Информационное агентство / Аналитический центр

«Сохранить то, что есть»: 52% представителей малого бизнеса в Ростовской области не строит оптимистических планов

27.06.2018 | 20:06
|
191
текст Олеся Меркулова

Малый бизнес в Ростовской области главной своей задачей называет — «сохранить то, что есть, а главным барьером в развитии — конкуренцию со стороны крупного бизнеса, показало исследование, проведенное по заказу региональных властей

Администрация Ростовской области опубликовала итоги социологического исследования развития малого бизнеса. В опросе приняли участи 1100 субъектов малого предпринимательства в 55 муниципальных образований области, 29,7% из которых занимаются торговлей, 16,2% —промышленным производством, 13,1% — сельским хозяйством, 8,5% — строительством, 7,4% — транспортными услугами. Другие категории малого бизнеса — здравоохранение и социальные услуги (3,9%), услуги кафе и ресторанов (3,6%), другое — 10,9%. В опросе приняли участие респонденты двух групп — юридические лица (72,9% опрошенных) и индивидуальные предприниматели (27,1%). Социологи спрашивали предпринимателей о приоритетах, которые стоят перед компаниями, основных барьеров в развитии и бизнес-климате в Ростовской области.

Согласно исследованию, 52% опрошенных представителей малого и среднего бизнеса на данный момент своей главной задачей видят сохранить то, что есть, и не строят оптимистичных планов на будущее. При этом доля предпринимателей с таким ответом в сельской местности выше, чем по городским округам (55% против 50%). 29% опрошенных предпринимателей работают над тем, чтобы создать устойчивый конкурентоспособный бизнес, только 13% предпринимателей стремятся улучшить результаты своей деятельности и перейти в средний класс.

При этом основным фактором, который препятствует развитию малого бизнеса в Ростовской области, стал высокий уровень конкуренции со стороны крупного бизнеса. Так считает 58,4% респондентов. 46,5% предпринимателей считают, что затрудняет развитие бизнеса сложность в получении государственной и муниципальной поддержки. 19,7% — нехватка квалифицированного персонала, 11% — противоправные действия чиновников.

При этом 68,3% респондентов считают, что Ростовская область приемлемый регион для ведения бизнеса. 12% называют его благоприятным, 20% респондентов считают бизнес-среду неблагоприятной, из них 14,7% выбрали ответ «в регионе неблагоприятные условия для ведения бизнеса», 5% — ответ «нет, условия плохие».

Что касается общероссийских тенденций, препятствующих развитию бизнеса, то предприниматели назвали — снижение спроса со стороны заказчика и покупательной способности населения (31,9%), высокая стоимость заемных средств (19,1%), проблемы с подбором персонала, высокая текучесть кадров (9,7%), значительное число проверок со стороны контролирующих инстанций (14,3%), трудности при взаимодействии с организациями-монополистами (9%), высокая арендная плата (8,1%), сложность получения лицензии и/или других разрешительных документов (6,4%).

По словам президента региональной общественной организации «Совет предпринимателей Ростовской области» Игоря Симакова, такие предпринимательские настроения существуют уже как минимум несколько лет и связаны как с макроэкономической ситуацией, так и с отсутствием понимания, какой будет экономическая политика государства. «На сегодня это стабильное предпринимательское настроение — сохранить то, что есть. Покупательская способность населения падает, и, наиболее чувствительно это отражается на малом бизнесе, — говорит Игорь Симаков. — Кроме того, нет никакого понимания, что будет происходить дальше. Во время предвыборной президентской кампании власти говорили, что не будут повышать налоги, но после пошли на повышение НДС. Неопределенность существует и у самих властей, не смотря на оптимистическую официальную риторику. Я вернулся со съезда «Партии Роста» (политическая партия Уполномоченного по защите прав предпринимателей РФ Бориса Титова), где Борис Титов говорил, что власти ожидают и падения цен на нефть и ослабления рубля, поэтому консервативная политика взамен стимулирования роста продолжится». «Что касается конкуренции со стороны крупного бизнеса, то, естественно, что в такой ситуации она усиливается за счет больших ресурсов как крупных, так и средних компаний (думаю, малый бизнес конкурирует и с ними), они лучше отвечает на падение спроса, лучше ведут себя в торгах и т.д.», — продолжает он.

«Настроения малого бизнеса продиктованы текущей макроэкономической ситуацией, и она не будет сильно отличаться от региона к региону, — добавляет руководитель экспертной группы Агентства стратегических инициатив в Ростовской области Сергей Андонов. — Что касается, конкуренции со стороны крупных компаний, то, мне кажется, что это стереотип. У большинства крупного бизнеса наоборот сейчас есть специальные программы для работы с малым бизнесом».

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!