Информационное агентство / Аналитический центр

Сколько Юг «начеканил» по итогам ЧМ-2018

22.06.2018 | 12:06
|
789
текст Ксения Золотарёва, Евгений Ракуль

В последние шесть лет Чемпионат мира по футболу был ключевым драйвером развития юга России, в особенности Ростова и Волгограда. Суммарное влияние на три региона Юга оценивается в 156 млрд рублей. Созданная инфраструктура закладывает основы нового витка развития, план которого предстоит сформулировать

Чемпионат мира по футболу, начавшийся 14 июня, стал не только главным спортивным событием страны за последние четыре года, но и главным локомотивом инфраструктурного развития южных регионов. Об этом свидетельствуют изученные госконтракты, отчёты региональных властей, а также планы инвесторов. Наибольшее влияние ЧМ-2018 оказал на Ростовскую область, где к футбольному первенству были построены две новых региональных автомагистрали и международный аэропорт «Платов». Эти стройки определили вектор развития районов ростовской агломерации на десятилетия вперёд. Для Волгограда чемпионат стал прежде всего поводом для развития транспортной инфраструктуры: в рамках подготовки в городе построили новую улицу, железнодорожную ветку и реконструировали аэропорт. Самым проблемным наследием чемпионата оказались стадионы — ежегодное содержание арен будет обходиться более чем в 200 млн рублей, и у регионов пока нет чётко сформированного плана, как заставить эти площадки зарабатывать.

По данным аналитиков международного рейтингового агентства Moody's Investors, экономика регионов, принимающих матчи ЧМ-2018, вырастет в нынешнем году в среднем не более чем на 3%. Это объясняется тем, что секторы экономики, которые должны были получить максимальный эффект от футбольного первенства, не являются ключевыми. Речь идёт о гостиничном бизнесе, торговле и транспорте. Кроме того, долгосрочный потенциал для роста туриндустрии ограничен удалённостью этих территорий, сложным климатом и недоступностью альтернативных направлений.

Опыт Бразилии (чемпионат мира проводили здесь в 2014 году), где фиксировали рецессию, и ЮАР (в 2010 году), чья экономика показала существенное снижение, говорит о том, что после крупных спортивных мероприятий темпы экономического роста снижаются.

Суммарное влияние ЧМ-2018 на ВВП страны в 2013–2018 годах оргкомитет «Россия 2018» оценивает в 867 млрд рублей. Это влияние обусловлено «инвестициями в инфраструктуру, расходами туристов во время чемпионата, а также другими расходами на подготовку чемпионата». Суммарное влияние на три региона Юга (Волгоградскую и Ростовскую области, а также Краснодарский край) оргкомитет оценивает в 156 млрд рублей (18%). Для сравнения: в Москве это влияние составляет 251 млрд рублей. Увеличение ВВП привело к росту трудовых доходов населения на 414 млрд рублей в целом по стране и создало здесь свыше 220 тысяч рабочих мест, отмечается в докладе «России 2018». Совокупный долгосрочный ежегодный эффект для ВВП России после проведения чемпионата в пятилетней перспективе оценивается от 150 до 210 млрд рублей.

Сколько Юг «начеканил» по итогам ЧМ-2018

Ростовская область получила больше всех на Юге

Ростовская область стала лидером среди южных регионов по вложениям в подготовку ЧМ-2018. Общая сумма инвестиций составила порядка 90 млрд рублей. Помимо спортивных объектов, чемпионат дал региону толчок в развитии городской среды и транспортной инфраструктуры.

Ключевым для региона объектом, построенным к ЧМ-2018, стал аэропорт «Платов» (принадлежит компании «Ренова») — первый в новейшей истории России возведённый с нуля воздушный транспортный узел. Его строительство обошлось в 37,2 млрд рублей. Пассажирский терминал площадью 50 тысяч кв. м рассчитан на обслуживание 5 млн пассажиров в год (по итогам 2017 года он составил 2,7 млн). Взлётно-посадочная полоса длиной 3600 м может принимать воздушные суда любого типа вплоть до широкофюзеляжных Boeing-777 и Boeing -747, перрон рассчитан на 45 самолётов.

Строительство аэропорта повлекло за собой создание базового авиаперевозчика. Это авиакомпания «Азимут», которая обслуживает 23 региональных направления. В 4,7 млрд рублей обошлось строительство подъездов к аэропорту, в том числе участка Северного обхода Ростова. Новая магистраль позволила перераспределить транспортные потоки, движущиеся в направлении Таганрога, где был реконструирован стадион «Торпедо» (322 млн рублей), заявленный в качестве одной из тренировочных площадок для команд-участниц ЧМ-2018. В планах дальнейшего развития территории около «Платова» — строительство авиагородка. Французская компания FM Logistic уже приступила к возведению складского комплекса площадью 35 тысяч кв. м на участке в 8 га. Планируемый объём инвестиций в проект — 2,5 млрд рублей. Ранее заявлялось, что в «Аэрополисе» построят outlet village, по аналогии с крупными зарубежными аэропортами.

Ещё один инфраструктурный объект регионального уровня, построенный к чемпионату — автодорога Ростов — Азов в объезд Кулешовки и Овощного (7 млрд рублей). Помимо обеспечения быстрого подъезда к ещё одной потенциальной тренировочной площадке ЧМ-2018, реконструированному спортивному комплексу им. Э. Лакомова в Азове (400 млн рублей), она открыла удобный проезд в направлении Каневской, Тимашевска и Крыма.

Главной точкой роста для Ростова стал стадион «Ростов Арена». Его строительство началось в 2013 году и обошлось более чем в 20 млрд рублей. Основным подрядчиком стройки выступала компания «Крокус Групп» Араса Агаларова. Спортивный объект принадлежит правительству Ростовской области. По требованиям FIFA, стадион к чемпионату мира должен вмещать не менее 45 тысяч зрителей. Именно столько и будет на «Ростов Арене» летом. Однако после проведения матчей чемпионата часть кресел демонтируют, оставив только 37 868 мест. Ещё порядка 10 млрд рублей было вложено в инфраструктуру — реконструкцию городской набережной (694 млн рублей), улицы Левобережной, а также в строительство многоуровневой транспортной развязки и реконструкцию южного въезда в Ростов (порядка 2,9 млрд рублей), реконструкцию Ворошиловского моста (около 6,4 млрд рублей). В рамках развития будущего спортивного кластера, который создан вокруг стадиона, прошла реконструкция гребного канала (700 млн рублей), а также строительство нового водно-спортивного объекта «Акватория». Его назначение пока неизвестно.

Сколько Юг «начеканил» по итогам ЧМ-2018

Накануне открытия ЧМ-2018 губернатор региона Василий Голубев отметил, что для дальнейшего развития левобережной зоны будет разработана отдельная программа. «Реконструкция дорог создала новые инвестиционно привлекательные условия для развития этой части города, привлечения различных инвесторов, которые говорят: мы хотим создать там новые комплексы. Напомню одну историю. Детский конноспортивный комплекс, строительство которого когда-то планировалось в районе Старочеркасской, в связи с тем, что модернизирована транспортная инфраструктура левобережной части, будет располагаться теперь напротив “Тачанки”. И это удобно для азовчан, батайчан, жителей Азовского, Аксайского районов, города Ростова. Все дороги ведут сюда», — отметил губернатор.

Появление стадиона стало толчком к развитию левобережной зоны: она должна стать полноценной частью городской структуры, в будущем, помимо спортивной, здесь также появятся деловая зона и зона жилищной застройки. По мнению урбаниста Михаила Векленко, строительство «Ростов Арены» стало первым шагом к интеграции Ростова и Батайска. «Десять километров, разделяющие города, — это болотистая местность. Архитекторы давно рисуют, как эти города сливаются в будущем, но, по факту, развитие упирается в болотистую местность, часть которой уже занята стадионом. Мы стали на шаг ближе к объединению с Батайском. Стадион действительно сильно продвинул эту ситуацию вперёд, создан целый пласт городской инфраструктуры. Возникли новый парк и набережная, построены новая дорожная развязка, множество торгово-развлекательных объектов. До фактического соединения двух городов осталось семь-восемь километров. В течение нескольких лет они могут быть освоены», — говорит г-н Векленко.

Кроме того, к ЧМ-2018 в Ростове построили две новых гостиницы — четырёхзвёздный Benamar на 62 номера в Нахичевани (750 млн рублей), пятизвёздный бутик-отель № 39 на 44 номера (300 млн рублей) в историческом центре города. Также к мундиалю «Группа Агроком» провела реновацию бывшего отеля «Танаис» на набережной, открыв в здании пятизвёздный отель Radisson Blu на 82 номера (600 млн рублей).

Главной неудачей подготовки региона к ЧМ-2018 стала реконструкция улицы Станиславского в историческом центре Ростова, которую планировали полностью завершить к 1 июня. Однако из-за ряда непредвиденных инженерных проблем сроки окончания работ остаются открытыми.

Помимо этих вложений, за пять лет подготовки к ЧМ-2018 и во время его проведения регион заработает 71 млрд рублей, или 6% ВРП. Такие итоги исследования влияния ЧМ-2018 на экономическую, социальную и экологическую сферы приводит оргкомитет «Россия 2018». По подсчетам экспёртов, 62 млрд из этой суммы приходится на инвестиции и операционные расходы, на туристическую сферу — только 9 млрд.

Сколько Юг «начеканил» по итогам ЧМ-2018

Волгоградская область: правильная оценка потенциала

Совокупные вложения в подготовку к ЧМ-2018 в Волгограде составили порядка 40 млрд рублей. Более трети этой суммы — 16,4 млрд рублей — вложения в строительство «Волгоград Арены». Стадион вместимостью 45 тысяч зрителей (после чемпионата часть кресел демонтируют) построили на месте бывшего стадиона «Центральный». Как и в Ростове, в Волгограде арена стала центром масштабных инфраструктурных изменений. Прежде всего, речь идёт о строительстве рокадной дороги (1,7 млрд рублей), она же улица Нулевая продольная, позволившей разгрузить улицы и решить часть транспортных проблем самого «длинного» города России (протяжённость Волгограда — 100 км).

Кроме того, строительство стадиона повлекло за собой реконструкцию центрального парка культуры и отдыха площадью 8 гектаров; совокупный объём вложений составил порядка 300 млн рублей. Также началась реконструкция набережной имени 62 армии. После окончания чемпионата мира по футболу работы на этой территории продолжатся. Власти региона заявили о дальнейшей реконструкции центральной набережной. Речь идёт об обновлении центральной лестницы и парка на её верхней террасе, планируемый объём инвестиций в проект — 500 млн рублей.

После реконструкции в парке высадили три тысячи деревьев и кустарников, построили амфитеатр на 200 человек, а также построили железнодорожную платформу длиной 220 метров. Эта конструкция стала частью новой железнодорожной ветки, которая связала центр Волгограда с международным аэропортом «Гумрак». Совокупные вложения в строительство подъездного пути составили около 1,7 млрд рублей.


Сколько Юг «начеканил» по итогам ЧМ-2018

Реконструкция международного аэропорта Волгограда стала вторым по масштабу и объёму финансирования проектом, реализованным в рамках подготовки к ЧМ-2018. С 2014 года здесь реконструировали взлётно-посадочную полосу длиной 2800 м и перрон, а также построили два новых терминала, способных в совокупности обслуживать 2,5 млн человек в год. Общий объём инвестиций в развитие аэропорта составил порядка 4,7 млрд рублей. По окончании чемпионата работы на объекте продолжатся — власти региона анонсировали перепрофилирование старого здания аэропорта в авто‑ и железнодорожную станцию.

Ещё один крупный проект дорожной инфраструктуры — шоссе Авиаторов. В реконструкцию автодороги протяжённостью 10,5 км вложили около 2,5 млрд рублей. «Мы сегодня закладываем фундамент будущего, сегодня уже думаем о наследии, которое у нас останется после чемпионата мира. Это не только спортивная база, но и серьёзная новая инфраструктура», — прокомментировал итоги подготовки к проведению чемпионата губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.

Как и в Ростове, при строительстве шоссе Авиаторов были сорваны сроки, кроме того, дорога оказалась в центре скандала — недовольство проектом выразили жители посёлка Гумрак, через который проходит шоссе.

Совокупные вложения в туристическую инфраструктуру Волгограда составили порядка 5 млрд рублей. К ЧМ-2018 в городе построили 21 новую гостиницу, в том числе три отеля международных операторов. Два из них находятся под управлением Hilton Worldwide. Строительство четырёхзвёздного Hilton Garden Inn (бренд, представляющий средний ценовой сегмент в линейке Hilton) на 157 номеров обошлось в 500 млн рублей. Инвестиции во второй четырёхзвёздный отель американской сети — Hampton by Hilton (экономичный сегмент), также на 157 номеров, открывшийся в конце 2013 года, составили 700 млн рублей. Наибольших капиталовложений потребовало строительство трёхзвёздного отеля ParkInnbyRadisson. Вложения в эту гостиницу на 149 номеров оценивают примерно в 1 млрд рублей.

Татьяна Белова, руководитель подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга агентства CBRE, считает, что для Волгограда проведение чемпионата мира будет иметь исключительно положительный результат, поскольку инвесторы правильно оценили потенциальный эффект от спортивного события. «Инвестиционная лихорадка не затронула гостиничный рынок Волгограда, где инвесторы здраво оценили эффект данного события для города. Среди недавно открытых брендированных объектов — Hilton Garden Inn Волгоград на 157 номеров, официально введённый в мае 2017 года, который задумывался ещё до новостей о ЧМ. Таким образом, качественное предложение на рынке практически не увеличилось, но ожидается значительное масштабное спортивное событие, которое простимулирует рост тарифа в июне и позволит отельерам увеличить показатели доходности в целом по году», — прокомментировала г-жа Белова исследование агентства CBRE готовности городов-организаторов ЧМ-2018 к приёму гостей, на сайте компании.

По данным оргкомитета «Россия 2018», Волгограду ЧМ-2018 принесёт 45 млрд рублей: как и в случае с Ростовом, это 6% годового ВРП. Процентное деление совокупного влияния чемпионата аналогично ростовскому: 85% — инвестиции, 15% — доходы от туризма.

Сколько Юг «начеканил» по итогам ЧМ-2018

Краснодарский край «выехал» на олимпийском наследии

Совокупные вложения в подготовку к ЧМ-2018 в Краснодарском крае составили 10,6 млрд рублей. Наименьший размер суммы среди южных регионов, принимающих футбольное первенство, объясняется тем, что туристическая и спортивная инфраструктура Кубани была практически полностью готова: край принимал Олимпиаду 2014 года в Сочи и игры Кубка конфедераций.

Наиболее крупных вложений, порядка 3,5 млрд рублей, потребовала реконструкция стадиона «Фишт». Эти средства пошли на приведение арены к стандарту FIFA — на стадионе добавили почти 8 тысяч мест, демонтировали крышу, установили мультимедиа-экраны и организовали медиацентр.

Кроме того, к чемпионату мира на территории Краснодарского края построили тренировочные площадки в Анапе, Адлере и Геленджике. Строительство площадок в посёлке Витязево обошлось в порядка 135 млн рублей, на время чемпионата здесь базируется сборная команда Дании. Геленджик принимает футболистов Исландии и Швеции. Их тренировочными базами стали стадион на Солнцедарской и в посёлке Кабардинка, подготовка объектов обошлась в 97 млн рублей и 94 млн рублей соответственно.

Вице-губернатор Краснодарского края Николай Долуда пояснил, что тренировочные площадки после окончания первенства передадут спортивным школам края. «После чемпионата мира по футболу Сочи получит современную спортивную инфраструктуру — реконструированный стадион “Фишт” и тренировочные базы с футбольными полями в Сочи, Геленджике, Анапе, — отметил г-н Долуда. — Сегодня футболом в крае занимаются более 35 тысяч детей. После мундиаля, мы рассчитываем, в спорт придут ещё больше».

По данным региональных властей, серьёзных вложений потребовала организация транспортного обеспечения: пополнение парка автобусов и компенсация бесплатного проезда железнодорожным и автомобильным транспортом. Также в смету подготовки к ЧМ-2018 вошли расходы на покупку машин скорой помощи и лекарств, подготовку и проведение Фестиваля болельщиков у Сочинского морпорта, а также благоустройство, в том числе ремонт дорог, и праздничное оформление Сочи.

Оргкомитет «Россия 2018» в своём исследовании пришёл к выводу, что Краснодарский край испытал наименьшее влияние ЧМ-2018 на экономику — 44 млрд рублей, или 2% годового ВРП. Это объясняют тем, что существующая спортивная инфраструктура региона требовала лишь доработки, тогда как, например, в Ростове и Волгограде стадионы и инфраструктуру под них строили с нуля.

Жизнь после чемпионата

На фоне наибольших вложений в подготовку к ЧМ-2018 Ростовская и Волгоградская области получили пропорциональное обременение в виде содержания стадионов мирового уровня. Ежегодное содержание «Ростов Арены» оценивают в 250 млн рублей в год, «Волгоград Арены» — в 200 млн рублей.

Василий Голубев сообщил, что рассчитывает на федеральную поддержку в содержании ростовского стадиона. «Я считаю, что стадион максимально быстро должен быть передан в эксплуатацию региону, чтобы точно оценить возможности. На первом этапе его содержать без поддержки федерального центра будет сложно», — отметил глава региона. Он добавил, что время прежде всего потребуется на оценку возможностей, которые даёт новая спортивная арена. Василий Голубев также подчеркнул, что уже обсудил с президентом ФК «Ростов» Арташесом Арутюнянцем подготовку клуба к новому сезону, в том числе способы привлечения болельщиков на стадион. Первым анонсированным коммерческим мероприятием на «Ростов Арене», не связанным со спортом, станет концерт рэпера Басты.

В культурной программе Волгограда новый стадион пока не задействован.

По мнению партнёра консалтинговой компании Deloitte Шарифа Галеева, основную статью доходов стадионов составляет аренда. «Основной возможный доход от стадиона — спортивные мероприятия, концерты и праздники. Просчитать сроки окупаемости этого объекта сложно: для этого надо понимать, сколько мероприятий планируется проводить здесь в течение года. Однако в регионах мероприятий, приносящих ощутимую прибыль, немного», — отмечает эксперт. По его словам, доходы от кейтеринга и фанатской атрибутики, как правило, идут в бюджет спортивного клуба или организаторов концертов. Стадион зарабатывает только на аренде.

Для Ростова актуальным остаётся вопрос загрузки гостиничного фонда, построенного к чемпионату. Татьяна Нечепаева, гендиректор группы компаний «Рейна Тур НТВ», считает, что ЧМ-2018 привёл много новых игроков в гостиничную индустрию Ростова-на-Дону. Теперь их нужно заполнять, а 90% людей, которые останавливаются в отелях, — это деловой сегмент. Поэтому эксплуатация инфраструктуры, появившейся благодаря строительству нового стадиона и аэропорта, должна способствовать прежде всего росту деловой активности.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!