Информационное агентство / Аналитический центр

Стратегия развития становится необходимым элементом экосистемы МСП

26.04.2018 | 19:04
|
408
текст Евгений Андреев

Лучшие стратегии развития бизнеса должны стать достоянием предпринимательского сообщества, а также служить основой для создания экосистемы предпринимательства, считают эксперты, собравшиеся на конференции Аналитического центра «Эксперт Юг»

24 апреля Аналитический центр «Эксперт ЮГ» совместно с партнёрами провёл конференцию «Лучшие стратегии в бизнесе: запуск нового сезона». Старт второго сезона регионального конкурса «Стратегия растущей компании» совпал с проведением ежегодного исследования южных компаний-“газелей” и стартом второго сезона образовательной программы ScaleUp. Цель конференции — обсуждение с бизнес-сообществом, властью, институтами поддержки и предпринимателями пути вовлечения малого и среднего бизнеса в процессы стратегического планирования.

Начиная с 2017 года, конкурс «Стратегия растущей компании» направлен на то, чтобы выявить и поддержать компании, которые активно развиваются, имеют стратегию развития и готовы показать её деловому сообществу региона. Многолетний опыт по изучению быстрорастущих компаний даёт основания аналитическому центру «Эксперт Юг» говорить о том, что быстрый рост почти всегда связан с планированием этого процесса. Популяризация такого инструмента, как стратегическое планирование, — это одна из главных целей аналитического центра. В широком смысле она заключается в содействии ускоренному экономическому росту страны и каждого конкретного региона.

Как отметил в своем выступлении генеральный директор Аналитического центра «Эксперта Юг» Владимир Козлов, в последние 10 лет бизнес Юга России рос опережающими темпами. Однако уже в 2014 году был окончен «олимпийский» период развития, а теперь уже заканчивается «футбольный». Ныне актуален вопрос о том, какой же период развития нас ждёт дальше. «Темп роста крупного бизнеса самый низкий за последние 10 лет, он сильно зависит всего от нескольких компаний. Однако хуже, чем в 2016 году, крупный бизнес выглядел только в «кризисном» 2009 году. Мы привыкли воспринимать крупный бизнес как драйвер роста, но сегодня этого драйвера не хватает», — заметил Владимир Козлов.

И сейчас драйвером роста способен стать малый и средний бизнес, потенциал которого еще далеко не раскрыт, несмотря на то, что количество малых и средних предприятий на душу населения на том же Юге России выше, чем в целом по стране. «Мы видим, что, например, в Ростовской области показатели, характеризующие развитие МСП, выше среднероссийских. Например, по количеству малых и микрокомпаний, а также по доле занятых в МСП людей трудоспособного возраста», — говорит Владимир Козлов. Тем не менее, доля занятых на данном этапе не увеличивается, а скорее сокращается.

Стратегия развития становится необходимым элементом экосистемы МСП

Одним из главных критериев здорового роста МСП должна стать средняя продолжительность жизни компании. Учитывая данные Всемирного банка и данные российских финансовых институтов, средняя продолжительность жизни 90% регистрируемых компаний составляет не более одного года. Только 3% компаний работают пять и более лет. Масштабирование успешных проектов может превратить МСП в драйвер.

По словам директора департамента экономики Светланы Камбуловой, развитие МСП становится одним из наиболее важных пунктов в формировании долгосрочной стратегии развития любого города. «Ростов показывает хороший индекс промышленного роста, он один из лидеров промроста России. Но все понимают, что это происходит за счет крупных предприятий – «Роствертол», «Ростсельмаш», то есть за счет заказов федерального центра. Поскольку сегодня градостроительная политика направлена на вывод крупных предприятий за пределы городов, роль МСП в формировании экономики города возрастает. Поэтому работа по масштабированию удачных примеров так важна», — отметила Светлана Камбулова.

Безусловно, дальнейший опережающий рост Юга возможен только на основе разработанных стратегий — эта работа до недавнего времени не велась в регионах. С 2017 года ситуация изменилась. Стратегия социально-экономического развития регионов должна быть написана в каждом регионе. За последние два года Аналитический центр «Эксперт Юг» принимал участие в форсайтах, участвовал в разработке стратегии развития Краснодарского края, участвует в работе по разработке стратегии развития Ростова-на-Дону до 2035 года.

Стратегия развития становится необходимым элементом экосистемы МСП

По словам генерального директора инжиниринговой компании Datum group Сергея Замиховского (наставник программы ScaleUp), чтобы дать толчок развитию малого бизнеса, нужно создавать для него возможности для выхода на свободный рынок:

«Сейчас идет упор на развитие институтов поддержки. Действительно, нужно развивать экосистему, в которой предпринимательство будет расти. Но нужно создавать такую среду, которая бы позволяла увеличивать капитализацию компаний. Мы видим на Западе примеры компаний Uber или Amazon, показывающих не самые выдающиеся финансовые результаты, но при этом у них есть инвесторы, которые верят в модель развития этих компаний, инвестируют в них. От этого растёт их капитализация и прибыль акционеров.

По словам Светланы Камбуловой, принятие долгосрочной стратегии с чёткими целями позволит скорректировать существующие формы поддержки бизнеса. Сейчас поддержка бизнеса смещается в сторону поддержки именно институтов развития, которые помогают «выращиванию» бизнеса и бизнесменов.

Другим важным этапом работы конференции стал старт второго сезона акселерационной программы ScaleUp. Это комплексная программа по подготовке действующих предпринимателей к устойчивому росту, разработанная Центром предпринимательства и реализуемая в восьми российских городах с 2016 года. Программа — это первый системный механизм для формирования растущих предприятий малого бизнеса конкретной территории и региональной экосистемы предпринимательства в целом.

Аналитический центр «Эксперт Юг» является оператором это программы ScaleUp в Ростове и Краснодаре, он реализует её совместно с Центром предпринимательства.

Как отметил тренер проекта (управляющий партнёр онлайн-тренингов CorsCo) Тарас Тохтамышев, без постоянной самопрезентации, нетворкинга и обмена опытом предпринимательское сообщество вынуждено вариться в собственном соку. Участие в программе ScaleUp позволяет компаниям не просто заложить основу для роста, но стать частью создаваемой предпринимательской инфраструктуры, основанной на перечисленных выше принципах.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!