Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

Вагит Алекперов: роль личности в ВРП

01.08.2017 | 17:08
|
85

По своему влиянию на экономику ЮФО и СКФО, благодаря исключительной капиталоёмкости инвестпроектов, главу «ЛУКойла» Вагита Алекперова можно назвать главным инвестором в юг России по итогам последнего десятилетия

Нефтехолдинг «ЛУКойл» уже десять лет является одним из крупнейших бизнес-игроков юга России. Можно без преувеличения сказать, что от стратегии и позиции его менеджмента зависит состояние региональных бюджетов. Учитывая, что проектов менее 1 млрд долларов у холдинга практически не бывает, главам регионов есть ради чего искать расположения президента «ЛУКойла» Вагита Алекперова.

Одним из самых значительных проектов во всей российской «нефтянке» стал выход «ЛУКойла» на шельф Каспийского моря. Шаг, совершить который собирались едва ли не все отечественные ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании), но из-за его дороговизны вопрос долго не двигался. Негласно считалось, что в такого рода проекте не обойтись и без крупного иностранного инвестора — наработанного опыта у россиян для работы на шельфах нет. Однако именно «ЛУКойл», в капитале которого нет мощной поддержки в виде госбюджета или партнёрства с зарубежным оператором, оказался первой и единственной пока компанией, которая на подобный проект отважилась. Она тем самым опередила не только отечественных, но и крупнейших иностранных игроков — ведь о желании разрабатывать российский каспийский шельф заявляли французские компании Total и GDF Suez, транснациональный Shell, норвежская ассоциация нефтегазопроизводителей INTSOK, шведский Lundin Petroleum и др.

Вагит Алекперов ещё до кризиса обозначил суммы, которые он намеревался в ближайшие несколько лет вложить только в начало разработки северокаспийских месторождений — 1 млрд долларов. Всего до 2023 года сумма заявленных инвестиций — 11 млрд долларов. Следует заметить, что выйдя на шельф и установив в 2010 году ледостойкие стационарные буровые платформы на месторождении имени Юрия Корчагина (стоимость проекта — 500 млн долларов), «ЛУКойл» задействовал сразу три субъекта федерации ЮФО. Так, сами платформы изготавливали на верфи «Астраханский корабел» (Астраханская область), трубопровод от месторождений выведен к морскому побережью у посёлка Артезиан (Калмыкия), а затем должен протянуться по двухсоткилометровой сухопутной нитке до Будённовска (Ставропольский край), где холдинг построил газохимический комплекс (ГХК).

В Астраханской области проект позволил провести «процедуру финансового оздоровления» целой отрасли — в местном судостроении, 16 предприятий которого уже обеспечены заказами от нефтяников. Ставропольский край за счёт запуска ГХК стал одним из отечественных лидеров в области нефтехимии. Волгоградская область получила крупнейшего налогоплательщика в лице «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка», в мо­дернизацию которого до 2016 года было инвестировано свыше 150 млрд рублей.

По оценке экспертов, стоимость изготовления одной ледостойкой платформы составляет от 350 до 800 млн долларов. Всего их только в районе месторождения Юрия Корчагина до 2016 года установлено семь — нетрудно подсчитать, что это потребовало до 5,6 млрд долларов. По утверждению начальника отдела внешнего транспорта нефти «ЛУКойла» Алексея Михайлова, для обслуживания всех принадлежащих холдингу шести месторождений Северного Каспия планируется построить собственный танкерный флот из 17 единиц (а также дополнительно плавучее нефтехранилище и причал) ориентировочной стоимостью 830–850 млн долларов. Размещать заказы логичнее всего на близлежащих верфях Астраханской области. Система трубопроводов общей протяжённостью в 2 тысячи километров обойдётся собственнику приблизительно в 2 млрд долларов. Строительство ГХК оценивается на уровне 5 млрд долларов.

Кроме того, Вагит Алекперов инвестировал в реконструкцию своих энергетических активов, входящих в «ЛУКойл-Энерго» (основные активы находятся в Астраханской, Ростовской, Волгоградской областях, Краснодарском крае), не менее 1,2 млрд долларов. К этому следует добавить разные «мелочи» — строительство в Калмыкии сети АЗС (7 заправок), пуск в эксплуатацию на Красной Поляне АЗС, работающей на солнечных батареях, продолжающуюся реконструкцию Волгоградского НПЗ.

Нужно отметить и то, что проекты Алекперова по ходу последних двух кризисов не только не замораживались, но и каждый год приобретали в масштабе — к радости южных губернаторов.

Другие публикации раздела: 10 лет новой экономической повестке

Нет комментариев. Ваш будет первым!