Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

Главное — не считать инвестиции в долларах

27.09.2015 | 03:09
|
1244

Николай Проценко, Владимир Козлов

58 инвестпроектов общей стоимостью свыше 400 млрд рублей за последний год были заморожены — это больше четверти от результата 2014 года. Цифры получены в результате ежегодного исследования крупнейших инвестпроектов ЮФО, находящихся в стадии реализации. Более общий вывод «Эксперта ЮГ»: в иностранной валюте южный инвестпортфель похудел почти вдвое, в рублях — удержался на том же уровне


На самом деле то, что инвестиционный портфель не рухнул в рублях, — это уже сенсация со знаком плюс. Новых проектов, появившихся за год, оказалось достаточно, чтобы полностью заменить выбывшие. При этом их средний размер сокращается — собеседники «Эксперта ЮГ» считают, что это — долгосрочный тренд. Если же смотреть на отраслевой разрез базы крупнейших проектов региона, то можно увидеть, что за год значительно укрепился только блок проектов в инженерно-транспортной сфере — на них сейчас приходится не 13%, как годом ранее, а уже 23% общей стоимости. И неизменной осталась огромная доля проектов в нефтегазовой сфере — 50%. Почти все остальные отрасли свою долю сократили.


Смысл исследования крупнейших инвестиционных проектов ЮФО, находящихся в стадии реализации, которое вот уже шесть лет проводит аналитический центр «Эксперт ЮГ», состоит в том, чтобы увидеть полный круг реальных начинаний стоимостью более 10 млн долларов. Динамика этого портфеля, его структура и количественный состав — один из ключевых индикаторов, показывающих не только текущее состояние инвестиционной среды в регионе, но и её среднесрочную перспективу.


Тест на реальность

В этом году мы ужесточили принципы составления ежегодного рэнкинга. Прежде всего было принято решение отказаться от пересчёта стоимости инвестпроектов в доллары в связи с высокой волатильностью курса. Тем не менее, определённая привязка рэнкинга к американской валюте остаётся, поскольку мы сохранили нижнюю планку входа на уровне 10 млн долларов, или, по некоему усреднённому текущему курсу, 650 млн рублей.


Такой подход сразу принёс результат, который можно назвать условно обнадёживающим: оказалось, что общая рублёвая стоимость крупнейших инвестпроектов, реализуемых в ЮФО в 2015 году, практически сопоставима с общей стоимостью прошлогоднего портфеля. Для сравнения, в прошлом рэнкинге присутствовало 206 проектов стоимостью от 650 млн долларов на общую сумму 2,629 трлн рублей (а также ещё 65 небольших проектов на 27,3 млрд рублей), а в нынешний рэнкинг мы включили 145 проектов общей стоимостью 2,598 трлн рублей. Правда, в валютном эквиваленте портфель резко похудел: упомянутые 206 прошлогодних проектов в общей сложности составляли 72,8 млрд долларов (по курсу 36,1 рубля за доллар), тогда как нынешние 145 проектов по курсу 65 рублей за доллар тянут всего лишь на 40 млрд долларов. В общем, за год в валютном эквиваленте стоимость крупнейших инвестпроектов ЮФО сократилась в 1,87 раза.


Начиная с конца прошлого года, когда состоялся первый тур резкой девальвации рубля, в региональной ленте деловых новостей всё чаще стали появляться сообщения о том, что одни проекты откладываются по срокам реализации, другие пересчитываются по стоимости, третьи — и вовсе сворачиваются. Исходя из этого, мы решили ужесточить критерии отбора и включить в рэнкинг только те проекты, по которым на момент исследования (август-сентябрь 2015 года) была известна их точная стоимость, а главное, имелась информация о ходе его реализации. Именно из этих соображений мы ввели в таблицу рэнкинга новый столбец — «Текущее состояние реализации проекта». В случае, если тот или иной проект не подавал «признаков жизни», либо находился на пересчёте стоимости, либо пребывал в подвешенном состоянии, мы принимали решение исключить его из числа реальных — в большинстве случаев, будем надеяться, временно.


В результате из прошлогодней базы в рэнкинг-2015 перешло 89 проектов стоимостью от 650 млн рублей на общую сумму 2,184 млрд рублей (после коррекции стоимости ряда проектов в сторону увеличения). Ещё 57 проектов общей стоимостью 292 млрд рублей покинули базу со знаком «плюс», то есть были успешно реализованы, а 58 прошлогодних проектов на общую сумму 404 млрд рублей мы не включили в рэнкинг-2015 как «временно нереальные». Однако их отсутствие было полностью компенсировано новыми проектами — таковых в базе появилось 56 на общую сумму 414,5 млрд рублей. Наконец, 68 прошлогодних проектов стоимостью менее 650 млн рублей не попали в базу, поскольку больше не удовлетворяют минимальной входной планке в долларовом эквиваленте.


Новички мельчают

Появление большого количества новых проектов, на наш взгляд, и есть главная положительная новость года: несмотря на завершение олимпийских строек и новый экономический кризис, инвестиционный процесс в ЮФО не остановился. В то же время следует отметить, что в основном это пока сравнительно небольшие инициативы. Почти 70% стоимости нового портфеля приходится на два крымских мегапроекта (строительство моста через Керченский пролив и железной дороги в обход Украины), а средняя стоимость оставшихся 54 новых проектов составляет лишь 2,4 млрд рублей. Но и это по нынешним временам уже вполне крупные заявки. Примечательно, что в описаниях инвестиционных предложений, которые планирует представить на форуме в Сочи Краснодарский край, в понятие «мегапроект» вкладывается совершенно иное содержание, нежели ещё пару лет назад — теперь этот термин относится даже к проектам стоимостью около 2 млрд рублей.


По мнению ряда экспертов, уменьшение стоимости новых проектов — это важнейший тренд на ближайшие годы. «Сейчас, безусловно, многие компании снизили инвестиционные аппетиты и громких заявлений не делают, — говорит руководитель южного офиса аудиторско-консалтинговой группы PwC Вячеслав Соловьёв. — У проекта на 100–300 миллионов рублей гораздо больше шансов быть вовремя реализованным, а значит, уже скоро создать новые рабочие места, дать дополнительные поступления в бюджет. Мне кажется, таким проектам надо всячески содействовать и заявлять о них». В то же время, полагает генеральный директор краснодарского Южного инновационно-консалтингового центра Владислав Варшавский, изменению количественного и качественного состава проектов способствует обозначенный руководством страны курс на импортозамещение, при этом новые проекты имеют более детальную проработку. «По факту, — отмечает г-н Варшавский, — это главным образом средние производственные предприятия с вполне конкретными инвестиционными программами до одного миллиарда рублей».


Старожилы пересчитываются

Сохранению общей рублёвой стоимости портфеля примерно на прошлогоднем уровне способствовала и ещё одна важная новая тенденция — увеличение цены отдельных уже реализуемых проектов в связи с девальвацией рубля. В качестве примеров подобного пересчёта можно привести создание нового предприятия ГК «Евро­Хим» в Волгоградской области (за год стоимость этого проекта в нашем рэнкинге увеличилась с 70,6 до 108 млрд рублей), модернизацию Ильского НПЗ в Краснодарском крае (рост за год с 18,5 до 60 млрд рублей), строительство нового аэропорта «Южный» в Ростовской области (соответственно, 31,4 и 37,2 млрд рублей) и ряд других проектов помельче. Поскольку сейчас этот процесс носит массовый характер, в следующем году мы, скорее всего, узнаем новую цену и по ряду других уже заявленных ранее проектов, в том числе по тем, которые временно остались за пределами реальных.


Однако практически сразу после начала нового кризиса стало ясно, что его переживут далеко не все проекты, ещё год назад считавшиеся реальными, причём даже те, которые региональные власти включили в число приоритетных. «По результатам девяти месяцев мы будем основательно анализировать состояние “сотни губернаторских проектов”. У нас нет пока отказов от их реализации, но есть угроза задержки сроков исполнения», — признался в интервью «Эксперту ЮГ» губернатор Ростовской области Василий Голубев. «Сегодня по многим проектам не только идёт пересчёт стоимости — в ряде случаев их инициаторы обнаружили серьёзные недочёты на уровне предпроектной проработки», — добавляет пожелавший сохранить анонимность собеседник в донском правительстве.




Список потерь: стройматериалы

В отраслевом разрезе особенный ущерб понесла промышленность строительных материалов ЮФО, которая традиционно была неплохо представлена в рэнкинге достаточно дорогостоящими проектами. К примеру, год назад на 23 проекта в этой отрасли пришлось 3,75% общей стоимости базы — теперь же осталось всего 8 проектов, на которые приходится 1,31% стоимости портфеля. При этом лишь четыре проекта были успешно реализованы, а девять были исключены как не имеющие признаков реальных.


Причина проста: многие компании с началом нового кризиса стали отказываться от своих планов либо ставить их на паузу. Например, в конце прошлого года агентство «Интерфакс» сообщало, что австрийский холдинг Atrus заморозил проект строительства крупного цементного завода в Крымском районе Краснодарского края мощностью 2,1 млн тонн цемента в год и стоимостью 12,7 млрд рублей. В нашем прошлогоднем рэнкинге этот проект занимал высокое 25 место, но теперь его пришлось исключить. Не вошёл в число реальных и проект строительства цемзавода ЗАО «Волга-Цемент» в Камышинском районе Волгоградской области стоимостью 11,4 млрд рублей (в прошлом году занимал в рэнкинге 34 место). По информации регионального правительства, на начало года по проекту была профинансирована только разработка пакета проектной документации, но дальнейшая реализация оказалась осложнена поиском профильного партнёра-инвестора.


Понесла потери в сфере промышленности стройматериалов и Ростовская область: здесь в мае этого года компания «ИнвестПромСтрой» отказалась от проекта создания завода по выпуску тепло‑ и звукоизоляционных материалов стоимостью 1,5 млрд рублей. А британская компания «РокТрон», которая ещё в 2012 году заявила о намерениях построить завод по переработке золо­шлаковых отходов Новочеркасской ГРЭС, в очередной раз перенесла начало реализации проекта — на сей раз на 2016 год. Как сообщалось в июне этого года, основная причина — нерешённость вопроса по обеспечению завода сырьём. Однако о том, что «РокТрон» не может договориться с энергетиками о поставке отходов, было известно и раньше, в связи с чем мы решили временно исключить проект из числа реальных.

Таблица 1: Региональная структура проектов*
Регион Количество проектов Стоимость проектов, млрд рублей Доля в совокупной стоимости, %
2015 2014 2015 2014 2015 2014
Краснодарский край 42 128 800,72 840,39 30,82 31,62
Астраханская область 11 15 795,83 839,82 30,63 31,6
Ростовская область 60 89 494,38 642,25 19,03 24,18
Волгоградская область 23 26 298,51 263,19 11,49 9,9
Межрегиональные 2 176,6 6,8
Адыгея 5 6 17,39 44,74 0,67 1,68
Калмыкия 2 6 14,68 27,22 0,56 1,02
* для 2014 года указаны все проекты (в том числе стоимостью менее 650 млн рублей)
Источник: Аналитический центр «Эксперт ЮГ»


Примороженная металлургия

Заметно похудел и портфель проектов ЮФО в чёрной металлургии. Если говорить об успехах, то ещё в прошлом году в Ростовской области был реализован долгое время возглавлявший отраслевой портфель проект модернизации ОАО «Тагмет» (Ростовская область), а в этом году был завершён проект строительства 1 и 2 очереди Абинского металлургического завода в Краснодарском крае. Однако ещё четыре проекта нам пришлось исключить в связи с неясностью сроков их реализации.


Наиболее крупный из них — строительство в Ростовской области листопрокатного производства объёмом 1 млн тонн продукции в год; этот проект стоимостью 29 млрд рублей (36 место в нашем рэнкинге-2014) планировала реализовать на базе обанкротившегося Красносулинского металлургического комбината компания «Исаевский машиностроительный завод». Проект был внесён в «губернаторскую» сотню, сроком его реализации указан 2017 год, однако отраслевые эксперты высказывают очень большие сомнения, что он вообще может быть осуществлён.


«Ещё до кризиса казалось весьма смелым анонсировать такой проект не самому крупному и известному предприятию, да ещё и далёкому от собственно металлургии, — говорит заместитель генерального директора аналитического агентства “Русмет” Михаил Родионов. — Даже такой гранд, как Объединённая металлургическая компания, отказался пока от строительства нового сталеплавильно-трубного комплекса в своей вотчине Чусовом. А листопрокатное производство заметно сложнее “ширпотреба” вроде массовых труб и арматуры — нужны проектировщики, технологи, оборудование. И денежные ресурсы, конечно». С последним как раз и может возникнуть основная проблема: в списке «губернаторской сотни» стоимость красносулинского проекта уже обозначена в 52,3 млрд рублей, что, на наш взгляд, делает его реализацию вопросом весьма отдалённого будущего.


А вот нашумевший некогда проект строительства металлургического завода в кубанском Армавире стоимостью 9,7 млрд рублей (41 место в прошлогоднем рэнкинге), похоже, вообще не сможет пережить новый кризис. Строительство предприятия началось ещё в 2006 году, затем было прервано из-за кризиса, но пару лет назад возобновилось. Однако в дело вмешался конфликт на Украине, создавший значительные проблемы для основного бизнеса инвестора — корпорации «Индустриальный союз Донбасса». Компания, занимавшаяся реализацией проекта, не смогла оплатить работу проектировщиков, и в мае имущество завода, включая земельный участок, было арестовано судебными приставами.


Впрочем, немалые проблемы могут возникнуть и у тех металлургических проектов ЮФО, которые уже находятся в активной стадии реализации. Например, в середине года стало известно, что холдинг «Евраз» ищет соинвестора для завершения строительства своего нового предприятия «Южный стан» в Усть-Донецком районе Ростовской области стоимостью 5,3 млрд рублей (из которых в настоящее время освоено порядка 3 млрд). Сообщение об этом появилось ровно в тот момент, на который был назначен срок сдачи завода в эксплуатацию.


«”Южный Стан”, хоть и находится в высокой степени готовности, имеет немало проблем, — комментирует Михаил Родионов. — Ещё около года назад поступали сообщения, что если для него не будут найдены соинвесторы или партнёры и не решится сырьевой вопрос — а заготовку планировали поставлять с украинского ДМЗ имени Петровского, — то “Евраз” вообще свернёт строительство “Южного стана”. Правда, тогда же говорилось, что в этом случае мощности строящегося комплекса перенесут поближе к Нижнетагильскому меткомбинату. Но как это сделать? Промплощадку в карман не положишь и в вагон не погрузишь. А вместе поработать “Евраз” предлагал уже почти всем — “Металлоинвесту”, РЭМЗу, “Волге-ФЭСТ” и даже трубникам — “Тагмету”. Так что перспективы проекта пока туманны и нерадостны».


Тем не менее, поскольку «Южный стан» вступил в решающую стадию реализации (завершены строительно-монтажные работы по каркасу и ограждающим конструкциям прокатного цеха и мастерской, смонтированы мостовые краны, заложен фундамент под основное оборудование, которое почти полностью поставлено), мы решили сохранить его в числе реальных проектов. Равно как и ещё одно непростое начинание донской металлургии — строительство завода «Донэлектросталь» в Новоалександровском индустриальном парке (Азовский район). Сначала в него планировалось вложить 2,4 млрд рублей, в нынешнем списке «губернаторской сотни» его стоимость обозначена уже в 6,264 млрд рублей, однако в материалах, подготовленных для нашего рэнкинга Агентством инвестиционного развития Ростовской области, значится гораздо большая сумма — 8,9 млрд рублей. По данным того же источника, в прошлом году в проект вложено 330 млн рублей, по нему имеются положительное заключение Госэкспертизы и разрешение на строительство.


Достаточно заметно по сравнению с прошлым годом сократилась и доля проектов в энергетике, но в данном случае основной причиной стал ввод в строй третьего энергоблока Ростовской АЭС. Кроме того, заметно похудел портфель проектов в АПК и пищепроме. Заметно прибавила благодаря новым мегапроектам лишь инженерно-транспортная инфраструктура, а на первом месте в отраслевом разрезе рэнкинга по-прежнему остаётся нефтегазовая промышленность (см. график 1).




Концентрация крепчает

В региональном разрезе рэнкинга мы впервые выделили такую категорию, как межрегиональные проекты. Количественно эта группа невелика (всего две позиции — мегапроект РЖД и новый нефтепродуктопровод «Транснефти»), но в общей стоимости портфеля на них приходится порядка 7%. Два других упоминавшихся выше крупных межрегиональных проекта — строительство моста в Крым и железной дороги в обход Украины — мы отдали, соответственно, Краснодарскому краю и Ростовской области.


В результате Краснодарскому краю удалось удержаться на первом месте (см. таблицу 1), а его отрыв от Ростовской области, заметно сократившийся после Олимпиады, снова довольно внушителен. Вместе с тем именно в Краснодарском крае произошло наибольшее количественное сокращение портфеля (более чем в три раза). Основная причина этого — повышение минимальной стоимости проектов до 650 млн рублей, что сразу же отсекло немало небольших кубанских проектов, в том числе порядка двух десятков в АПК, которые присутствовали в прошлом рэнкинге. Показательно при этом, что общая стоимость проектов Краснодарского края при столь заметном количественном сокращении упала лишь на 5%.


Второе место Астраханской области, как обычно, обусловлено многомиллиардными инвестициями «ЛУКойла» в добычу углеводородов Северного Каспия и «Газпрома» в модернизацию Астраханского газоперерабатывающего завода. Помимо этих двух мегапроектов, мы насчитали в астраханском регионе всего девять реальных крупных проектов на общую сумму 24,3 млрд рублей.


Доля Волгоградской области в нынешнем исследовании впервые перешагнула за 10%, но уже через пару лет она может стать гораздо меньше — после завершения модернизации Волгоградского НПЗ, намеченного на следующий год, и близящегося к концу строительства первой очереди горно-обогатительного комбината ГК «ЕвроХим» на Гремячинском месторождении. На эти два проекта сейчас приходится более 62% общей стоимости волгоградского портфеля, и с их окончанием он может серьёзно похудеть. Третий мегапроект — модернизация Волжской ГЭС — рассчитан на много лет и будет переходить из рэнкинга в рэнкинг, как минимум, до начала следующего десятилетия.


Критическая ситуация с крупными инвестициями сложилась в Калмыкии, где в этом году должны завершиться все проекты, представленные в рэнкинге, и в будущем году республика вообще может остаться за рамками исследования. Значительно сократилась за год и доля Адыгеи, где нами было принято исключить из числа реальных проект строительства нефтеперерабатывающего завода стоимостью 30 млрд рублей.


Появление новых мегапроектов укрепило ещё один давний тренд рэнкинга — высокую концентрацию в его верхней части (см. график 2). На первые 14 проектов (или 10% от общего числа) приходится почти 77,5% общей стоимости портфеля, а на следующие 14 — всего 10,9%. Такая ситуация будет сохраняться, как минимум, ещё три года — до тех пор, пока не будут завершены новые проекты, появившиеся благодаря присоединению Крыма. А вот дадут ли эти «стройки века» мультипликативный эффект для южных инвестиций, как это произошло в случае с Олимпиадой, вопрос пока открытый.


Таблица 2: Крупнейшие инвестиционные проекты ЮФО


Другие публикации раздела: Крупнейшие инвестиционные проекты ЮФО

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика
Веб-студия «Бест-Тренд», создание сайтов, создать сайт, создание сайта, разработка сайта, продвижение сайтов, продвижение сайта, дизайн сайта, дизайн сайов, сайт-визитка, каталог, интернет-магазин, портал.