Информационное агентство / Аналитический центр

Последний год эпохи

21.05.2018 | 13:05
|
160

Изучение инвестиционного процесса в ЮФО и СКФО по итогам прошлого года является по-своему знаковым. Пожалуй, мы фиксируем завершение десятилетнего этапа развития целого макрорегиона. Главной движущей силой наиболее крупных изменений, происходящих в этот период, были так называемые государственные «мегапроекты» — Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу и строительство Крымского моста. Все эти федеральные проекты, прочно связанные с инфраструктурой южных регионов, заложили основу роста экономики юга России. Именно они создали базу для развития промышленности на фоне двух мировых финансовых кризисов и западных санкций.

В 2007 году Россия получила право на проведение зимней Олимпиады в Сочи, что повлекло за собой поток огромных инвестиций на юг страны. Были реализованы крупные строительные, энергетические, транспортные, промышленные и сервисные проекты, кардинально преобразившие не только курортную столицу и черноморское побережье, но и весь Краснодарский край. Сразу после окончания Игр начался «крымский период» современной истории страны. Это сосредоточило усилия федерального бюджета на развитии практически всех отраслей южнороссийской промышленности и инфраструктуры, причастных к восстановлению долгие годы стагнировавшей экономики полуострова. Предстоящий Чемпионат мира по футболу 2018 года, который пройдёт сразу в трёх южных городах — Волгограде, Сочи и Ростове, — дал ещё один толчок для реализации крупных инфраструктурных проектов. Причём не только в спортивной сфере, но и в транспорте, городском хозяйстве, дорожном строительстве. При этом косвенно он отразился и на ряде других городов соседнего Северного Кавказа (например, на Кисловодске и Грозном), где под ЧМ-2018 были созданы тренировочные базы и построены отели.

Масштабы инвестирования в «олимпийскую», в широком смысле слова, инфраструктуру впечатляют. По нашим подсчётам, это почти 1,5 трлн рублей, из которых 1,28 трлн пошли конкретно на реализацию инфраструктурных проектов Большого Сочи. Потребности олимпийского строительства оказались настолько огромны, что под них на юге России был построен целый ряд современных предприятий, модернизировано множество уже существующих. Развитие Сочи ещё не прекратилось, теперь оно во многом определяется новой инфраструктурой, которая позволяет проводить крупные мероприятия международного уровня — от «Формулы 1» до чемпионата мира по хоккею.

Строительство мостового перехода в Крым с параллельным развитием всего Таманского транспортного узла с 2014 года сменило Олимпиаду в роли основного драйвера инфраструктурного строительства юга России. На решение этой задачи могут уйти основные средства правительственной Стратегии развития транспорта до 2030 года. Примечательно, что это дало новый импульс развитию универсального порта на Таманском полуострове, способного по своим масштабам сравниться с крупнейшими «морскими воротами» России — Новороссийским портом.

Третьим драйвером масштабного развития инфраструктуры в регионе стала подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Без мундиаля Волгограду сложно было бы рассчитывать на новый стадион и инженерные сети, Ростову — на новый аэропорт, мосты через Дон, спортивный кластер на левом берегу Дона, новые дороги и расшивку традиционных узких транспортных мест. Совокупно вложения в инфраструктуру трёх городов Юга обошлись в сумму более 150 млрд, из которых около 100 млрд рублей вложены в объекты инфраструктуры Ростова-на-Дону. Участие в реализации этих проектов в хорошем смысле слова «загрузило» местный бизнес.

Получается, за последние две пятилетки мы видели как закат тучных «нулевых» годов с их дешёвыми деньгами и благоприятной конъюнктурой цен на нефть, так и новую эпоху Больших свершений, щедро удобренную государственным финансированием. Скорее всего, этот год станет первым годом новой эпохи. Какое название ей будет дано, скоро узнаем.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!