Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

Стартап на безопасности дорог

15.09.2017 | 14:09
|
309
текст Олеся Меркулова

Участник программы наставничества ScaleUp в Ростове-на-Дону компания «Энерджи бокс» создаёт автономные светодиодные светофоры и дорожные индикаторы, которые делают дороги более безопасными для пешеходов и автомобилистов. Генеральный директор и создатель компании Максим Олейников собирается выходить с продуктом на международный рынок

Оборот ростовской компании «Энерджи бокс», зарегистрированной в сентябре 2016 года, начинался с двухсот тысяч рублей в месяц. Сейчас он вырос до 1,2 млн рублей в месяц. Максим Олейников планирует довести эту цифру до 1,5–2 млн рублей в месяц до конца 2017 года.

«Энерджи бокс» производит низковольтные светофоры, работающие как с использованием альтернативных источников энергии, так и с помощью традиционной системы питания. Также компания выпускает световые индикаторы, которые монтируются в пешеходные «зебры», «лежачие полицейские» и другие элементы дорожной инфраструктуры. Используется продукция «Энерджи бокса» и в частном строительстве. Например, световой брусчаткой из полимера мостятся дорожки во дворах домов и на приусадебных участках. За год компания поставила более сотни своих решений. География поставок — от Петрозаводска до Новосибирска.

Максим Олейников с 2011 года занимался инжинирингом в области альтернативной энергетики — сначала ставил и обслуживал немецкие солнечные электросистемы и тепловые системы, потом, в 2015-м, открыл вместе с партнёром Александром Фёдоровым компанию «Энергодар». Оборот компании составлял около 10 млн рублей в год. Но рынок частной альтернативной энергетики стал сверхконкурентным, появились крупные игроки с капиталами и объёмами, которые не может себе позволить малый бизнес. Прибыльность в отрасли сократилась, и Олейников стал думать, в какие ещё сегменты можно выходить с автономной энергией: «Я увидел, что на рынке начали появляться светофоры на солнечных батарейках. Разместил объявление на сайтах о том, что мы тоже можем такие разрабатывать. Отклик пришёл из Адыгеи. Продукцию, комплектующие для которой пришлось закупать на рынке, заказало дорожное строительное управление Майкопа. Заказчик остался доволен товаром»

Однако партнёр по бизнесу начинание Олейникова не поддержал, предпочитая оставаться на рынке солнечных автономных систем. Тогда Олейников ушёл из «Энергодара» и открыл собственную компанию.

В последующем контрагенты несколько раз задерживали поставки комплектующих. Чтобы сократить эту цепочку, решили попробовать делать светофоры сами. Оказалось, что выходит в два раза дешевле. Первоначально продукцию изготавливали фактически кустарно. Потом создали типовую конструкцию.

«Нам очень помог опыт монтажников, потому что при монтаже мы видели неполадки или неудобство промышленного светофора. Мы смогли создать конструкцию, которая легко монтируется», — добавляет Максим Олейников.Компания смогла выйти на рынок, где спрос был выше предложения, предлагая быстрые решения. Майкопу светофор нужен был через две недели, а другие контрагенты называли срок около трёх месяцев.

Рост за счёт новых направлений

Сейчас «Энерджи бокс» — якорный резидент промышленного коворкинга ДГТУ «Gараж». Все свои идеи она обкатывает на полигоне ДГТУ и в районе территории вуза (так на улице Текучёва в районе площади Гагарина появился тактильный светофор компании). Промышленный коворкинг закрывает 80% потребности компании в оборудовании и конструкторских решениях, что помогает сокращать издержки, так как якорные резиденты пользуются мощностями ДГТУ бесплатно. Взамен все прототипы компании являются совместной с вузом собственностью. Самое интересное — именно Олейников ускорил процесс создания «Gаража». Идея уже отрабатывалась, а на одной из встреч у губернатора Ростовской области Василия Голубева он обозначил проблему: у технологичных предпринимателей нет площадки, где они могли бы развиваться и работать. Губернатор прямо в ходе встрече позвонил ректору ДГТУ Бесариону Месхи и попросил создать такую площадку.

Инновационный светофор «Энерджи бокса» оснащается одновременно светоизлучающим индикатором для слабовидящих. Он дублирует световой сигнал основного пешеходного светофора. Несколько месяцев назад «Энерджи бокс» разработал световые дорожные индикаторы для остановки автомобилей, индикаторы для пешеходного перехода Zebra, светодиодную брусчатку для подсветки дорожной поверхности ночью. Традиционно для разметки на дороге используется обычная краска или светоотражающая мастика, разметку и мастику постоянно приходится обновлять. А подсвеченные индикаторы из полимера служат до 10 лет. Полимерные индикаторы компания уже установила на нескольких улицах Ростова-на-Дону, посёлка Усть-Донецкого, вошла в национальный проект «Комфортная городская среда» (несколько дворов в Ростове-на-Дону заложили в проекты развития светодиодную брусчатку).

Канал

Публикации по теме:
продаж устроен так: менеджер по рекламе занимается частным рынком — проектировщики, застройщики, частные лица (брусчаткой можно подсветить любой участок). К примеру, сейчас компания готовит проект для новосибирского застройщика, который хочет в своём жилом комплексе завести подсвеченные велосипедные дорожки. А генеральный директор занимается муниципалитетами. Пока на их долю приходится большая часть продаж. Делегирование полномочий — одно из условий развития компании. Максим Олейников — участник программы наставничества для растущих предпринимателей ScaleUp, запущенной в Ростове-на-Дону журналом «Эксперт ЮГ» и московским Центром предпринимательства. Его наставник — представитель компании «Ростимпорт», торгующей автомобильными запчастями Олег Хворостухин.

«Самое ценное в программе — работа с наставником. Он учит, как делегировать функции, как строить систему мотивации, растить внутри компании управленцев. Я уже отошёл от операционного управления и занимаюсь только развитием и продвижением», — комментирует программу Максим Олейников.

Выход на международные рынки

На вопрос, трудно ли убеждать руководство муниципалитетов в необходимости инновационного подхода, Олейников прямо отвечает:

«Наоборот, муниципальные органы очень восприимчивы к инновациям, но есть важный нюанс — как ты им это преподносишь. Нужно просто правильно подбирать слова. Та же светодиодная брусчатка, которая сигнализирует водителям, что они приближаются к пешеходному переходу, позволяет снизить аварийность на отдельных участках дороги. А снижение количества ДТП в отдельно взятом муниципалитете — это всегда хорошо для его руководителя. Цена здесь даже не главный аргумент».

«Энерджи бокс» позиционирует свои решения как «довесок» к государственным стандартам. Они позволяют улучшить видимость предупреждающих знаков, пешеходных полос, упрощают установку и эксплуатацию дорожного инвентаря. Компания также планирует выходить на международный рынок через электронные площадки типа Ebay. Сейчас продукцию «Энерджи бокс» готовы продвигать немецкие партнёры ещё по прошлому бизнесу Олейникова, причём как в частном, так и в государственном секторе. Кроме того, на резидентов «Gаража» вышла администрация Караганды (Казахстан), сейчас компания готовит поставку десяти автономных светофоров в Казахстан.

По поводу выхода на международные рынки Олейников полон оптимизма:

«Есть Китай — мировая дешёвая фабрика, в том числе и светодиодов. Есть Германия, где делают акцент на качестве и репутации бренда. Это две стратегии. Мы в сегменте между Китаем и Германией, и позиционируем себя как маленького производителя, который может дать лучшее соотношение цены и качества». При этом компания активно развивает собственные бренды — Doroga-box, Solar-box и Energy-box.

Как объясняет изобретатель, целью было сделать максимально простой для пользователя продукт с минимальными требованиями к обслуживанию. Создать «коробочное решение». По его словам, «рынок солнечной энергетики достаточно дикий, нет чётких понятных методик и расчётов для оборудования, нет стандартов в отрасли. Естественно, здесь появились спекулянты с разными ценниками и разными расчётами. Это тоже одна из причин моего активного ухода из этого направления. Мне же хотелось делать понятные вещи, с понятной инструкцией».

На вопрос о том, планируется ли переход в следующую «весовую категорию», Олейников отвечает: «Во-первых, мы производим пока товар немассового производства, игроков на рынке немного. Нас уже находят за границей. Правда, пока это всё же русскоязычный сегмент. Сейчас мы адаптируем сайты для поиска клиентов за рубежом — переводим наши предложения на английский и немецкий языки. Будем работать там с контекстной рекламой. Во-вторых, мы маленькие и гибкие, у нас все ресурсы аккумулированы здесь в “Gараже”. У нас технологический цикл от идеи до прототипа составляет меньше месяца». По его словам, в крупной компании разработка обычного светодиодного светофора (даже не транспортного) занимает год.

«Об этом я знаю, исходя из опыта общения с крупным производством — мы интересовались возможностью выпускать низковольтные светофоры. Нам сказали, что это не менее девяти месяцев конструкторских работ. Они действительно могут долго доводить конструкцию до совершенства, проводить не одно испытание, прежде чем вывести продукт на рынок. Мы же мыслим как монтажники и правим конструкцию в режиме реального времени. У нас низковольтный светофор перенёс уже пять модификаций», — признаётся Максим Олейников.

Сейчас молодой инноватор выстраивает отношения с администрацией Москвы и с федеральными министерствами, чтобы дорожные индикаторы включили в соответствующую федеральную программу в области дорожного строительства.

«С позиции стартапа я ищу именно те высокомаржинальные ниши на рынке, которые не заполнены. Но есть оборотная сторона: там ещё спрос не до конца сформирован. Я инвестирую в создание ниши, в маркетинг ниши, в создание новых прототипов, 70 процентов чистой прибыли “Энерджи бокс” идёт на новые разработки и доработки, 30 процентов — на рекламу и маркетинг. Моя стратегия — поставить на поток создание новых продуктов и направлений внутри компании. Я хочу построить группу компаний, где каждый новый продукт формирует новое юридическое лицо, выходит на рынок и им уже управляют менеджеры, а я берусь за новое направление. В этом смысле я вечный стартапер», — резюмирует Олейников.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!