос о том, что такое эффективный социальный проект, звучит наиболее актуально.


Конференция по этой теме была проведена в рамках медиапроекта «Социальные инвестиции юга России» в партнёрстве с банком «Центр-инвест», ОАО «Филип Моррис Кубань», компаниями «Вымпелком» и «Амвэй», при участии Общественного совета по развитию городской среды при главе Краснодара и Краснодарской краевой общественной организации выпускников российских вузов. Мероприятие показало, что некоммерческие организации сталкиваются в разных регионах с одними и теми же проблемами: недостаточной информированностью, отсутствием отработанных механизмов работы, стабильных источников финансирования. Успешность решения этих проблем зависит в равной степени от усилий некоммерческих организаций, местных властей и представителей бизнеса. У каждой из перечисленных сторон есть своё видение ситуации в социальной сфере.


К чему приводит диалог

Присутствие среди участников конференции представителей местной власти сделало возможным трёхсторонний диалог о проблемах поддержки социальной активности в южных регионах, необходимость которого отмечают все участники процесса.


«Мы работаем над программой развития гражданского общества уже десять лет, — заявила заместитель начальника управления по связям с общественностью администрации Краснодара Лолика Ковалёва. — Она постоянно трансформируется, и на сегодняшний день в муниципальной программе выделяется социальное финансирование, ежегодно проводится муниципальный конкурс, участники которого в целом получают около девяти миллионов рублей».


Основной проблемой, по мнению г-жи Ковалёвой, является низкая информированность местных некоммерческих организаций. Для решения этой проблемы, по мнению представителей власти, необходимо более плотное взаимодействие местных сообществ с муниципалитетом на уровне общественных советов и участие в мероприятиях, проводимых администрациями. Создание медиативных структур действительно позволяет скорректировать взаимные ожидания власти и «третьего сектора», вносить изменения в социальную политику регионов и муниципалитетов, однако самой по себе работы общественных советов недостаточно для успешного развития социально ориентированных организаций. В связи с этим в речи представителя муниципалитета прозвучала неудовлетворённость иждивенческой позицией местных НКО.


Проблемными точками, по мнению представителей власти, являются также низкая готовность к работе в конкурентной среде, нежелание повышать собственную эффективность. «Мы находимся в начале пути. Это происходит из-за слабой информированности и из-за потребительского подхода многих — например, ветеранских — организаций. Они привыкли к лёгким деньгам, к тому, что администрация их поддержит. У нас общественные объединения умеют использовать имеющиеся ресурсы, но не готовы создавать их. Они знают, что можно прийти к депутату, поулыбаться и получить деньги на какие-то социально значимые мероприятия, даже не особо беспокоясь о дальнейшей отчётности», — считает Лолика Ковалёва.


В поисках профессионалов

Многие из работающих с муниципалитетом некоммерческих организаций готовы быть частью традиционной системы отношений, в которой распределение денег связано не с получением реального результата, а с поддержанием деятельности самой организации.


Проблема в том, что такой характер взаимоотношений во многом сформирован представлением о некоммерческих организациях как о постоянных просителях, и подобный подход распространён как среди представителей власти, так и среди бизнеса. Руководитель программы «Детская деревня» благотворительного фонда «Виктория» Ирина Швец в связи с этим отметила необходимость изменения отношения к тем, кто создаёт конкретные социальные программы. «Я хотела бы подчеркнуть, что некоммерческий сектор решает не свои личные задачи, а задачи общества и государства, — поясняет г-жа Швец. — Но когда бизнес даёт деньги на мероприятие или проект, он не хочет платить за работу специалистов, предполагая, что некоммерческие организации должны работать бесплатно. Тогда где некоммерческий сектор возьмёт деньги, чтобы развиваться, обучаться? Если мы заинтересованы в том, чтобы некоммерческий сектор был профессиональным и эффективно использовал финансовые ресурсы, это нужно закладывать в наши сметы. В развитие профессионализма некоммерческого сектора надо вкладываться — в аналитику, в обучение, в исследование, в экспертизу в конце концов, — тем более если вы заинтересованы в долгосрочном эффективном сотрудничестве».


Необходимость в компетентных НКО осознают и компании, реализующие свои социальные проекты на долгосрочной основе. Бизнес предпочитает осуществлять социальную деятельность с помощью некоммерческих организаций. Результаты вложений в социальные инвестиции зависят от уровня компетентности НКО, и сам бизнес оказывается заинтересованным в успешности социальных проектов в ещё большей степени, чем представители муниципальной и региональной власти. «Мы зависим от профессионализма, от экспертного мнения того или иного НКО, от того, насколько чётко и прозрачно они работают. Кроме того, наш выбор некоммерческой организации связан с нашим основным принципом — реализацией устойчивых и долгосрочных проектов, которые позволяют решать конкретные социальные проблемы», — отметила представитель по связям с общественностью ОАО «Филип Моррис Кубань» Татьяна Алишевич.

Неготовность некоммерческих организаций соответствовать внешним для них требованиям в конечном итоге становится и проблемой бизнеса, сужая круг возможностей. Решением этой проблемы является соответствующая подготовка специалистов некоммерческих организаций, которая не слишком отличается от обучения работников в бизнес-сфере, так как планирование деятельности и оценка эффективности производятся по общим для них принципам. «Основная часть проектов, которые выполнены недостаточно качественно, реализуются теми организациями, которые слишком молоды и не имеют достаточно опыта для решения того или иного вопроса. Бывает и так, что организации стараются принять участие в максимально возможном количестве конкурсов, и им просто не хватает времени. Бизнесу же важно быть уверенным в НКО как партнёре, ведь бизнес не является экспертом в данной сфере», — пояснила региональный советник по связям с общественностью компании «Амвэй» Жанна Чернова.


Куда податься

Но даже обладание необходимыми для работы в третьем секторе компетенциями не является гарантией успешного сотрудничества с бизнесом и государством в решении социальных проблем. И в случае с государственной поддержкой, и при взаимодействии с бизнесом инициаторы социальных программ вынуждены приспосабливаться к конкретным требованиям, предъявляемым финансовыми донорами.


«Некоммерческий сектор должен находить общую с бизнесом точку приложения усилий, если он хочет быть ему интересен. То есть проекты должны быть интересны как само́й некоммерческой организации, так и бизнесу, — считает председатель южного регионального комитета Ассоциации европейского бизнеса и региональный директор по корпоративным вопросам и взаимодействию с государственными органами ГК Danone в России Олег Жарко. — С точки зрения бизнеса, проекты должны чётко укладываться в рамки корпоративной политики. Ведь если вы некоммерческая организация и занимаетесь балетом, то странно будет, если к вам придёт представитель бизнеса и попросит организовать соревнование по футболу. Но именно так некоммерческие организации часто приходят к бизнесу». Соответствовать целям корпоративной политики компании могут далеко не все представители некоммерческого сектора, так что часть социальных проектов находится вне пределов видимости крупного бизнеса. Для оставшихся по умолчанию предполагается знание принципов реализации некоммерческих проектов, предъявляемых той или иной компанией.


И всё же сам факт того, что все заинтересованные стороны называют одни и те же болевые точки при описании современного гражданского общества, уже внушает оптимизм. Очевидно, что создание постоянных механизмов взаимодействия с третьим сектором, которые позволят не только сверять часы, но и поднимать профессионализм НКО, должно быть осознано как отдельная проблема, решение которой значительно бы повысило эффективность работы всех сторон.


Фото Дениса Соломина


Другие публикации раздела:

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика
Веб-студия «Бест-Тренд», создание сайтов, создать сайт, создание сайта, разработка сайта, продвижение сайтов, продвижение сайта, дизайн сайта, дизайн сайов, сайт-визитка, каталог, интернет-магазин, портал.