Информационное агентство / Аналитический центр

Пять идей, определивших атмосферу РИФ-2019

15.02.2019 | 17:02
|
676
текст Владимир Козлов
изображение На пленарном заседании форума в Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев призвал регионы не подходить к реализации нацпроектов формально // Фото: администрация Краснодарского края



Российский инвестиционный форум в Сочи завершает работу. Его главными идеями стали подключение регионов к нацпроектам, новый подход к пониманию проектов, «поумнение» городов, нацеленность на выращивание компаний и… отход бизнеса на задний план

Национальные проекты – матрица для развития

Российский инвестиционный форум в Сочи этого года был посвящен прежде всего теме подключения регионов к национальным проектам. Это разговор о размере субсидий регионам и размере их обязательств. Напомним, что на реализацию 12 национальных проектов запланировано 26 трлн рублей до 2024 года. Эти проекты плюс стратегия пространственного развития РФ, которая была утверждена как раз накануне форума, по сути, главный стратегический документ страны, матрица, в которую регионы пытаются вписаться со своими собственными приоритетами. Талант регионального управленца сегодня проявляется в способности зашить в национальные проекты приоритетные проекты самих регионов. Правда, речь идет только о тех, кто сумел с приоритетами определиться.

Между тем, по данным Минфина, для старта национальных проектов в регионах сформирована хорошая база. В 2018 году доходы регионов выросли на 15%, при этом профицит составил более 500 млрд рублей такого профицита в регионах не было с 2007 года.

Согласование с регионами идет через министерства, курирующие национальные проекты. При этом регионы согласовывают с федеральным центром конкретные значения 15 показателей эффективности, которые были в декабре прошлого года утверждены президентом РФ. Показатели утверждаются на период до 2024 года. Драматизм ситуации в том, что не все регионы понимают, под что подписываются. В этой ситуации регионы, которые вложились в новые стратегии, получают резкое преимущество перед остальными.

Платформа вместо проекта

Этот форум будет сложнее всего оценивать в суммах, на которые участники подписали соглашений. Слово «проект» на этом инвестиционном форуме получило нетрадиционное наполнение. Раньше оно значило, прежде всего, инициативу конкретного инвестора, предполагающую определенный объем вложений и чем он больше, тем лучше. Между тем, на стендах участников форума мы в большинстве случаев видим приоритетные проекты регионов и муниципалитетов, которые те прорабатывают в рамках своих стратегий. Например, проект «Умный город» на Кубани объединяет Краснодар, Сочи и Новороссийск. Этот проект, по сути, предлагает платформу для сотрудничества со всеми сторонами от федерального центра до бизнеса, который может поставлять для него технологии, реализовывать проекты в рамках ГЧП, а также самих граждан, вовлеченность которых один из индикаторов успеха проекта. Экспозиция Краснодарского края в этом году была полностью отдана таким проектам-платформам. Впрочем, старые добрые инвестпроекты с инвесторами и объемами инвестиций вместо абстрактных направлений для сотрудничества на этом фоне выглядят как прагматичный консерватизм этот стиль отличает Ростовскую область.

Тотальное «поумнение»

Одна из шуток, рожденных в кулуарах форума: еще несколько лет назад мы все старались быть «инновационными» пока не поняли, что достаточно быть просто «умными». Пятнадцать субъектов федерации на своих стендах не просто обозначили тему умного города как одну из приоритетных, но и уже показывают, что они сделали в рамках этих проектов. Технологии умной городской среды на первом плане ключевых корпоративных участников выставки. Проект «Умный город» курирует Минстрой, пилотными участниками проекта на Юге стали Краснодар и Сочи. Сейчас в обсуждение темы в самом разгаре во многом потому, что министерство только разрабатывает стандарт, прописывающий четкие критерии отнесения городов в разряд «умных». Разрабатывается также методика индекса, оценивающего качество городской среды. О нем пока известно только то, что, согласно нацпроекту «Жилье и городская среда», индекс должен вырасти за шесть лет на 30%.

Во многих субъектах РФ уже довольно много наработано внедряются информационные системы, системы «Безопасный город». Но очень часто муниципалитеты одного региона покупают разные программные продукты для решения одной и той же задачи. Ключевая проблема цифровизации отсутствие единой архитектуры между федеральным центром, субъектами федерации и муниципалитетом. Есть также аспекты темы, за которые города еще не брались. Например, один из целевых показателей проекта к 2024 году 30% людей от 14 лет должны с помощью городских сервисов принимать участие в принятии управленческих решений.

Эксперты говорят, что у темы большой потенциал государственно-частного партнерства. Но пока в ней на первом месте спрос, который города и региона внезапно проявили на технологии. А появление спроса уже само по себе вызывает оптимизм.

Выращивание компаний как тренд

Разного рода обучающие-консалтинговые-акселерационные программы, задача которых выращивать лидеров в той или иной теме, становятся базовым инструментом, который берут на вооружение институты развития и регионы. Свои акселераторы имеются у экспортеров, ИТ-компаний, технологических инноваторов, старт-аперов но тема только начинает опускаться на региональный уровень. Регионы подключаются к программе «Национальные чемпионы», сейчас Минэк разрабатывает параметры регионального этапа проекта, который помогал бы выращивать новых лидеров. Та же история по теме повышения производительности труда регионы запускают программы, участниками которых становятся конкретные предприятия, а главное, что они получают бесплатный основательный аудит и консалтинг.

Наконец, уже в 2019 году нас ожидает программа популяризации образа предпринимательства. Пока никто не знает, какими именно методами она может вестись, но в качестве лучших практик фигурируют курсы по предпринимательству уже на уровне средней школы, переобучение учителей и преподавателей, базовые кафедры по предпринимательству в вузах. Невольно тем самым на первый план выходит сама тема развития малого и среднего бизнеса. Вообще, есть ощущение, что именно с ним ассоциируется сейчас надежда на будущий экономический рост.

Служебная роль бизнеса

Сессия, посвященная «Национальным чемпионам» самым динамичным инновационным компаниям страны, началась с поставленного модератором вопроса о том, что эти предприятия могут сделать для развития своих регионов. Конструкция вполне соответствует духу времени. Бизнес сейчас не сам по себе ценность, его ценность определяется ролью, которую он играет в развитии государства и страны поэтому и обсуждать предлагается сразу эту, служебную по своей сути, роль. На сессии о том, как развивать предпринимательство в регионах, один губернатор сказал о том, что бизнес по уровню стратегического мышления сильно сейчас отстает от государства слишком много думает о том, как он заработает. Поэтому бизнес нужно хорошенько подучить или вырастить новый. Как будто новый не будет впадать в спячку при неблагоприятной макроэкономической конъюнктуре. Хотя в тезисе о том, что стратегическому планированию стоит учить, много справедливого, справедливо и то, что стратегии успешных компаний часто гораздо более долгосрочны, чем государственные. Более того, на уровне регионов часто главный пункт критики органов власти со стороны бизнеса это как раз отсутствие живой действующей стратегии. И тем не менее, повестка форума показывает, что не бизнес сейчас локомотив процессов он тоже вписывается в матрицу, расчерченную национальными проектами.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!