Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

Торговля и нефть обеспечили рост

15.11.2015 | 15:11
|
1221

Николай Проценко

На фоне стагнации совокупных доходов крупнейших российских компаний из рейтинга «Эксперт-400» крупный бизнес ЮФО по итогам 2014 года показал, казалось бы, убедительный прирост выручки — 12,5%. Но основной вклад в это принадлежит не импортозамещающим отраслям промышленности и АПК, а торговле, существенно нарастившей свою долю, главным образом за счёт таких сегментов, как сетевая розница, топливо и зерно


Итоги исследования крупнейших компаний ЮФО по результатам 2014 года заставляют вспомнить прошлый кризис 2008-2009 годов, когда не только власти, но и многие бизнесмены на полном серьёзе утверждали, что никакого кризиса на Юге нет. Наше исследование крупных компаний ЮФО показывает, что формальный повод утверждать то же самое есть и сейчас. Если 400 крупнейших компаний России показали в 2014 году худший за последние десять лет финансовый результат — прирост их выручки составил всего лишь 0,4% (см. «Эксперт» № 43 (962) от 19–25 октября), то 250 лидирующих предприятий ЮФО смогли в совокупности продемонстрировать двузначный прирост выручки. В 2014 году их общая выручка составила более чем 3,81 трлн рублей, что на 12,5% больше, чем по итогам предшествующего года (3,38 трлн). Динамика оказалась несколько меньше, чем в 2013 году (плюс 16,6%), но всё равно выглядит оптимистично. Однако при детальном анализе оптимизм исчезает — данные последнего рэнкинга наглядно демонстрируют, что с каждым годом структура экономики ЮФО всё более упрощается.


Формула роста: «Магнит» и нефть

Прежде всего следует отметить, что двузначный рост совокупной выручки в значительной степени обеспечен всего одной компанией — торговой сетью «Магнит», которая, имея в три раза большую выручку (763,5 млрд рублей), чем её ближайший преследователь, вновь показала «газельную» динамику увеличения доходов — более 30%. По итогам 2014 года «Магнит» впервые вошёл в первую десятку рейтинга «Эксперт-400» и при сохранении темпов роста уже в этом году может «пробить» очередную верхнюю планку — триллион рублей выручки.


Но если мы вынесем «Магнит» за скобки, то окажется, что прирост доходов оставшихся 249 компаний рэнкинга куда более скромный — порядка 8,5% (см. график 1), и это уже больше напоминает о кризисных реалиях. А при дальнейшем анализе выясняется, что в значительной степени эта динамика обеспечена всего лишь двумя специфическими сегментами южной экономики — торговлей топливом (опт и розница) и оптовой торговлей зерном.


Первый из этих сегментов в рэнкинге представляет 31 компания с общей выручкой 584,4 млрд рублей. Для сравнения, в 2013 году эти же предприятия отгрузили на 446,3 млрд рублей — то есть за год выручка крупнейших организаций ЮФО в сегменте торговли ГСМ выросла на 31%. А крупнейшие зернотрейдеры (19 компаний) благодаря хорошему урожаю и падению курса рубля показали прирост сразу на 60%. В 2014 году они выручили 140,9 млрд рублей, тогда как годом ранее продажи этих же компаний составили 88 млрд рублей (см. график 2). В общей сложности торговцы топливом и зерном заработали за 2014 год 721,3 млрд рублей, что лишь немногим меньше выручки «Магнита». Удельный вес двух данных сегментов в рэнкинге составил почти 19%. В целом же торговля (опт и розница) заметно укрепилась — если год назад на неё приходилось 45,1% совокупных доходов участников рэнкинга, то теперь уже 48,5% (см. таблицу 1).


Нефтяная игла уже не призрак

Настораживает и очевидный «углеводородный» крен крупного бизнеса ЮФО, который стал отчётливо заметен ещё три года назад, когда в комментарии к аналогичному рэнкингу по итогам 2011 года мы предупреждали о «призраке нефтяной иглы». С тех пор этот призрак не только не рассеялся, но и вполне успешно материализовался.


Формально нефтегазовую индустрию в нынешнем рэнкинге представляют всего 12 предприятий с совокупной выручкой 633,4 млрд рублей (16,6% совокупной выручки). Однако к ним следует добавить упомянутые структуры, торгующие топливом оптом и в розницу (31 компания с общей выручкой 584,4 млрд рублей), различные нефте- и газотранспортные организации (8 компаний — 126,3 млрд рублей), строительные организации нефтегазовой сферы (4 компании — 91,9 млрд рублей), а также нефтесервисные компании и обслуживающие нефтянку машиностроительные заводы (3 компании, 19,9 млрд рублей). В общей сложности набирается 58 компаний с общей выручкой 1,456 трлн рублей, или примерно 38% совокупной стоимости рэнкинга, причём в первой десятке различные сегменты нефтегазовой отрасли представляют уже 8 игроков. Добавляем к этому выручку «Магнита» (763,5 млрд рублей) — и оказывается, что на оставшуюся 191 компанию рэнкинга приходится всего-то около 1,6 трлн рублей, или примерно 42% общей выручки его участников.




Кубань без вариантов

Называть такую структуру хозяйства «цветущей сложностью», что всегда как бы отличало экономику Юга от, допустим, «старопромышленных» территорий, явно не приходится — равно как и говорить о сглаживании диспропорций между уровнем развития отдельных регионов.


При той конфигурации крупного бизнеса ЮФО, которая сложилась на данный момент, её главным и безальтернативным бенефициаром будет Краснодарский край, за год ещё больше увеличивший свой отрыв от Ростовской области (см. таблицу 3). В шести крупнейших отраслях южной экономики — розничной и оптовой торговле, нефтегазовой промышленности, АПК и пищёвке, транспорте и строительстве (плюс производство стройматериалов) — именно кубанским компаниям принадлежит наибольшая доля выручки (см. график 3), и в среднесрочной перспективе эта ситуация едва ли изменится. К тому же в пользу Краснодарского края, где расположены основные внешнеторговые «окна» ЮФО, сейчас активно играет такой дополнительный фактор, как ослабление рубля, выгодное для экспортёров.


И даже в тех отраслях экономики, где Кубань традиционно была не слишком сильна, например, в чёрной металлургии и машиностроении, ей уже принадлежит весомая доля. В качестве характерных примеров можно привести Абинский электрометаллургический завод, за год поднявшийся в рэнкинге сразу на 70 пунктов (с 116 на 46 место), и краснодарский завод по производству сельхозтехники немецкой компании «Клаас» (145 место). И то, и другое предприятие имеют значительный потенциал роста, связанный с расширением производственных мощностей — завод в Абинске нынешним летом запустил третью очередь, а вскоре после этого вторую очередь открыл и «Клаас».


В общем, нет ничего удивительного в том, что именно Кубань и оказалась главным локомотивом роста — за прошлый год её крупный бизнес показал совокупную динамику в 17,5%, тогда как крупнейшие донские компании области росли темпом всего лишь 2%, что нельзя назвать иначе как стагнацией. Впрочем, Ростовская область оказалась единственным регионом, который в 2014 году заметно — на 6 компаний — увеличил количественную представленность в рэнкинге, тогда как Кубань, Волгоградская и Астраханская области количество компаний в списке сократили.


Между тем, как следует прибавила Волгоградская область, которая фактически наступает на пятки Дону — разрыв между двумя регионами год назад составлял 173 млрд рублей, а теперь сократился до 83 млрд рублей. Главный «виновник» этого роста — зарегистрированный в Волгограде розничный дилер «ЛУКойла» компания «Ликард», которая увеличила выручку более чем на 74%, что позволило ей занять сразу четвёртую строчку в рэнкинге, опередив ростовскую компанию «Альфа-Трейд», развивающую сеть АЗС «Газпрома». Таким образом, теперь Волгоградскую область в первой десятке крупнейшего бизнеса ЮФО представляют уже четыре компании.




АПК и пищепром: укрепление «большой четвёрки»

Злободневный и животрепещущий вопрос: а что же «традиционные» южные отрасли, АПК и пищепром, которые в прошлом году, казалось, получили серьёзный стимул для роста в виде антизападных санкций и прочих мер господдержки? Отвечаем: рост совокупных доходов в этих отраслях по итогам 2014 года оказался на уровне статпогрешности (плюс 1,7%), а их доля в совокупной выручке рэнкинга даже несколько снизилась (с 7,9 до 7,1%). Для сравнения, по России в целом производство сельхозпродукции в прошлом году выросло на 3,7%, а объём продукции пищепрома увеличился на 9,3%.


Однако делать на основании этих цифр вывод о том, что крупные компании в сельском хозяйстве и пищёвке ЮФО серьёзно притормозили, было бы, мягко говоря, преждевременно. Анализ деятельности участников рэнкинга показывает, что отрасль растёт весьма динамично, хотя при этом некоторые игроки в самом деле снижают обороты. 14 предприятий АПК и пищепрома показали динамику, свойственную «газелям» (выше 30%), что способствовало количественному росту сегмента. За год число компаний в отрасли увеличилось с 27 до 33, причём 9 из них — «новички», не входившие в прошлогодний рэнкинг. Подавляющее большинство закончили 2014 год в плюсе — общий объём чистой прибыли крупнейших игроков сельского хозяйства и пищёвки ЮФО составил почти 16,2 млрд рублей (см. таблицу 2). В то же время очевидно, что более ощутимый эффект от антисанкционной политики в сфере АПК мы увидим только по результатам 2015 года.


Однако, несмотря на высокую динамику ряда представителей отрасли, можно утверждать, что основной круг игроков в ней уже сформирован, и новые реалии отечественного АПК будут только способствовать усилению лидеров. Наиболее показательный пример — кубанский «Агрокомплекс имени Н.И. Ткачёва», принадлежащий, по имеющейся информации, семье министра сельского хозяйства, а в недавнем прошлом губернатора Краснодарского края Александра Ткачёва. В 2014 году эта компания показала прирост выручки более чем на 38% и переместилась в рэнкинге с 39 на 30 строчку, а по итогам года нынешнего динамика доходов может оказаться ещё выше, поскольку в последние месяцы «Агрокомплекс» и близкие к нему структуры активно занимались скупкой различных сельхозактивов.


Этот пример наглядно иллюстрирует процесс консолидации активов. В 2014 году на структуры четырёх крупнейших южных агрохолдингов (помимо кубанского «Агрокомплекса», это донские «Юг Руси», «Астон» и «Группа Агроком») пришлось в общей сложности 122,3 млрд рублей выручки, то есть порядка 45% совокупных доходов по отрасли. Ещё более показательна структура распределения чистой прибыли: в прошлом году «Агрокомплекс», маслоэкстракционный завод «Юга Руси» и «Группа Агроком» на троих получили 9,45 млрд рублей чистой прибыли, или порядка 58% от её общего объёма по отрасли.




Строители сдают позиции

Главным аутсайдером рэнкинга на сей раз оказалась строительная отрасль, что в целом сигнализирует о кризисном состоянии экономики, поскольку именно строительство реагирует на кризис первым. Если в прошлом году в итоговую часть исследования вошло 27 компаний из данной отрасли, то в нынешнем году их осталось всего лишь 15, а их совокупная выручка рухнула почти на 36%. В прошлогоднем рэнкинге строительство занимало в отраслевом разрезе почётное пятое место (после розничной и оптовой торговли, нефтегазовой промышленности и АПК с пищепромом), теперь же оно пропустило вперёд транспорт и едва не сдало шестую строчку чёрной металлургии.


Как и в АПК, в строительстве ЮФО наблюдается концентрация доходов, хотя и весьма специфическая — три лидера работают в таком сегменте, как строительство объектов для нефтегазовой промышленности. На эти «три кита» южных строек (ООО «Фирма “Гравитон”», строящая Туапсинский НПЗ «Роснефти», АО «Краснодаргазстрой» и волгоградский «Нефтезаводмонтаж») в 2014 году пришлось более 56% выручки (или 89 млрд рублей) по отрасли. Они же — самые прибыльные: на троих указанные компании получили более 60% (или 1,8 млрд рублей) всей чистой прибыли крупнейших строительных компаний ЮФО. Большинству других ведущих игроков этого рынка вообще пришлось довольствоваться минимальной рентабельностью.


Существенно (почти на 17%) упали и доходы производителей строительных материалов, а численность компаний в этой отрасли сократилась с 10 до 8. Несмотря на это, предприятиям из данного сегмента удалось продемонстрировать высокую рентабельность — средний объём чистой прибыли на одну компанию составил 835,5 млн рублей, что примерно вчетверо выше, чем у строителей. В то же время следует отметить, что крупная промышленность строительных материалов ЮФО представляет собой «закрытый клуб»: по сравнению с прошлогодним рэнкингом в этой отрасли не появилось ни одного нового игрока, а первая тройка лидеров — «Новоросцемент», «Себряковцемент» из Волгоградской области и «Кнауф Гипс Кубань» — осталась неизменной.


Транспорт подкосила девальвация

Отраслью экономики ЮФО, которая наиболее явственно пострадала от кризиса уже в прошлом году, стал транспорт, крайне чувствительный к колебаниям валютных курсов. В частности, только у Группы НМТП неденежные расходы по курсовым разницам за прошлый год составили 789,1 млн долларов — для сравнения, годом ранее эта сумма равнялась 104,7 млн долларов. В результате ключевое южное подразделение портового холдинга — ОАО «НМТП» — завершило год с чистым убытком в размере 19,32 млрд рублей. При этом продолжил снижаться объём перевалки сырой нефти — основной экспортной статьи в Новороссийском порту.


Серьёзные убытки зафиксировали и некоторые другие крупные транспортные компании ЮФО, работающие в сегменте международных грузоперевозок — например, ЗАО «Таманьнефтегаз» (терминал по перевалке нефтепродуктов в порту Тамань) и судоходная компания «Палмали». Переоценка валютных обязательств также стала причиной формирования чистых убытков у двух аэропортов группы «Базэл аэро» — сочинского и краснодарского, которые дебютировали в нынешнем рэнкинге.


К транспортной отрасли относится и южная компания, понёсшая по итогам прошлого года максимальные убытки — ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум-Р», записавшее в «минус» порядка 70,7 млрд рублей. Однако в данном случае формирование убытка связано с инвестиционными затратами компании на масштабный проект расширения трубопроводной системы, что позволит увеличить объём перекачки нефти с 28,2 до 67 млн тонн ежегодно. Благодаря реализации этого проекта КТК уже значительно нарастил мощности: в течение прошлого года через эту трубопроводную систему было прокачано почти 40 тонн нефти, что на 22,2% выше объёмов 2013 года. Это позволило компании увеличить выручку на 43,4% и подняться в рэнкинге с 24 на 13 место.


Рэнкинг крупнейших компаний ЮФО по объёму реализации продукции в 2014 году


Другие публикации раздела: Крупнейшие компании ЮФО

Нет комментариев. Ваш будет первым!