Информационное агентство / Аналитический центр

Портовое преображение Тамани

21.05.2018 | 16:05
|
134
текст Андрей Бакеев
изображение oteko.ru

Строительство индустриального комплекса ГК ОТЭКО разворачивает вектор развития транспортной инфраструктуры России в сторону Таманского полуострова

Развитие группой компаний ОТЭКО портово-транспортной инфраструктуры на Таманском полуострове приблизилось к своеобразному «экватору». Из общего объёма инвестиций в 8 млрд долларов, которые основной владелец и президент ОТЭКО Мишель Литвак намеревался направить в развитие бизнеса на Таманском полуострове, освоена почти половина. Об этом «Эксперту ЮГ» рассказал источник, близкий к созданию инфраструктурного проекта. В частности, 3,5 млрд долларов пошли на строительство железнодорожной ветки от станции Вышестеблиевская до мыса Железный Рог, запуск дочерним ЗАО «Таманьнефтегаз» первого в России терминала по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ) и нефтепродуктов годовой мощностью 20 млн тонн. Также сюда вошли другие необходимые работы по строительству нового сухого терминала, который ОТЭКО может запустить в эксплуатацию уже этим летом. Только в 2018 году объём инвестиций в сухой терминал составит порядка 500 млн долларов.

Ещё 14 лет назад, в 2004 году, Мишель Литвак обещал местным властям, что будет инвестировать в развитие этой территории. Ранее строительство терминала по перевалке аммиака рядом с перевалочным комплексом ОТЭКО затеял «Тольяттиазот» (ТоАЗ), однако этот проект так и не был реализован. Инвестор построил только эстакаду длиной больше 2 км, пирс, а также несколько хозяйственных построек. В 2017 году арбитражный суд Краснодарского края передал в собственность краевой администрации двенадцать строений, относящихся к портовой инфраструктуре ТоАЗа.

К 2016 году ГК ОТЭКО вложила в развитие проектов на Тамани около 2 млрд долларов. В сентябре 2016 года на Международном экономическом форуме в Сочи между администрацией Краснодарского края и группой компаний ОТЭКО был подписан протокол о намерениях по строительству на Таманском полуострове индустриального парка. Представители ОТЭКО заявили, что в качестве инвестора и заказчика проекта ГК инвестирует 6 млрд долларов в придачу к уже вложенным 2 млрд долларов.

В состав индустриального парка войдут шесть заводов по переработке и производству химических веществ, два завода по переработке сои и производству комбикормов, тепличный комплекс, пять терминальных перегрузочных комплексов. В частности, компания запланировала запуск навалочного терминала на 35 млн тонн, к строительству которого приступила в 2014 году, и терминала зернового — на 14,5 млн тонн в год. При этом часть средств тратится на подготовку к запуску сухого терминала и развитие железнодорожной инфраструктуры. Проект по зерновому терминалу на 14,5 млн тонн в год подготовлен и прошёл все стадии согласования. В компании подтвердили, что этот проект также будет реализован.

Пример ОТЭКО показывает, что частная инициатива способна не только раскрыть потенциал территории, никогда не рассматривавшейся в качестве портовой, но и развернуть вектор развития транспортной инфраструктуры страны в иную сторону. До конца 2009 года порт Тамань практически не рассматривался как альтернатива крупнейшему на юге России новороссийскому порту. Стратегическое значение портового комплекса на Таманском полуострове ещё не было столь очевидным. Однако с 2010 года ситуация изменилась: порт Тамань присутствует во всех значимых федеральных целевых программах развития транспортной системы РФ.

Стратегия роста на СУГ

Терминальный комплекс ЗАО «Таманьнефтегаз» (первый крупный проект ОТЭКО на Тамани) расположен в нескольких километрах от Керченского пролива на берегу Чёрного моря. Неподалёку завершается строительство Крымского моста. Но даже на фоне этой грандиозной стройки терминал «Таманьнефтегаза» выглядит впечатляюще. Со стороны материка к нему тянутся «змеи» железнодорожных составов — цистерн с топливом. В море от терминала уходят ветки причалов, к которым выстроилась вереница танкеров. В 2017 году в среднем за месяц терминал переваливал около 1 млн тонн нефти, нефтепродуктов и СУГ.

Почти одновременно с Литваком пришли другие инвесторы. Например, с ЗАО «Таманьнефтегаз» соседствуют «Пищевые ингредиенты» (входит в «Эфко») с маслоналивным терминалом и заводом по производству жиров, а также ООО «Зерновой терминальный комплекс Тамань». Свои проекты реализуют здесь РЖД. Сегодня край Таманского полуострова между Железным Рогом и Панагией постепенно превращается в одну из самых развитых индустриальных территорий страны.

У основного владельца ОТЭКО Мишеля Литвака самые разнообразные интересы — от транспорта и нефти до кинопродюсерства и футбола. В каждой из этих сфер он добивался определённого успеха. Литвак родился в Ленинграде, но вырос в Бельгии, куда эмигрировали его родители. В 1991 году уроженец северной столицы вернулся в Россию, чтобы начать бизнес. Сначала его компания «Русский мир» торговала китайским ширпотребом. А в 1992 году Литваку представилась возможность приобрести партию мазута на Омском НПЗ. Для этого пришлось купить цистерны. Сделка принесла неплохую прибыль, и бизнесмен понял, что на перевозках нефти можно очень хорошо заработать. Предприниматель рискнул и, по его словам, все деньги, которые в тот момент были у «Русского мира», вложил в покупку цистерн. «Тогда выигрывали люди без тормозов, самые быстрые», — вспоминал Литвак в беседе с Forbes. Тесное сотрудничество с Омским заводом продолжалось почти три года — вплоть до прихода команды «Сибнефти» и трагической гибели гендиректора НПЗ Ивана Лицкевича в августе 1995-го.

В 2001 году «Русский мир» консолидировал 100% железнодорожной компании SFAT (СФАТ, «Сов-Фин-Ам-Транс»), с которой до этого уже вёл совместные проекты. Акционерами SFAT были МПС, ЕБРР, а также группа «американских и финских инвесторов». А уже в 2002 году была создана Объединённая транспортно-экспедиторская компания (ОТЭКО), которая и объединила активы SFAT и «Русского мира». До запуска трубопровода КТК в 2002 году созданная Литваком железнодорожная компания входила в число крупнейших перевозчиков нефтеналивных грузов с довольно большим парком цистерн — около 15 тысяч. В апреле 2018 года ГК ОТЭКО продала весь парк цистерн и вагоноремонтную базу в Рязани компании «Нефтетранссервис».

Получается, что в 2004 году компания Литвака начала строительство терминала на Тамани, который с 2018 года и стал для ОТЭКО основным бизнесом. Сначала инвестиции были направлены в развитии железнодорожной инфраструктуры, затем — в строительство терминала для перевалки нефтепродуктов и СУГ. Частично в эксплуатацию он был запущен в 2012 году, перевалив 1,4 млн тонн нефти и незначительные объёмы СУГ. К моменту запуска терминала инвестиции ОТЭКО в Таманский полуостров превысили 1,5 млрд долларов. В последующие годы «Таманьнефтегаз» стал постепенно выходить на проектную мощность — 20 млн тонн в год.

В 2016 году Мишель Литвак сделал значительный шаг в реализации своего основного проекта — создания на Таманском полуострове универсального порта. Его группа подписала соглашение с ФГУП «Росморпорт» о строительстве нескольких специализированных терминалов, что к 2020 году должно увеличить портовые мощности Азово-Черноморского бассейна почти на 60 млн тонн. В планах г-на Литвака значится создание к 2025 году многопрофильного перевалочного комплекса общей мощностью более 100 млн тонн.

И сегодня компания ведёт активную работу в данном направлении. В частности, завершается строительство в порту Тамань терминала по перевалке сухих грузов мощностью 35 млн тонн в год, который в РФ может войти в топ аналогичных портов, наряду с Усть-Лугой (Ленинградская область), Новороссийском, Петербургом, Восточным (Приморский край), Мурманском.

По данным «Эксперта ЮГ», строительство Таманского терминала навалочных грузов (ТТНГ) практически завершено: идут монтаж оборудования, пусконаладочные работы. Официальное открытие терминала ОТЭКО запланировала на вторую половину 2018 года. ТТНГ будет специализироваться на перевалке угля, железной руды, серы и минеральных удобрений с годовым грузооборотом 35 млн тонн. «При наличии потребностей рынка мощность данного терминала может быть увеличена более чем в два раза без остановки эксплуатации», — сообщается на сайте группы.

«Заявленная мощность в 35 миллионов тонн в год — это претензия на то, чтобы по сухим грузам войти в пятёрку крупных портов России, — считает Алексей Безбородов, генеральный директор портала о транспортной логистике Infranews. — Вопрос в том, за какое время они достигнут такого грузооборота. Думаю, это произойдёт не ранее чем через 10 лет. Сегодня более-менее стабильная ситуация только на рынке угля и железной руды».

По мнению аналитика, рынки серы и удобрений нестабильны, отличаются высокой волатильностью. Многое зависит от того, с какой клиентской базой новый терминал ОТЭКО будет работать, в какие страны и какую именно продукцию станет поставлять. Например, на рынке минеральных удобрений серьёзным конкурентом является Китай, который производит их в избытке и поставляет в Индию, являющуюся сейчас основным потребителем удобрений из России.

От порта — к индустриальному центру

Постепенно ОТЭКО, которая до апреля 2018 года была одним из главных в РФ перевозчиков нефтепродуктов по железной дороге, превращается в одного из крупнейших на Юге инвестора и стивидора. Этому способствовал и постепенный отказ основных поставщиков СУГ («Газпром», «СИБУР холдинг») от экспорта своей продукции через украинские порты Одесса и Ильичевск, бывшие ещё с советских времен основными экспортными воротами. В результате перевалка СУГ через порт Тамань выросла в 2017 году в два раза (до 500 тысяч тонн) по сравнению с 2014 годом. Всего же «Таманьнефтегаз» по итогам 2017 года перевалил 10,142 млн тонн нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов. Рост перевалки по сравнению с 2016 годом составил 6%, говорится в сообщении ОТЭКО. В 2016 году «Таманьнефтегаз» увеличил перевалку нефти, нефтепродуктов и СУГ на 12% по сравнению с 2015 годом, до 9,559 млн тонн.

Теперь группа готовится к запуску ТТНГ, строительство которого началось в 2014 году, в рамках реализации масштабной инвестпрограммы. Но этим она не ограничивается.

«Приоритетным направлением для Группы является развитие портовых и промышленных мощностей в порту Тамань», — приводятся слова гендиректора ОТЭКО Сергея Губинца на сайте компании. «В контексте стратегии развития группы продажа железнодорожных активов является логичным шагом, — комментировал тогда г-н Губинец итоги сделки. — Мы довольны тем, что наши железнодорожные активы оказались в руках профессионального и перспективного собственника».

«ОТЭКО сосредоточилась на развитии портовой инфраструктуры как более перспективном направлении бизнеса, — отмечает аналитик банка “Уралсиб” Денис Ворчик. — В то же время последние два года на сети РЖД сокращаются объёмы железнодорожных перевозок наливных грузов — нефти и нефтепродуктов. Так, в 2016 году снижение составило 6,1 процента, а в январе-апреле 2018-го перевозки упали ещё на 1,2 процента. Основные причины — усиление конкуренции с трубопроводным транспортом и повышение глубины переработки нефти на российских НПЗ».

Мнение эксперта подтверждают и данные компании «Уралсиб Кэпитал», согласно которым за минувшие три года объёмы погрузки на сети РЖД нефти и нефтепродуктов снижались (с 251,2 млн т до 235,5 млн т в 2017 году). Ожидать роста не приходится из-за расширения пропускной способности системы нефтепродуктов «Транснефти». Она, в частности, в 2018 году завершит реализацию проекта «Юг» — трубопровод до Новороссийска мощностью 6 млн тонн.

По данным «Эксперта ЮГ», сегодня «Таманьнефтегаз» совместно с РЖД продолжает развивать железнодорожную инфраструктуру, которая крайне необходима как для действующих объектов ОТЭКО, так и для тех, которые находятся в различной стадии готовности. Речь идёт не только о ТТНГ, но и о собственном индустриальном парке ОТЭКО, работа над проектом которого сейчас в самом разгаре. По замыслу инвестора, на территории парка появятся сразу восемь промпредприятий.

«К 2018 году вся инфраструктура будет готова, нам понадобится построить только сами заводы, — уточнил Сергей Губинец (цитата с сайта компании). — В планах до 2021 года: завод по производству аммиака мощностью 2,5 миллиона тонн в год. Второй завод — это карбамид, мощностью 2 миллиона тонн в год. Третий — по производству метанола (3,5 миллиона тонн в год). Следующее предприятие — завод по переработке широкой фракции лёгких углеводородов годовой мощностью порядка 1 миллион тонн в год. Затем построим завод высокооктановых компонентов для бензина из нафты на 1 миллион, и из СУГ аналогичной мощности». Дальше, по словам г-на Губинца, планируется построить ещё и завод по переработке сои мощностью 1 млн тонн.

По замыслу инвестора, после завершения строительства парка Тамань превратится в «настоящий индустриальный центр Кубани, для которого потребуются тысячи новых рабочих мест». Его продукция будет переваливаться через те же терминалы ОТЭКО. Кстати, дноуглубительные работы, которые сейчас проводятся в порту Тамани, позволят ему принимать суда дедвейтом до 220 тысяч тонн, которые пока заходят только в Новороссийск. Однако, считают в ОТЭКО, Тамань логистически более выгодна для российских и казахстанских зерновиков и экспортёров углеводородов, чем загруженный Новороссийск.

«Лет 15 назад в нашей стране началась дискуссия о том, где на Черном море должен быть новый крупный порт, поскольку возможности Новороссийского и Туапсинского портов исчерпаны, — напоминает гендиректор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. — Выбор территории осложнялся тем, что на Черноморском побережье (без учёта Крыма), очень мало бухт, пригодных для развития портовой инфраструктуры: 13 километров из 270. Пригодная для этого Тамань, как альтернатива тому же Новороссийску, на официальном уровне не рассматривалась. Пока в стране шли разговоры, инвесторы сами взялись за развитие Тамани. Вариант, когда не государство, а бизнес решает, где и как развиваться, оказался правильным».

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!