Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

Строительство и промышленность — два локомотива Краснодара

07.09.2017 | 17:09
|
303
текст Сергей Кисин, Александр Бессонов, Олеся Меркулова

Развитый потребительский сектор и строительство кубанской столицы сегодня выступают основой для развития городской среды и усиления индустриального профиля города

Краснодар — это прежде всего потребительский центр Кубани. Доля города в общих инвестициях края на 1 полугодие 2017 года составляет около 23%, а доля в розничном товарообороте — уже около 40%, доля в объёме платных услуг — почти 50%.

Продолжением развитого потребительского рынка является сфера жилого строительства, которая сегодня хотя и корректируется в объемах после многолетнего бума, но по-прежнему вводит в эксплуатацию значительные объемы. Так, в 1 полугодии 2017 году введено в эксплуатацию 1,1 млн кв. м жилья, что на 10,5% больше показателей того же периода в прошлом году. При этом нужно заметить, что по объёмам строительства город — абсолютный лидер на Юге. Наконец, стратегическим направлением развития экономики Краснодара является промышленность — 2016 год она закончила с приростом на 10%. На сферу строительства, включающую и коммерческую недвижимость, а также промышленность, сегодня приходится основной объём привлекаемых инвестиций.

Строительный локомотив

Строительство — отрасль, благодаря которой Краснодар рос в последние годы. Оно приносит 7% налоговых поступлений и трудоустраивает 76 тысяч человек. Бум строительства жилья, который в последние годы пережил город, несмотря на лидирующие позиции по вводу в ЮФО и в 2016 году, всё же сходит на нет, и не только в связи с общей экономической ситуацией. В 2015 году как городские, так и региональные власти заявили об ужесточении требований к застройщикам по нормам обеспеченности социальными объектами и парковочными местами, ограничению этажности в зоне исторического поселения, наличию зелёных зон и т.д. Основная идея перемен: городская среда должна стать более комфортной для горожан, количество квадратных метров должно перейти в качество.

Ужесточение политики в области строительства жилья связано также с дисбалансом между социальными объектами и жилыми домами. Хотя город ещё не внесён в число российских миллионников, по неофициальным данным численность населения здесь превысила 1,2 млн человек. По словам главного архитектора Краснодара Игоря Мазурка, этого уровня город должен был достигнуть только в 2032 году. «Краснодар пережил большой строительный рывок. Вспомните, как мы радовались, что у нас появилось жильё. Но сегодня объём жилья таков, что он привёл к дисбалансу в других городских сферах. У нас есть проблемы с развитием социальной инфраструктуры — со школами, детскими садами», — говорит г-н Мазурок.

«Многие порядочные застройщики и так понимают, что качественная среда обитания — это необходимое условие для комфортного проживания на территории своих ЖК, — считает гендиректор компании “Инсити” Андрей Шадрин. — И это происходит по запросам жителей».

Сегодня активность инвесторов сдвинулась в сторону коммерческих объектов — гостиниц, торговых и развлекательных комплексов, спортивных комплексов. Так, в марте 2016 года на территории города свой тридцатый
отель в России открыл ведущий мировой гостиничный оператор Accor Hotels — это Ibis-Краснодар категории «три звезды» с номерным фондом 220 номеров. Кроме того, в Краснодаре ведутся работы по строительству двух гостиниц категории «пять звёзд». Это отель Four Points by Sheraton на 202 номера на территории главного событийного центра Краснодара «Экспоград Юг» и Marriott с номерным фондом в 262 номера.

В городской администрации приоритетными проектами в сфере коммерческой недвижимости считают строительство клубного комплекса апартаментов и отеля комфорт-класса President, реконструкцию кинотеатра «Аврора», строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в станице Старокорсунской, реконструкцию такого же комплекса по улице Сормовской, строительство аквапарка в районе посёлка Знаменский.

Новые крупные проекты ожидаются и в потребительской сфере. Компания «Метро Кэш энд Керри» купила земельный участок для строительства в районе OZ Mall своего второго в городе гипермаркета и собирается вложить в проект 20–22 млн евро. А в районе Западного обхода аналогичный проект по строительству гипермаркета планирует реализовать ООО «Лента».

«Строительная сфера останется видимой частью валового регионального продукта и в области строительства жилья, и в области строительства коммерческих объектов, — считает гендиректор консалтинговой компании MACON Realty Group Илья Володько. — Город не перестанет расти, прирост миграции — долгосрочная тенденция. Строительство коммерческих строительных объектов — это производная от роста населения города и его потребления».

Промышленность как стратегический драйвер

Кубань — регион с закрепившейся репутацией отечественной житницы и здравницы, с недавних пор ставший ещё и спортивной меккой с развитой транспортной инфраструктурой. Но со времён советского экономического районирования на его долю приходилась минимальная промышленная составляющая, состоящая главным образом из предприятий по обслуживанию АПК, стройкомплекса и туристического сектора. Но в последние годы муниципальные власти Краснодара прилагают большие усилия по изменению своей промышленной политики и привлечению крупных промышленных инвесторов.

Сегодня в Краснодаре всего 122 крупных и средних промпредприятия, на долю которых приходится почти четверть всего промышленного производства края. Лидерами городской индустрии в разных отраслях являются «Филип Моррис Кубань», «Клаас», производственная компания «СТАНК», «УК «Европа-Инжиниринг», НПП «Флореаль», «Электросевкавмонтаж» и др. Сегодня это — активные инвесторы в своё развитие. По итогам прошлого года объём отгруженных товаров собственного производства по крупным и средним промышленным предприятиям в действующих ценах составил 155,6 млрд рублей, что на 9,8% выше уровня 2015 года.

«У краевого центра раньше была достаточно парадоксальная структура экономики, а сейчас это типичный представитель экономики услуг, — считает Александр Полиди, заместитель секретаря Общественной палаты Кубани. — Да, исчезли несколько крупных промышленных предприятий, но такова общероссийская тенденция. Несмотря на спад в промышленности, экономика значительно выросла, потому что город сумел найти свою нишу. В Краснодаре — самый быстроразвивающийся в стране строительный комплекс».

Но сегодня у муниципальных властей превалирует идея добавить в экономическую структуру города серьёзную индустриальную составляющую.

«Развитие промышленности, основанное на передовых технологиях и инновациях, позволит не только обеспечивать внутренний спрос и создавать рабочие места, но и производить продукцию, востребованную на внутреннем и международном рынках», — считает мэр Краснодара Евгений Первышов.

Стройкомплекс, мощным развитием которого отличается Краснодар, тянет за собой до 50 сопутствующих отраслей, включая дерево- и металлообработку. АПК — традиционный драйвер Кубани — также является базой для развития промышленности: сектор, с одной стороны, нуждается в стройматериалах, металлоконструкциях, технике и т. п., с другой — даёт сырьевую базу для пищевой промышленности. Стройиндустрия и АПК — это сегодня два сектора, которые являются «локомотивами» для краснодарской промышленности. По данным мэрии Краснодара, в 2016 году обработка древесины и производство изделий из дерева выросли сразу в 10,3 раза, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования — на 147,9%, производство машин и оборудования — на 143,3%.

На общем фоне сегодня выделяется один из лидеров регионального машиностроения комбайновый завод «Клаас», получивший в прошлом году статус российского производителя. С компанией заключён первый в России специальный инвестиционный контракт. По его условиям Claas вложит в завод по производству сельхозтехники в Краснодаре дополнительно 800 млн рублей. Наращивание производства комбайнов (в полтора раза) и тракторов (на треть) делает «краснодарского немца» заметным федеральным игроком. С изменением статуса на внутреннем рынке предприятие получает доступ ко всем федеральным преференциям и ожидает рост объёмов производства.

Кроме того, в 2017 году в районе посёлка Дорожный около Краснодара появится индустриальный парк АО «Тандер». Согласно концепции развития индустриального парка в ближайшее время на территории 236 га компания Сергея Галицкого на свои средства рассчитывает разместить первые 14 предприятий (производство сухих завтраков и снеков, мелкоштучных мучных и хлебобулочных изделий, мороженого, рыбы и пр.). Строительство началось в 2016 году. Общий объём вложений в промпредприятия 1 очереди, включая инвестиции в строительство инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, составит 9 млрд рублей. Здесь будут созданы 2600 рабочих мест. В 2018–2020 годах планируется дальнейшее освоение территории индустриального парка площадью свыше 400 га.

При этом наращивание экономического потенциала сегодня невозможно без инновационного развития реального сектора. Городу нужны свои «силиконовые долины», «руры» и «манчестеры». Для этого в городе существует необходимая инфраструктура: старые промзоны, реиндустриализация которых может привести к созданию новых кластеров.

Эффект промзон

«Важнейшее направление в промышленной политике Кубани — это создание сети индустриальных (промышленных) парков, — уверен губернатор края Вениамин Кондратьев. — Планируется, что к 2020 году на территории края появится шесть промпарков. Первые индустриальные парки должны начать свою работу уже в следующем году».

Промышленный парк общей площадью 330 га появится в Восточной промышленной зоне Краснодара (неподалёку от трассы М4 «Дон», аэропорта, железной дороги). В мэрии ожидают, что там будут размещены 6–7 предприятий. По замыслу властей, первые резиденты появятся там уже в ходе освоения первой очереди парка площадью 66,4 га, намеченной на ближайшие три года. Появление столь мощного индустриального пула, по оценкам, потребует не менее 2 тысяч высококвалифицированных рабочих.

Предполагается, что в Восточной промзоне к концу 2017 году будет введена в эксплуатацию подстанция 220 кВ, мощностей которой хватит для обеспечения энергоресурсами всех резидентов. Краевые власти для привлечения инвесторов предусмотрели различные меры господдержки для налаживания инженерной и транспортной инфраструктуры. А также установление ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в краевой бюджет, в размере 13,5%. Кроме того, на срок от 5 до 10 лет для резидентов будет установлена льгота по налогу на имущество (77–99% от суммы налога в зависимости от величины капитальных вложений).

До конца 2018 года в жилом районе «Европея» ООО «УК «Европа–Инжиниринг» планирует создать ИТ-парк для развития высокотехнологичных стартапов площадью 6,1 га.

При реализации планов по развитию сети индустриальных парков в Краснодаре ожидается появление целого пула новых предприятий и до 5 тысяч рабочих мест. Это предполагает как заметное расширение круга игроков в городе, так и увеличение примерно на четверть количества занятых в индустриальном секторе. Сегодня, напомним, из общего числа в 1778 предприятий лишь 122 относятся к сегменту крупных и средних. Запуск промпарков позволит превратить Краснодар в региональный индустриальный центр.

На кого делать ставку

В промышленности Краснодара сегодня представлены игроки разного типа, каждый из которых преследует собственные цели и имеет собственные пути развития.

«Это прежде всего холдинговые структуры, местные производители с собственной материально-технической базой и оборотным капиталом, средние промышленные предприятия, которые являются потенциальными потребителем всех видов услуг и продуктов, и малый бизнес”, — говорит глава управления интеграции инноваций промышленной группы «ТЕГАС» Константин Анисимов.

Холдинги лидируют на самых привлекательных рынках — прежде всего, в строиндустрии и АПК. Они, как правило, сближают сырьевую, производственную базы, формируют собственную сбытовую сеть в опте и рознице, что позволяет максимально снизить себестоимость и цену товара. Группы имеют собственную инвестиционную базу, возможность привлекать ресурсы. Поддерживать крупных игроков выгодно для региональных и муниципальных властей, учитывая их вклад в налогооблагаемую базу. Наверняка именно они станут индустриальными локомотивами новой региональной политики города.

Средние игроки, располагающие ресурсами, свою стратегию строят на инвестировании в расширение бизнеса с целью увеличения доли в существующем сегменте, диверсификации деятельности в смежных областях бизнеса и вложении средств в новые перспективные направления. Их стратегии позволяют в том числе решать точечные вопросы в сфере инноваций. Средние промышленные предприятия строят стратегию на оптимизации своей деятельности с целью сохранить ресурсы для собственного развития. По мнению г-на Анисимова, как раз этот сегмент наиболее заинтересован в наличии новых технологий и в инновациях, научных разработках, технических решениях.

Сегмент малого промышленного бизнеса является самым проблемным. Малые предприятия должны быть мотивированы на участие в инновационных процессах больше всех, так как новые технологии могут стать для них защитой в ситуации обострения конкуренции. Но далеко не всегда у них это получается. Своих средств на модернизацию и инновации у них, как правило, нет. Привлекать заёмные ресурсы сегодня непросто. Чтобы не быть поглощёнными крупным бизнесом, им жизненно необходимо постоянно обновлять технологии и продуктовые линейки. «Однако руководители малых предприятий ищут чаще не новые разработки, а новые сферы применения для своих продуктов, так как они лучше всего знают именно свой продукт», — говорит Константин Анисимов, подводя к выводу о том, что на этот сектор довольно сложно делать ставку. Впрочем, для этой аудитории могла бы быть полезной специальная инфраструктура, которая часто создаётся регионами для поддержки производителей — например, промышленные коворкинги, технопарки и инновационные предприятия на базе университетов, реальные кластеры, вовлекающие небольших производителей.

Эксперты, с которыми мы общались, называют две основные проблемы, которые лежат на пути промышленного развития города — транспортная доступность и наличие высококвалифицированной рабочей силы. Сегодня Краснодар и без промгигантов задыхается в многокилометровых пробках уже на въезде в город. Это неприятный фактор для бизнеса — потери времени катастрофически снижают оборачиваемость средств. До той же Восточной промзоны быстро добраться и сейчас затруднительно. «Особенно неприятен тот факт, что в прошлом году была свёрнута программа “Краснодару — столичный облик”, которая предусматривала выделение на развитие инфраструктуры города, в том числе дорожной сети, более 26 миллиардов рублей, две трети из которых — из средств регионального бюджета, — рассказал «Эксперту ЮГ» директор представителя АО «ФИНАМ» в Краснодаре Дмитрий Виноградов.

Для решения проблем с пробками краевыми и городскими властями разработан комплекс мероприятий, подразумевающий поэтапное решение «дорожных проблем». Речь идёт о строительстве новых дорог, путепроводов и мостов.

Вторая проблема также лежит на поверхности. В мэрии Краснодара «Эксперту ЮГ» сообщили, что на начало 2017 года в промышленном секторе занято 67 тысяч человек (12,6% от общего количества работающих в городе). Если к 2018 году в Восточной промзоне и индустриальном парке «Тандера» должны работать уже более двух десятков предприятий с тысячами рабочих, то становится понятно, что поиск такого количества профессиональных кадров — серьёзная задача для инвесторов.

По данным администрации края, власть помогает инвестору в налаживании сотрудничества с образовательными учреждениями несколькими способами. В регионе действует система среднесрочного (на 5 лет) прогнозирования потребности экономики в профессиональных кадрах. Она формируется на основании данных работодателей и синхронизирована с планами их развития.

Развитие промышленности — амбициозная цель, достичь которой у Краснодара есть все шансы. Но это развитие требует вмешаться в стратегию города, чтобы заложить сценарии расшивки «узких» мест, которые видны уже сегодня.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!