Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

Инфраструктура под мегасобытия как локомотив

01.08.2017 | 14:08
|
83

Рост южнороссийской экономики последнего десятилетия определяли крупные федеральные инфраструктурные проекты. А те, в свою очередь, создали базу для развития промышленности даже на фоне мирового финансового кризиса

В 2007 году Россия получила право на проведение зимней Олимпиады в Сочи, что повлекло за собой поток огромных инвестиций на юг России для реализации крупных строительных, энергетических, транспортных, промышленных, сервисных проектов, кардинально преобразивших облик не только курортной столицы, но и всего черноморского побережья. Сразу после окончания Игр стартовал «крымский период» современной истории России. Это сосредоточило усилия федерального бюджета на развитии практически всех отраслей южнороссийской промышленности и инфраструктуры, причастных к восстановлению долгие годы стагнирующей экономики полуострова. Предстоящий чемпионат мира по футболу 2018 года, который пройдёт сразу в трёх южных субъектах федерации, дал ещё один толчок для реализации крупных инфраструктурных проектов. Причём не только в спортивной сфере, но и в транспорте, городском хозяйстве, дорожном строительстве.

Олимпийский толчок

Масштабы инвестирования в «олимпийскую», в широком смысле слова, инфраструктуру впечатляют — 1,5 трлн рублей, из которых 500 млрд рублей — властями всех уровней. Из них 1,28 трлн пошли конкретно на реализацию инфраструктурных проектов Большого Сочи.

Потребности олимпийского строительства оказались настолько огромны, что под них на юге России был построен целый ряд современных предприятий, модернизировано множество уже существующих. Например, были построены Ростовский и Абинский металлургические заводы, выпускающие совокупно почти 1,5 млн тонн арматуры в год — до этого крупных производителей металлических изделий на Юге не было. Модернизацию прошли Апшеронский деревообрабатывающий, Новороссийский, Волгоградский и Черкесский цементные заводы — совокупный выпуск до 9 млн тонн цемента при потребностях Олимпиады в 10 млн тонн в год. Восстановлен Чири-Юртовский цемзавод в Чечне, появилась масса асфальто-бетонных, кирпичных, бетонитовых, деревообрабатывающих предприятий, производств стройматериалов.

Для переброски резко увеличевшегося грузопотока на Юг срочно построили Имеретинский порт в Адлерском районе, модернизировали Сочинский (пассажирский), Новороссийский, Туапсинский, Таманский, Ейский порты. Пробиты десятки километров тоннелей под строительство дублёра Курортного проспекта Сочи и совмещённой автомобильной и железной дороги на Красную Поляну, по которым эти грузы перебрасывались. Для перевозки пассажиров была проведена реконструкция всей железнодорожной инфраструктуры вдоль берега Чёрного моря до границы с Абхазией и Олимпийского парка, модернизированы аэропорты Сочи, Геленджика, Анапы.

Рост потребностей в энергоресурсах повлёк за собой строительство Джубгинской ТЭС и Адлерской ТЭЦ, запуск второй очереди Сочинской ТЭС. До этого «веерные отключения» в Сочи, особенно в осенне-зимний период, были постоянным явлением. Был проложен подводный газопровод Джубга — Лазаревское — Сочи. Никогда не имевший нормальной канализации и очистных сооружений Сочи наконец обзавёлся нормальной коммунальной службой. По сути, за пять лет район Большого Сочи был выстроен заново с применением инновационных технологий, использованием новых сервисных услуг, современного энергоэффективного транспорта и связи. К концу десятилетия город-курорт стал вполне конкурентоспособным в сфере услуг, активно привлекает население, на его горнолыжном курорте практически круглогодичный аншлаг. Ежегодно там проходят соревнования «Формулы 1». Представить подобное до 2007 года можно было только в радужных фантазиях. И развитие Сочи ещё не прекратилось, теперь оно во многом определяется новой инфраструктурой — летом 2017 там прошли матчи Кубка Конфедерации, а через год здесь загремят матчи футбольного мундиаля.

Замена инфраструктурного локомотива

Строительство мостового перехода в Крым с параллельным развитием всего Таманского транспортного узла с 2014 года сменило Олимпиаду в роли основного драйвера инфраструктурного строительства юга России. На решение этой задачи могут уйти основные средства правительственной Стратегии развития транспорта до 2030 года.

Возвращение Крыма в Россию сделало жизненно необходимым для полуострова-анклава налаживание бесперебойного и всепогодного сообщения с «большой землёй», для чего недостаточно просто расширить портовую и паромную инфраструктуры Таманского и Крымского полуостровов. Погодные условия всегда были важным фактором в этом районе Чёрного моря. Поэтому задуманное ещё в советское время строительство моста через Керченский пролив, а с ним и проведение на полуостров газопровода и энергомоста на фоне западных санкций стало для федерального правительства делом особо насущным.

Мостов такого масштаба (общая длина перехода — 19 км, из них 8 км над пересекаемой преградой) в России ещё не строили. Первоначальный бюджет проекта строительства автомобильно-железнодорожного моста шёл по нарастающей: сначала 228 млрд рублей, затем 283,2 млрд и, наконец, 376,5 млрд рублей. Кремль остановил этот парад девелоперской алчности. В итоге был назван генеральный подрядчик проектировки и строительства моста — ООО «Стройгазмонтаж», близкое к известному предпринимателю Аркадию Ротенбергу. Эта же компания одновременно принимает участие в реализации другого амбициозного проекта — строительстве газопровода «Сила Сибири». В качестве заказчика и куратора проекта выступает «Росавтодор». Предельной суммой стоимости работ была определена планка в 212,5 млрд рублей, но валютная чехарда и дополнительные расходы превратили её уже в 228 млрд. Эта сумма сопоставима по бюджетным затратам с федеральными вложениями в проведение саммита АТЭС во Владивостоке (218,5 млрд рублей), значительно изменившего облик столицы российского Дальнего Востока. Срок сдачи автомобильной части моста намечен на 18 декабря 2018 года, железнодорожной — на год позже. В апреле 2015 года строители начали возводить временный технологический мост до острова Тузла для подвоза стройматериалов и техники.

Как и в случае с Олимпиадой, строительство моста в Крым порождает логичный вопрос: чего может ожидать региональный бизнес от этого проекта? На данный момент известно, что случайных игроков в проекте нет, причём многие из его участников уже отметились участием в иных федеральных амбициозных проектах. Так, генеральный директор созданной «Стройгазмонтажем» дочерней компании «СГМ-Мост» Александр Островский объявил, что в его команду вошли лучшие профессионалы отрасли с опытом работы в крупных инфраструктурных компаниях, таких как «Стройтрансгаз», «Тоннели-дороги», корпорация «Инжтранстрой», «Мостотрест», «УСК Мост» и других.

Некоторые из перечисленных компаний совсем недавно работали на олимпийском фронте. «Мостотрест», например, в Сочи строил дорогу между курортами «Альпика-сервис» и «Роза Хутор», а УСК «Мост» — совмещённую автомобильную и железную дорогу «Адлер — Альпика-Сервис». В активе «Мостотреста» на юге России также строительство нового ростовского моста через Дон в створе улицы Сиверса.

Как правило, столь крупные подрядчики сами выполняют проектирование и инжиниринг, используют собственное оборудование, а ИТР, специалистов среднего звена и даже часть рабочих привозят с собой (так было при строительстве объектов Олимпиады). Поэтому на долю регионального бизнеса остаются часть субподрядов, поставка некоторых транспортных средств, бетонные работы, бурение, строительство вспомогательных инженерных сооружений, малоквалифицированные рабочие.

Ещё один важный сегмент, доступный для региональных компаний в федеральных мегапроектах, — поставка стройматериалов. Однако по опыту олимпийского строительства уже известно, что местные карьеры (Краснодарский край, Ставрополье) могут поставлять лишь песчаный или гравийный щебень, годный только на отсыпку дорог или на бетонные работы с ограничениями. Его нельзя использовать для строительства мостов и высотных объектов, поскольку он не выдерживает условий по количеству циклов «заморозка-разморозка». Ближайшие же карьеры с гранитным щебнем находятся в Воронежской области или в Поволжье, откуда его и возили для олимпийских строек. Та же ситуация и с южным песком, который из-за высокого содержания глины и пыли нельзя использовать в бетонных работах для высокорискового строительства.

С другой стороны, перевозку инертных материалов, к примеру, из кубанских карьеров, можно осуществлять только автотранспортом. Как пояснили «Эксперту ЮГ» опрошенные участники рынка, транспортная составляющая в стоимости инертных материалов зашкаливает за 65%.

Футбольный драйвер

Третьим драйвером масштабного развития инфраструктуры в регионе стала подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Без мундиаля Волгограду сложно было бы рассчитывать на новый стадион и инженерные сети, Ростову — на новый аэропорт, мосты через Дон, спортивный кластер на левом берегу Дона, новые дороги и расшивку традиционных узких транспортных мест.

В Волгограде главным объектом ЧМ станет строительство нового 45-тысячного стадиона «Арена Победа», генподрядчиком которого выступила компания «Стройтрансгаз» (входит в группу Геннадия Тимченко Volga Group). Спортсооружение возводится на берегу Волги, на месте ныне существующего стадиона ФК «Ротор» в Центральном районе города. Сложность заключается в том, что сначала пришлось демонтировать старый стадион, а новое здание необходимо вписать в ансамбль расположенного рядом Мамаева кургана.

После выигрыша генподрядчиком тендера цена подписанного с местными властями в ноябре 2012 года контракта на проектирование объекта составила 890 млн рублей, общая сумма строительства оценивалась на уровне 16,2 млрд рублей. Одновременно городские власти к чемпионату мира рассчитывают построить третью очередь скоростного трамвая, проложить к аэропорту шоссе Авиаторов и закончить ещё один мост через Волгу (4 млрд рублей).

В администрации Волгоградской области заявляли, что ключевыми направлениями подготовки региона к ЧМ станут строительство 11 гостиниц, расширение сети существующих автодорог и возведение новых транспортных развязок, модернизация аэропорта, ряда медицинских объектов, в том числе городской службы скорой помощи.

В донской столице инфраструктурные планы значительно масштабнее. Кроме обязательной футбольной 45-тысячной «Ростов Арены», которую до конца 2017 года обязалась сдать компания Араса АгалароваCrocus Grouр, на левобережье Дона планируется создание целого спортивного кластера для занятий сразу 16 видами спорта. Среди них академическая гребля, гребля на байдарках и каноэ, триатлон, пляжный волейбол, пятиборье, велоспорт-шоссе, лёгкая атлетика, гандбол, хоккей, конный спорт, футбол, фигурное катание, велосипедный мотокросс, маунтинбайк и др.

В рамках благоустройства планируется разделить левобережную зону на шесть частей: спортивно-парковую, пешеходную, зону объектов общественного питания, две транзитных и спортивно-рекреационную. Спортивно-парковая зона станет основной зоной организации транспортного и пешеходного движения на период проведения игр чемпионата мира по футболу в 2018 году.

«Ростов-Арена» будет базой для ФК «Ростов», за стадионом создадут поля для тренировок футболистов. Рядом будет возведён Ледовый дворец на 5 тысяч мест для занятий хоккеем и фигурным катанием. На противоположной стадиону стороне автодороги построят ещё один дворец спорта для занятий гандболом. В «Акватории» планируется создать условия для развития водных видов спорта — например, парусного. На гребном канале спортсмены смогут заниматься академической греблей и греблей на байдарках. На территории спортивного кластера будут созданы конноспортивный центр и конноспортивная школа.

Не менее значимым объектов ЧМ в Ростове станет ввод в эксплуатацию нового аэропорта «Платов» с паспортным пассажиропотоком в 5 млн человек в год. Уже к 1 декабря 2017 года все наземные и контролирующие службы ныне действующего аэропорта Ростова-на-Дону переедут на новое место.

Волнующий всех вопрос о логистике будет решаться за счёт строительства нескольких дорог к аэропорту. За счёт средств областного бюджета (около 10 млрд рублей) будут построены две автодороги от Северного обхода Ростова (15,93 км) и от федеральной трассы М4 «Дон» (2,44 км). Для тех, кто будет добираться на стадион на автомобильном и общественном транспорте, в донской столице планируется ввести в эксплуатацию «двойной» мост в створе Ворошиловского проспекта, построить ряд перехватывающих и многоуровневых парковок общей вместимостью 12–15 тысяч мест, а также обновить подвижной состав городского транспорта.

Есть большие сомнения в том, что без мундиаля Ростов и Волгоград могли бы рассчитывать на большинство этих объектов. Зато участие в их реализации южнороссийских подрядчиков настолько загрузило местный бизнес, что, по признанию представителей донского минтранса, в регионе даже наблюдается острый дефицит подвижного состава для перевозки на строящиеся объекты инертных материалов.

Это явилось не последним фактором в том, что, к примеру, темпы развития обрабатывающей промышленности Ростовской области за последние годы демонстрируют уверенный рост на фоне общего падения по стране.

Другие публикации раздела: 10 лет новой экономической повестке

Нет комментариев. Ваш будет первым!