94 101 13

Вокзал для двоих: кто покупает аэропорт Геленджика

1184
6 минут

Управляющая компания аэропортами Краснодарского края «Базэл Аэро» продает аэропорт Геленджика текстильному магнату Таймуразу Боллоеву и ВТБ

Вокзал для двоих: кто покупает аэропорт Геленджика

Поделиться

Федеральная антимонопольная служба одобрила ходатайство банка ВТБ и предпринимателя Таймураза Боллоева о покупке 99% долей ООО «Аэропорт Геленджик» у УК Базэл Аэро» Олега Дерипаски. Они будут владеть одинаковыми долями, каждая из которых равна 49,5 % уставного капитала. Сумму сделки стороны не раскрывают, но, по оценкам экспертов, она может составить до 850 млн рублей.

«Мы видим перспективы роста пассажирских перевозок в регионе и рассматриваем данный актив как долгосрочную инфраструктурную инвестицию. Мы планируем развивать инфраструктуру аэропорта после его приобретения», — комментируют в пресс-службе ВТБ сделку, закрытие которой ожидается в ближайшее время. Ценовые параметры сделки не раскрываются.

Аэропорт Геленджика управляется «Базэл Аэро». Это совместное предприятие «Базового элемента» Олега Дерипаски (50%+1), сингапурской Changi Airports International (30%) и Сбербанка (20%). Кроме актива в Геленджике, «Базэл Аэро» управляет аэропортами Сочи, Анапы и Краснодара.

Интересная инвестиция

«Компания уже давно планировала выйти из управления аэропортом — необходимо сосредоточиться на развитии ключевых аэропортов “Базэл Аэро”. Если решение по продаже одобрят совет директоров и акционеры, то это поможет сосредоточить усилия менеджмента на более крупных авиационных активах на Кубани», — комментирует сделку пресс-служба «Базэл Аэро».

Аналитик ГК «Финам» Алексей Корнеев оценивает сделку в пределах 800-850 млн рублей. «Учитывая крайнюю важность предприятий, принадлежащих Олегу Дерипаске, и, соответственно, особый контроль со стороны государства, условия сделки наверняка будут выгодными для продавца. Вероятнее всего, будет предложена рыночная цена, — говорит аналитик. — Мы можем косвенно оценить стоимость аэропорта, проведя сравнительный анализ с аналогичными по местоположению и пассажиропотоку компаниями».

Большая часть трафика «Базэл Аэро» приходится на международный аэропорт Сочи — 5,6 млн пассажиров в 2017 году (+8% к 2016 году). В основном это внутренние направления. На международные полёты пришлось 203 тысячи пассажиров, рост — 53% по сравнению с 2016 годом.

Международный аэропорт Краснодара в 2017 году обслужил 3,4 млн человек, что на 17% больше, чем в 2016 году. Международный трафик вырос на 65% — до 697 тысяч человек. Международный аэропорт Анапы в прошлом году обслужил около 1,3 млн человек (-4% в сравнении с 2016 годом). В структуре «Базэл Аэро» аэропорт Геленджика — самый маленький актив. Трафик аэропорта в 2017 году составил всего 304 тысячи человек, что на 11% больше, чем в 2016 году. Это единственный аэропорт у «Базэл Аэро», который не имеет статуса международного. Общий пассажиропоток управляющей компании в 2017 году — 10,8 млн человек.

Сочинский аэропорт генерирует и самую высокую выручку — 4,5 млрд рублей в 2016 году (+26% к 2015 году). У Краснодара выручка ниже на 60% — 2,8 млрд рублей, и она не растёт (+0,3% в 2016 году). Аэропорт в Анапе в 2016 году получил выручку в размере 814,6 млн рублей (+17%). Совокупно работа трёх аэропортов принесла «Базэл Аэро» выручку в размере 8,2 млрд рублей. Геленджик — единственный аэропорт в структуре «Базэл Аэро», который не показывает своих финансовых результатов.

«Сейчас “специализация” сложилась такая: Сочи — это пляжный или активный отдых в горах, конференции и VIP-мероприятия как для представителей государств, так и бизнеса, спортивные мероприятия, образовательный центр; Краснодар — бизнес, Анапа — традиционно детский курорт, Геленджик — курорт для молодёжи. Чем популярнее город или курорт, тем выше пассажиропоток», — говорил в интервью «Эксперту ЮГ» генеральный директор «Базэл Аэро» Леонид Сергеев.

«Этот аэропорт особого смысла не имеет. Зачем они его пытались развивать, мне непонятно. В системе воздушного транспорта России он тоже не играет никакой роли. Как мне кажется, и в системе курортов Краснодарского края он тоже не имеет значения», — комментирует генеральный директор компании «Инфомост» Борис Рыбак. С ним не согласен генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков:«Олег Дерипаска — достаточно агрессивный инвестор, он вкладывал много, так что у него не всегда хватало ресурсов эти проекты развивать, поэтому аэропорт Геленджика не получил должного развития». По его словам, Геленджик и Краснодарский край — это активно растущий регион. «У нас не так много пригодных для жизни на Черноморском побережье мест, а у Геленджика есть потенциал городского роста», — уверен аналитик.

Таймураз Боллоев до 2004 года был президентом ОАО «Пивоваренная компания “Балтика”». Сейчас ему принадлежит 100% доли АО «БТК Групп» (выручка в 2016 году 15,6 млрд рублей). Эта компания в 2013 году купила 75% долей ООО «Сальск-Обувь» в Ростовской области и принадлежавший обанкротившемуся ЗАО «Дон-Текс» хлопчатобумажный комбинат в Шахтах. На шахтинской площадке «БТК групп» открыла производство высокотехнологичных текстильных производств — от тканей до готовых изделий — с объёмом инвестиций порядка 1 млрд рублей. Мощности компании могут обеспечить выпуск до 5 млн швейных изделий, 17 млн единиц трикотажа и до 1 млн пар обуви в год. Клиентами БТК являются ведущие российские компании, министерства и ведомства РФ, включая РЖД, «Аэрофлот», Следственный комитет и Минобороны.

«Таймураз Боллоев никогда не отличался какими-то импульсивными сделками или одиозными проектами, — продолжает Иван Федяков,Конечно, профильный инвестор был бы куда понятнее. Но Боллоев не вошёл бы в проект, если бы не увидел там экономику. Я уверен, что нарастить объёмы пассажиропотока в этом направлении можно. Рядом — крупнейший порт России — Новороссийск, и если совместить туристический поток, который идёт в Геленджик, и бизнес-поток, который идёт в Новороссийск, получится очень серьёзный поток».

Фокус на Краснодар

Аэропорт Геленджика существует в городе с 1957 года. В 2007-2010 годах «Базэл Аэро» реконструировал аэропорт. Компания построила новую взлётно-посадочную полосу и временный аэровокзальный комплекс. Инвестиции в проект составили 1,4 млрд рублей. Затем компания собиралась вложить ещё 520 млн рублей в строительство нового терминала, но от этих планов отказалась. В 2015 году Минтранс и Росавиация хотели найти нового инвестора для проекта терминала Геленджика, так как «Базэл Аэро» не приступила к строительству. В компании тогда комментировали, что не могут инвестировать в Геленджик из-за высокой долговой нагрузки после строительства терминала в Сочи.

СМИ сразу же связали продажу аэропорта с американскими санкциями в отношении структур Олега Дерипаски. Но «Базэл Аэро» под санкции не попал. В компании эту версию считают несостоятельной: «Изменения конфигурации портфеля активов в совместном предприятии никак не связаны с санкциями. Они направлены исключительно на дальнейшее развитие холдинга и фокусировку усилий. Это касается реализации проекта строительства нового аэропортового комплекса в Краснодаре».

В 2018 году «Базэл Аэро» начнёт строительство нового терминала аэропорта Краснодара, о котором компания говорила несколько лет. Объём инвестиций в проект составит 11 млрд рублей. Проект включает строительство нового аэровокзала, привокзальной площади, грузового и VIP-терминалов, пешеходной галереи, краткосрочных и долгосрочных парковок, объектов перспективного развития аэропорта, а также реконструкцию существующей инженерной инфраструктуры. Для компании это не просто обновление инфраструктуры: она планирует построить там мультимодальный комплекс.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1