Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

Бонусы глобального газового транзита

01.08.2017 | 17:08
|
55
изображение По утверждению главы «Газпрома» Алексея Миллера, первая нитка «Турецкого потока» будет сдана в эксплуатацию меньше чем через год — в марте 2018 года

Глобальным проектом последнего десятилетия стало строительство газопровода «Турецкий поток», сухопутная часть которого проходит по территории Ростовской области и Краснодарского края. Для ЮФО проект важен не только потому, что даёт работу местным подрядчикам и поступления в бюджеты, но и потому, что магистральный трубопровод станет «материнским» для региональных ответвлений

Общая его стоимость оценивается на уровне 11,4 млрд евро, расчётная мощность — 63 млрд кубометров в год. Столь масштабный проект, практически «зеркально» отображающий на Юге балтийский «Северный поток» (мощность — 55 млрд кубометров в год), должен был стать второй «клешнёй» «Газпрома», которая бы охватывала Европу. Даже без учёта украинского фактора южный трубопровод, в начале своей прокладки в 2012 году носивший название «Южного потока», выглядел весьма политизированным. Именно это и стало причиной того, что Еврокомиссия, вопреки экономическим интересам ЕС, сослалась на требования «Третьего энергопакета», надавила на транзитные страны-участницы и фактически торпедировала проект.

Впрочем, место Болгарии оперативно заняла Турция, маршрут трубопровода и его имя были несколько изменены, а мощность оставлена прежней. Для «Газпрома» это лишь незначительно повысило цену вопроса, для Турции — сделало её ключевым игроком на оптовом рынке. Для юга России всё осталось по-прежнему. Вся сухопутная инфраструктура «Южного потока» реинкарнировалась в «Турецкий», все доходы от него сохранились.

Турция — один из крупнейших потребителей российского газа. Подписанный 1 декабря 2014 года «Газпромом» и турецкой компанией Botas меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода длиной 1100 км предусматривает ежегодную прокачку в Турцию не менее 63 млрд кубометров газа. Из них на собственные нужды Турция будет закупать 16 млрд кубометров, а остальное продавать на границе с Грецией.

В настоящее время его поставки в республику осуществляются по газопроводу «Голубой поток» и Трансбалканскому газопроводу. После ратификации соглашения о строительстве парламентом Турции в декабре прошлого года стороны договорились о прокладке не одной, а уже двух ниток «Турецкого потока» мощностью по 15,75 млрд кубометров газа в год каждая. Первая из них предназначена для потребностей собственно Турции, вторая — для газоснабжения стран Юго-Восточной Европы и Средиземноморья через так называемый «газовый хаб» на границе Турции и Греции. При этом в руководстве итальянской компании Eni уже высказали желание поучаствовать в строительстве трубопровода, чтобы иметь возможность самим распределять будущий потоки «голубого топлива». По информации вице-президента компании и её директора по хранению и транспортировке газа Массимо Мантовани, в настоящее время стороны ведут переговоры, на которых обсуждаются изменение условий контракта на поставку российского газа. Их результатом может стать как газовый контракт, так и вхождение Eni в число акционеров проекта.

Кстати, от положительного решения переговоров итальянцев по «Турецкому потоку», вероятнее всего, будет зависеть и их возможное участие в другом амбициозном «морском» проекте на юге России — совместной с НК «Роснефть» разработке шельфа Чёрного моря в районе Туапсинского прогиба.

Согласно проекту «Турецкого потока», только на территории Ростовской области должны быть проложены 646 км газопровода через территории 16 районов и построены две компрессорные станции — «Шахтинская» и «Сальская». Многократно увеличены суммы, выделяемые «Газпромом» на газификацию отдалённых районов области (с 40 млн рублей до 2-3,5 млрд рублей в год).

Ряд компрессорных станций планируется построить на Кубани («Русская», «Кореновская», «Кубанская»).

От магистрального трубопровода также пойдут ответвления в регионы. И наиболее важным из них может стать газопровод Краснодарский край — Крым мощностью 2,2 млрд кубометров в год, который призван обеспечить потребителей полуострова «голубым топливом», а строящиеся ТЭЦ и ТЭС сырьём. Это создаст мультипликативный эффект для всей экономики макрорегиона, вовлекая в проект десятки других отраслей (металлургию, энергетику, транспорт, пищевую промышленность, стройкомплекс, судостроение, производство стройматериалов, АПК и пр.).

Строительство морской части «Турецкого потока» началось в мае 2016 года у российского побережья. За это время на мелководном участке подрядчик строительства компания Allseas с помощью своего судна Audacia прокладывала сразу две нитки трубопровода с берега через микротоннели. В глубоководной части заниматься строительством будет самое большое в мире трубоукладочное судно Pioneering Spirit, способное монтировать от 3,5 до 5 км газопровода в день. Общая стоимость проекта варьируется, но в «Газпроме» уже заявили, что оценивают сумму собственных инвестиций в 6 млрд долларов. Предполагается, что именно российская газовая монополия будет финансировать строительство первых двух ниток трубопровода.

В конце июня произошла стыковка его глубоководной и мелководной части в районе Анапы (КС «Русская»). По утверждению главы «Газпрома» Алексея Миллера, первая нитка «Турецкого потока» будет сдана в эксплуатацию меньше чем через год — в следующем марте, вторая — в 2019 году.

Интересно, что и в настоящее время своей политической подоплёки проект не утратил — ввод его в эксплуатацию сделает бессмысленным транзит российского газа через территорию Украины. Только вместо непредсказуемых соседей транзитёрами станут Ростовская область и Краснодарский край, которым и предстоит снять все сливки с проекта.

Другие публикации раздела: 10 лет новой экономической повестке

Нет комментариев. Ваш будет первым!