Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

Гора родила мировой курорт

01.08.2017 | 16:08
|
97

Десять лет назад на Юге не было никаких горнолыжных курортов. А сейчас Красную Поляну посещают около пяти миллионов человек в год, активно развивается Архыз. Это тот случай, когда мегасобытие — Олимпиада в Сочи — сформировало новую отрасль

Пятого июля 2007 года Международный олимпийский комитет объявил, что российский город Сочи выбран хозяином зимних олимпийских игр в 2014 году. Тогда в Сочи был более-менее развит только прибрежный кластер. Что касается горнолыжной инфраструктуры, на тот момент в горном посёлке Красная Поляна работала всего лишь одна компания «Альпика-Сервис», арендующая 200 га будущих олимпийских гор.

Руководил ею инженер, горнолыжный любитель, член горного клуба Новочеркасского политехнического института (НПИ) Пётр Федин, который ещё в 80-х годах переехал на Красную Поляну и уговаривал муниципальные власти построить там канатную дорогу, а с переходом на рыночные экономические отношения в стране взялся за строительство сам. В его команду вошли члены горного клуба НПИ. Все они мечтали, чтобы Красная Поляна превратилась в курорт мирового масштаба и могла принять Олимпийские игры.

С 1993 по 2005 год «Альпика-Сервис» активно развивалась, ей принадлежала единственная канатная дорога, шесть подъёмников, несколько ресторанов и гостиниц. Когда МОК объявил о том, что Сочи станет олимпийским городом, компания находилась в стадии войны с администрацией Краснодарского края: ещё в марте 2007 года работа подъёмников была приостановлена по решению суда из-за соображений безопасности, параллельно шли суды за использование арендной земли. Осенью Федин после судебных решений в его пользу продал все активы «Газпрому» за «символическую стоимость». «Газпром» сохранять канатку не стал, её демонтировали, чтобы построить курорт с новой инфраструктурой. Так начинается новейшая история сочинских гор, которые сейчас суммарно посещает более 5 млн человек ежегодно.

Фундамент для новых курортов

Миллиардер, президент «Интерроса» Владимир Потанин присматривался к Красной Поляне ещё до амбициозных планов государства принимать Олимпийские игры. «В 2002году в Австрии проходил чемпионат мира по горнолыжному спорту. И так совпало, что в тот момент там с визитом был Владимир Путин. Австрийский президент и канцлер пригласили его покататься на лыжах, а он, в свою очередь, пригласил меня и ещё нескольких людей с ним за компанию покататься, чтобы не скучно было. Разговор зашёл: а почему у нас такого горного чуда нет? И мы начали прорабатывать идею создания курорта “Роза Хутор”. Известная канадская фирма помогла составить проект. И попутно объяснила: район Красной Поляны является лучшим в мире неосвоенным местом. А значит, грех его не освоить!», — так звучит главная байка о появлении проекта «Роза Хутор», которую Владимир Потанин рассказывал в СМИ. Он планировал построить маленький курорт «для своих»: 3-4 подъёмника, но когда Сочи выиграл право проводить Олимпиаду, стало понятно, что проект нужно значительно расширить. В итоге к 2007 году началось строительстве самого большого горнолыжного курорта в Красной Поляне стоимостью 2 млрд долларов, из которых 1,67 млрд — кредит ВЭБа. В 2010 году была сдана первая очередь, и уже в 2011 году курорт принял свои первые международные соревнования — этап Кубка Европы в скоростном спуске. В 2012 году «Роза Хутор» принял этап Кубка мира по горнолыжному спорту. Перед Олимпиадой со всей масштабной стройкой, периодическим закрытием трасс для тестирования, «Роза Хутор» уже посещало в зимний сезон 2010/2011 более 40 тысяч человек, в сезон 2011/2012 — 100 тысяч человек.

Всего компания Потанина «Интеррос» построила 94 км горнолыжных трасс, из которых 13 км сертифицированы Международной федерацией лыжного спорта (FIS) для проведения международных соревнований, 18 подъёмников, систему искусственного оснежения (охватывает площадь 100 га), более 1600 номеров гостиничного фонда. Суммарная площадь курорта охватывает 1800 га. Пропускная способность — 10, 5 тысячи человек в день.

«Газпром» также начал осваивать свои почти 400 га курорта в 2007 году. К январю 2008 года была сдана первая очередь: инженерные коммуникации, одна канатная дорога, несколько отелей. Пропускная способность канатки составляла до двух тысяч человек в час. На открытие первой очереди курорта приехал президент Владимир Путин, назвав событие «первой ласточкой к подготовке к Олимпиаде», а сам курорт «реальным конкурентом зимним зарубежным курортам». Строительство курорта завершилось в 2013 году. Красная Поляна получила от «Газпрома» 13 канатных дорог, 23 км горнолыжных трасс, олимпийский лыжно-биатлонный комплекс, пятизвёздный гостиничный комплекс «Гранд Отель Поляна», и четырёхзвёздный «Поляна 1389 отель и СПА» Госкомпания инвестировала в проект 35,3 млрд рублей.

Третий курорт «Красной Поляны» — «Горки Город» с самым большим гостиничным фондом в 3070 номеров. Проект несколько раз менял хозяев: от беглых братьев Билаловых до Сбербанка. Но к Олимпиаде пришёл достроенным. Основные постройки курорта к Играм — горный медиацентр олимпийских игр, 30 км трасс, 11 канатных дорог, система искусственного оснежения. Инвестиции в курорт составили 77,2 млрд рублей, из них 52,2 млрд — кредиты ВЭБа.

Главный инвестор в инфраструктуру

Полтора триллиона рублей, в целом потраченные на подготовку сочинской олимпиады, часто вызывают желание критиковать за расточительство. Наверное, стройки могли обойтись и дешевле, но, если бы государство не вложилось в инфраструктуру, зимних курортов на Красной Поляне до сих пор не было бы: до них просто можно было не доехать. В 2007 году добраться в горы можно было только по старому Краснополянскому шоссе: без тоннелей, без развязок, со снежными лавинами зимой и камнепадами летом. Скальный участок шоссе местные жители называли «Пронеси, Господи». Крупнейшим инвестиционным проектом сочинской Олимпиады стало именно строительство новой скоростной автотрассы с тоннелями, объединённое с новой железной дорогой — её тоже не было. Совмещённая трасса протяжённостью 48,2 км соединила Адлер и Красную Поляну. Всего на транспортную инфраструктуру Росавтодор потратил 161,2 млрд рублей, а РЖД — 359,1 млрд рублей. Вторая затратная часть — инженерная инфраструктура. Согласно документу федеральной целевой программы «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта (2014-2014 годы)», мощности подачи электроэнергии были увеличены в два раза — с 380 мВт в 2007 году до 800 мВт в 2014 году, был полностью газифицирован район горнолыжных курортов. В смету курортов также входило строительство очистных сооружений. Четвёрка операторов создавала инфраструктуру мобильной связи с общими затратами в 15 млрд рублей. «Общая инфраструктура, без которой не было бы никаких курортов — дорога, инженерка, сотовая связь, — говорит генеральный директор НАО “Красная Поляна” (курорт “Горки Город”) Александр Саурин, — поэтому вы можете оказаться у подъёмника уже через 35 минут после посадки самолёта в аэропорту Адлера. Таких мест в мире практически не существует. К примеру, в Куршавель надо ехать четыре-пять часов на автобусе. Остальные курорты, как правило, тоже достаточно удалены».

«Мы всегда строили именно курорт, а не олимпийский объект. Но во многом благодаря этому событию — проведению Олимпиады в Сочи — у нас получилось за пять-шесть лет построить курорт такого масштаба, который обычно строится лет пятьдесят», — комментировал генеральный директор «Роза Хутор» Сергей Бачин.

Постолимпиада: миллион лыжников в сезон

Ещё одной общественной претензией к Олимпиаде было то, что построенная инфраструктура будет пустовать. Первый послеолимпийский зимний сезон (2014/2015) доказал обратное: «Роза Хутор» принял более 600 тысяч человек, «Горки Город» — около 400 тысяч, «Газпром» — около 200 тысяч человек. Ежегодно количество зимних туристов растёт примерно на 10-20%. В зимний сезон 2016/2017 кластер принял порядка 1,5 млн туристов (из них 800 тысяч пришлось на «Роза Хутор»). Курорты даже вводили ограничения на продажу ски-пассов в традиционно пиковые дни — новогодние каникулы, столкнувшись с тем, что количество желающих покататься в Новый год многократно больше мощностей курортов. Так, в сезон 2015/2016 на новогодние каникулы приехало почти 400 тысяч человек при продолжительности сезона до мая. В период 3-4 января общее количество туристов на Красной Поляне достигало 43,6 тысячи человек в день. При этом комфортная ёмкость всего кластера составляет чуть более 20 тысяч человек.

Красная Поляна уникальна для зимнего горного спорта. Горы здесь имеют разно­образный рельеф — от очень крутых склонов для профессионалов и любителей экстрима до среднего пригорья — для начинающих, один из самых больших перепадов высот — 1 534 м (самая высокая точка Роза Пик — 2320 м). За счёт моря и теплого климата снега много, и он не образует наледи. Катание здесь начинается в конце ноября и заканчивается в мае.

У трасс всех трёх курортов своя специфика. В «Роза Хутор» из-за сильного перепада высот интересно кататься профессионалам и любителям высокого уровня. Кроме того, курорт Потанина имеет право принимать международные соревнования. В начале 2016 года в «Роза Хутор» прошёл чемпионат мира по горнолыжному спорту среди юниоров. Здесь же на чемпионат собирались профессиональные инструкторы по горным видам спорта России. «Во время подготовки Олимпиады мы смогли выстроить двухуровневую инфраструктуру. У нас спортивные и туристические трассы “развязаны” в двух уровнях с помощью тоннелей и мостиков, они могут функционировать, не мешая друг другу», — объяснял изданию «Чемпионат» Сергей Бачин. По его словам, курорт не будет стремиться принимать мегасоревнования, которые полностью перекроют вход для туристов, а ограничится кубковыми этапами и отдельными дисциплинами. «Горки Город» принимает краевые и городские соревнования по лыжному спорту и фристайлу. Курорт «Газпрома» стал тренировочной базой для российских лыжников и биатлонистов, которым в наследие достались два стадиона и две системы трасс для лыжных гонок и биатлона.

Одновременно кластер оброс горнолыжными школами, создавая как собственные структуры, так и приглашая школы со стороны, например австрийскую школу MelmerSkiSchool или старейшую московскую горнолыжную школу «Кант» с 27-летним опытом работы. Обучить кататься на лыжах и сноуборде взрослых и детей предлагают около десяти школ.

На Красной Поляне прописались крупные корпоративные клиенты. Сбербанк в 2016 году более тысячи сотрудников привёз на свою зимнюю Сбербанкиаду (корпоративные соревнования с 20-летней историей). «Газпром» поднимает корпоративный дух на собственном курорте. «Корпоративные соревнования — это отдельная часть наших продаж. Очень много компаний стало задумываться над мероприятиями такого рода. Мы считаем это хорошим трендом для корпоративной культуры в России», — говорит заместитель генерального директора по операционным сервисам курорта «Горки Город» Людмила Кузнецова.

Летний сезон показал рентабельность

Летом туристический поток не меньше: в летне-осенний сезон 2014 года с июня по ноябрь канатные дороги курорта «Роза Хутор» перевезли более 450 тысяч человек, в 2015 году — 750 тысяч, а в 2016 году летом и осенью туристов приехало больше, чем зимой — 1,1 млн человек. По словам Сергея Бачина, в 2016 году «Роза Хутор» впервые показала чистый операционно-денежный поток. «Горки Город» не отстаёт и принимает летом от двух до восьми тысяч человек ежедневно. В горах конкуренция идёт за туриста экологического — здесь пешеходные и велотуры, йога в горах, верёвочные парки, скалодромы, параплан и много чего ещё.

Внизу кластер развивается как три полноценных города, прирастая магазинами, ресторанами, салонами красоты, апартаментами, парковками.

«Роза Хутор» построил концертный зал «Роза-холл» на 1630 мест, где выступают все: от группы «Грибы» до балета и цирка. У курорта есть собственный пляж, организованный возле горного озера, и собственный крытый каток. В «Горки Город» с января 2017 года работает казино, которое за пять месяцев посетили более 140 тысяч человек, медицинский центр, аквапарк, кинотеатр и пляж на Чёрном море возле Олимпийского парка, куда туристов возит автобус.

Сейчас горнолыжные курорты Красной Поляны готовятся к тому, чтобы создать единый ски-пасс (пропуск на подъёмник). Разговоры об этом шли ещё до начала Олимпиады. Единый ски-пасс рекомендовал президент Владимир Путин, добавляя: «как бы ни было сложно договориться». В начале января 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил управляющим компаниям курортов Красной Поляны, а также администрациям Краснодарского края и города Сочи разработать согласованные предложения по объединению зон катания. По словам Людмилы Кузнецовой («Горки Город»), единый ски-пасс сделает отдых на горнолыжных курортах Красной Поляны ещё комфортнее и удобнее и сможет равномерно распределить поток катающихся. «Сейчас ведутся переговоры, и мы делаем всё, чтобы к сезону 2017/2018 прийти с единым ски-пассом», — сказала она.

Итоги десятилетия

В 2016 году Владимир Потанин заявил, что «Роза Хутор» удвоит свои мощности в ближайшие 5–7 лет и построит ещё 100 км горнолыжных трасс со всей сопутствующей инфраструктурой. Тогда же совет директоров «Норникеля» (33% акций компании принадлежит «Интерросу» Владимира Потанина») принял решение о поддержке олимпийского горнолыжного курорта «Роза Хутор» и инвестировании в его инфраструктуру 250,5 млн долларов. А в 2017 году Дмитрий Медведев подписал постановление о выделении курорту 1160 га земель Сочинского национального парка под расширение курорта. «В 2016 году “Роза Хутор” посетило почти два миллиона человек. Свыше двух миллионов мы ожидаем в этом году. Это цифры, которые превосходят многие вполне известные и уже состоявшиеся европейские курорты. И произошло это всего за три сезона, начиная с Олимпийских игр 2014 года», — прокомментировал решение расширять курорт Владимир Потанин.

На Петербургском международном экономическом форуме 2017 Сергей Бачин подвёл итоги десятилетия созданной отрасли, сказав, что первый её этап, инфраструктурный, пройдён. «Я не говорю, что у нас есть вся инфраструктура, но эта задача решается, и, главное, есть системное понимание, как её решать, — сказал он. — Теперь мы обязаны перейти к тонким надстройкам. Сейчас очень важно, чтобы человек приехал на курорт и ему там было очень интересно. Чтобы его окружали разнообразные и конкурентоспособные проекты, а это малый бизнес, энтузиасты и интеллектуалы, которые способны создавать поток. Если специально не заниматься этим, мы получаем примитивный бизнес». Сергей Бачин предложил Ростуризму создать грантовый конкурс для стартапов в сфере туризма: «Надо создать механизм отбора и стимуляции малых проектов. Потому что энтузиасты часто не имеют стартовых средств, им нужно помочь, а дальше они открывают дорогу другим. И тогда инфраструктурные объекты, которые мы создаём, начинают лучше работать».

По дороге на Красную Поляну над Ахштырской пещерой растянулся подвесной пешеходный мост длиной 439 м и высотой 207 м. Это часть парка приключений на высоте — Скайпарк AJ Hackett Sochi, открывшегося в июне 2014 года.

Скайпарк стал совместным проектом с новозеландской компанией во главе с путешественником и экстремалом Аланом Хаккеттом (который скайпарки и придумал). Здесь люди прыгают с большой высоты, привязанные канатом. С российской стороны инвестором выступил интеллектуал и энтузиаст Пётр Федин — тот самый, из горного клуба НПИ, построивший первую канатную дорогу на Красной Поляне, мечтавший об Олимпиаде и не растерявшийся после продажи своей компании и прихода больших инвесторов и больших денег.

Курорты Северного Кавказа — новый драйвер территории

Одновременно с подготовкой сочинских игр шли проектные работы курортов Северного Кавказа, но они остались в тени из-за надвигающегося мегасобытия. Тем не менее, построенный «Архыз» и модернизированный «Эльбрус» показывают динамику роста даже выше, чем Красная Поляна.

Строительство всесезонного курорта «Архыз» в Карачаево-Черкесии началось в 2011 году. Масштабы строительства и информационное сопровождение на фоне олимпийской стройки у проекта куда более скромные. Но туристический поток по местным меркам даже опережает олимпийского гиганта. Первая очередь курорта была запущена в декабре 2013 года, тогда курорт посетило 30 тысяч человек. Но это с учётом того, что работали всего две гостиницы и две канатные дороги. В сезон 2014/2015 туристический поток вырос в три раза — до 90 тысяч человек. Сезон 2015/2016 показал рост на 10%, а сезон 2016/2017 год стал для «Архыза» пиковым — его посетило более 170 тысяч человек. В феврале 2017 года «Архыз» впервые принял чемпионат России по горнолыжному спорту. АО «Курорты Северного Кавказа» заказало маркетинговое исследование по специфике туристического потока последнего сезона. Получились довольно оптимистичные результаты: возвратный туристический поток на ВТРК «Архыз» в сезоне 2016/2017 годов превысил 65%, 97% туристов приезжают на курорт непосредственно для горнолыжного отдыха; среднее время пребывания на курорте большинства отдыхающих составляет от 3 до 7 дней. Ядро посетителей ВТРК «Эльбрус» — 42% — составляют гости из Москвы.

Динамика туристического потока растёт с вводом новых мощностей и строительством гостиниц. Сегодня «Архыз» обеспечен 14 км горнолыжных трасс разной степени сложности и системой искусственного оснежения. Правда, номерной фонд очень маленький — всего 200 номеров на территории курорта, остальное жильё — это частники в посёлке. Всего за шесть лет в курорт инвестировано более 5 млрд рублей, из которых 94 млн — средства Корпорации развития Северного Кавказа. Общий инвестиционный портфель сейчас составляет более 12 млрд рублей. Последние инвестиционные соглашения были подписаны на ПМЭФ-2017: крупнейшая гостиничная сеть Holiday Inn заявила о намерении построить совместно с одним из резидентов курорта «Архыз» четырёхзвёздный отель до 2019 года, компания «Олимпия» намерена построить на территории курорта гостинично-коттеджный комплекс общей стоимостью 1,2 млрд рублей, «Нарсана» планирует создать аналогичный комплекс за 2 млрд рублей, «Ривьера-Архыз» вложит более 110 млн рублей в строительство гостиничного коттеджного посёлка Eski-Place на всесезонном курорте «Архыз».Сейчас на курорте ведутся работы по строительству новых горнолыжных трасс, до 2020 года общий километраж трасс составит 30 км. Курорт «Архыз» для Карачаево-Черкесии — самый значимый инвестиционный проект. «Туризм — это наше всё, — заявил глава республики Рашид Темрезов. — Для нас этот проект — самый главный, как социально, так и политически».

«Архыз» явно не стремится стать уменьшенной копией Красной Поляны и перенимает у курорта только технологии, но не концепцию. «Мы всё-таки хотим создать деревню горнолыжную, а не горнолыжный город. Вы, наверное, заметили, что у нас гостиничный комплекс ограничен пятью этажами», — рассказывал гендиректор АО «Курорты Северного Кавказа» Олег Горчев.

Ещё одно детище «Курортов Северного Кавказа» — проект модернизации горнолыжного курорта «Эльбрус», начатый в 2014 году: к горнолыжному сезону там выровняли зоны катания, демонтировали старые сооружения и конструкции, расширили действующую трассу, установили дополнительные заградительные элементы. В итоге за сезон курорт посетило более 140 тысяч человек. В 2015 году АО «КСК» инвестировало в дальнейшее обновление курорта около 1 млрд рублей. Средства были направлены на строительство третьей очереди канатной дороги «Станция Мир — Станция Гара-Баши» до отметки 3847 метров, прокладку и обустройство трасс. Канатная дорога на Эльбрусе стала самой высокогорной, не имеющей аналогов в России и в Европе; подъёмник также обеспечивает свободный доступ к самой высокой в Европе зоне катания, где горнолыжный сезон длится весь год.

«Архыз» и «Эльбрус» — не единственные горнолыжные курорты Северного Кавказа. Есть знаменитый Домбай, есть ряд мест в Северной Осетии. В зоне внимания «Курортов Северного Кавказа» о них мало что известно. И даже работающий сайт Домбая не сообщает о своих успехах в зимних сезонах. Потенциально весь Большой Кавказ — это горнолыжный курорт. И ключевой момент в развитии горнолыжных курортов здесь — не конкуренция с Западом, а выращивание собственных лыжников. «В альпийских странах в среднем 30 процентов населения занимается любительским горнолыжным спортом, в России — от силы 5 процентов, — говорит генеральный директор по управлению гостиничным фондом НАО “Красная поляна” Василий Попандопуло, — Вот возле чего нужно выстраивать стратегию отрасли. Возле социального, любознательного, любящего природу, собственного туриста, а отрасль позаботится о его здоровье».

Другие публикации раздела: 10 лет новой экономической повестке

Нет комментариев. Ваш будет первым!