Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

Время закрепления пороков

15.11.2015 | 11:11
|
881

По результатам исследования крупного бизнеса ЮФО, которое ежегодно проводит аналитический центр «Эксперт ЮГ», можно сформулировать главный риск для региональной экономики. Если судить формально, то самые солидные компании Юга сегодня развиваются быстрее как федеральных лидеров, так и ряда регионов. Например, совокупные темпы роста 400 крупнейших компаний Урала в 2014 году оказались на уровне 8,2%, сотни крупнейших Северного Кавказа — 6,1%, федеральные тяжеловесы вовсе показывают символические 0,4%. А 250 крупнейших компаний ЮФО — 12,5%. Только Сибирь быстрее — 14,9%. Так что задача сохранения опережающих темпов роста вроде бы выполняется. Но если всмотреться, из чего складывается этот рост, становится не до формализма.


Очевидный кризисный симптом — рост концентрации крупнейших предприятий рэнкинга. Во время экономических кризисов наиболее сильные игроки становятся ещё сильнее за счёт всех остальных. В 2010 году на долю 25 крупнейших участников приходилось 50% выручки, год назад эта доля составляла уже 53,4%. В нынешнем году тренд продолжен — топ-25 формирует почти 55% доходов 250 участников рэнкинга.


Концентрация ещё нагляднее, если взглянуть на первую десятку. По результатам 2014 года на неё приходится более 40% общей выручки и свыше 70% совокупной чистой прибыли крупнейших компаний ЮФО. Весьма показательно сравнить с ситуацией семилетней давности — 2007 год был, в конце концов, последним предкризисным годом. Так вот, тогда на первую десятку приходилось лишь 29% общей выручки участников рэнкинга и всего 24% общей прибыли. Нельзя не подчеркнуть — доля первой десятки в общем объёме прибыли выросла почти втрое! Эти показатели, если оценивать их с точки зрения развития конкуренции и возможностей для успешного ведения бизнеса, сейчас выглядят как потерянный рай. Несмотря на то, что с тех пор общая выручка 250 компаний выросла в полтора раза, очевидно, что развитие последних семи лет перестало быть массовой историей. Возможности для роста и особенно получения прибыли концентрируются в руках всё более и более узкого круга компаний. Тут важно правильно расставить акценты: плохо не то, что те, кто растёт, растут, — плохо, что развитие, по сути, оказывается недоступным большинству компаний. А ведь это не любые компании — это предприятия, чей вклад в развитие региональной экономики является наибольшим. Вот это и есть кризис.


Можно посмотреть, что произошло на том же большом отрезке с региональной структурой рэнкинга. Простой показатель — количество компаний, которыми был представлен регион в рэнкинге семь лет назад и сейчас. За семь лет число компаний, представляющих Ростовскую область, выросло на четыре. В Волгоградской области стало на пять компаний меньше. А в Краснодарском крае прибавилось 41 предприятие. Довольно красноречивый показатель, не так ли?


В аналитической записке к самому первому рэнкингу крупнейших компаний юга России мы охарактеризовали региональную экономику как экономику примитивного сервиса — исходя из того, сколько в ней занимает оптовая торговля, в том числе топливом, газом, электроэнергией. С тех пор добавился только один сюжет — Юг стал площадкой для реализации ряда проектов в нефтянке, отрасль начала развивать южнороссийскую нефтепроводящую инфраструктуру, а также сферу нефтесервиса. Этому можно радоваться, но заслуги южных регионов в этом нет. Отраслям, которые считаются стратегическими для Юга, в последние семь лет достаются крохи. И никакой диверсификации, никакой индустриализации, никакого выравнивания регионов. Единственное, что противостоит общей картине — единичные исключения, внезапные, возникшие вопреки всему истории успеха, самая известная из которых — «Магнит». Эта компания сейчас исполняет обязанности символа, внушающего надежду южному бизнесу.


Другие публикации раздела: Крупнейшие компании ЮФО

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика
Веб-студия «Бест-Тренд», создание сайтов, создать сайт, создание сайта, разработка сайта, продвижение сайтов, продвижение сайта, дизайн сайта, дизайн сайов, сайт-визитка, каталог, интернет-магазин, портал.