Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

Партнёрство как инструмент роста агробизнеса

10.07.2017 | 17:07
|
434

В условиях перехода от плановой аграрной экономики к рыночной именно такие компании, как «Сингента», создавали сервисы и каналы продаж для аграриев, закладывая основы современного российского растениеводства, убеждён Сергей Грошев, директор компании по развитию устойчивого земледелия, кандидат сельскохозяйственных наук. Созданная система стратегического партнёрства с крупнейшими предприятиями и отраслевой наукой — надёжный фундамент для дальнейшего развития

Академик Сергей Петрович Капица в одной из своих последних работ отмечал, что развитие человечества заключается в знании, это и есть главный ресурс человечества. Поэтому говорить, что наш ресурс ограничен истощением природных ресурсов — это очень грубая постановка вопроса. На самом деле предсказываемые катастрофы скорее в умах людей, чем в действительности. Пищи на Земле хватит всем, даже если в ближайшие десятилетия население составит 10 млрд человек. Вопрос несколько в другом — с какой скоростью передаются технологические знания, и как планируется этот процесс. Так, если взять предшествующий период, в сумме проживших на планете 10 млрд населения, то это происходило за тысячелетия, и по большому счёту технология и передача знаний по производству сельхозпродуктов в этот период изменялись незначительно. В последние же десятилетия, когда идёт бурный демографический рост, технологии и результаты производства менялись кардинально практически за жизнь одного поколения.

Партнёрство как инструмент роста агробизнеса

Закладка современного растениеводства

В связи с этим мне представилась уникальная возможность стать свидетелем и участником становления современного аграрного производства, позволившего резко увеличить количество и повысить качество производимой продукции. Придя в сельское хозяйство в конце семидесятых, я вскоре попал в водоворот изменений, которые можно назвать становлением интенсивных и индустриальных технологий. В итоге за десять последних лет советского периода страна вышла на совершенно новые рубежи производства основных культур и, главное, абсолютно новой парадигмы. То есть из всеобщего вовлечения населения страны в битву за урожай (зерновых, риса, картофеля, овощей либо плодов) аграрное производство превратилось в самостоятельную, с гораздо меньшим использованием ручного труда отрасль и впоследствии — в бизнес. Результаты урожайности зерновых, например, в Краснодарском крае выросли с 31,7 центнера с гектара в 1980 году до 56,7 центнера с гектара в 1991 году, соответствующий рост был и во многих регионах страны. Эти результаты свидетельствуют об абсолютно правильно выстроенной корреляции между возросшей потребностью в продуктах и чёткой постановкой передачи лучших мировых знаний и технологий в широкие массы аграрного производства. В девяностые годы эта тенденция продолжилась практически во всем мире, но в России наступил технологический застой, наука пришла в упадок, появилось огромное количество кудесников, пропагандировавших квазинаучные приёмы. Были реальные попытки вообще убить основу крупного производства в пользу мелких фермеров. В итоге тот же Краснодарский край вновь опустился практически до исходного уровня урожайности зерновых (в 1995 году — 37 центнеров с гектара), получаемого при нещадном использовании естественного плодородия. Только благодаря усилиям таких региональных лидеров, как Н. И. Кондратенко в Краснодарском крае, Е. С. Савченко в Белгородской области, министра сельского хозяйства А. В. Гордеева и других, преданных земле патриотов, к началу двухтысячных пошло медленное восстановление интенсивного сельскохозяйственного производства.

При этом нельзя недооценивать роль иностранных компаний, которые в этих сложнейших условиях не просто поставляли современные средства защиты растений (СЗР), семена подсолнечника, кукурузы, сахарной свёклы, овощных и т. д., — они фактически создали систему дистрибуции, которая и сейчас является основной самостоятельной системой обеспечения аграрного производства. Например, компания «Сингента» в тот период первой взяла на себя товарное кредитование и сознательный колоссальный финансовый риск невозврата. На фоне ослабления государственной поддержки не только научно-исследовательских институтов, но и системы прогнозирования и консультаций компании создавали сервис для аграрного сегмента, постепенно приобщая к нему и канал продаж — дистрибьюторов. В итоге к 2006-2007 годам создалась система, которая и стала основой современного российского растениеводства, позволившей стране впервые за столетие вновь выйти на производство зерна и маслосемян, превышающее внутренние потребности, а также возродить экспорт.

Концентрация инвестиций

Если говорить о последнем десятилетии агробизнеса, то на глобальном уровне открытие новых химических соединений и высокопродуктивных гибридов сельскохозяйственных культур замедлилось из-за всевозрастающей стоимости научных исследований. Это вынуждает мировые компании искать варианты объединения сил для научного поиска, в том числе через слияния и поглощения. Первой компанией, ставшей на путь концентрации инвестиций только в аграрный бизнес, стала компания «Сингента», к 2000 году объединившая бизнес лучших химических и селекционных концернов Великобритании, Швейцарии, Австрии, других стран. Вновь сверхактуальной стала парадигма накопления и передачи современных технологических знаний аграрному производству. Компания в кратчайший срок создала коллектив, способный решать технологические вопросы в комплексе, развив данное направление в систему. Вектор подобной концентрации сейчас виден в действиях других глобальных игроков рынка. Видя результаты лидера — «Сингенты» — они также пошли по пути концентрации усилий к полному технологическому циклу современного растениеводства. В итоге в ведущих аграрных странах резко увеличилось производство основных видов сельскохозяйственных продуктов, дошедшее до стабильного переходящего запаса. В этот же период изменились основные макроэкономические тренды развития, которые тесно связаны со стоимостью углеводородных энергоносителей. Это не могло не повлиять на резкое замедление начавшейся эпохи производства альтернативного топлива и, как следствие, нарастание переходящих мировых запасов зерна, масла и других продуктов аграрного производства. В этих условиях Россия и её ближайшие соседи Украина и Казахстан получили шанс для развития более дешёвого производства, основанного на резкой девальвации национальных валют. Как следствие, были успешно освоены новые рынки экспорта зерна и растительных масел, что стало основой для самофинансирования аграрной отрасли. В настоящее время результаты производства и экспорта зерна в России общеизвестны, как и то, что определён план развития производства к 2030 году до 150 млн тонн зерновых, а экспорта — до 50 млн. Тем не менее, фактор девальвации себя исчерпал, и очевидная задача на сегодня — освоение новых приёмов для достижения поставленных задач.

Глобальный опыт на службе роста

Сейчас будет своевременным вновь обратиться к уже проверенному временем принципу привлечения глобального опыта и знаний и скоростной их передачи непосредственно в производство. В этом ключе более конструктивным являются дальнейшая интеграция знаний и опыта мировых лидеров аграрного производства, таких как «Сингента», которые заинтересованы в выстраивании устойчивых партнёрских отношений. Компания давно зарекомендовала себя не только как производитель СЗР и семян швейцарского качества, но и как поставщик консультационных и сервисных услуг для партнёров по рынку.

Примеры партнёрства «Сингенты» в аграрном бизнесе буквально с тысячами российских сельскохозяйственных предприятий могут занять несколько страниц. Именно комплексный подход за десятилетие позволил сформировать деловые отношения с такими лидерами, как «Мираторг», «Агрокомплекс им. Н.И.Ткачёва», «Продимекс», ГК «Степь», «Агро-терра», «Казьминский», «Прогресс», «Ставрополь Агросоюз» и многими другими партнёрами. Компания «Сингента» плотно взаимодействует с высокопрофессиональными специалистами ФГБУ «Россельхозцентр» на местах, совместно внедряя самые передовые прикладные технологические знания и решения.

Есть примеры отличного взаимодействия с отечественными научно-исследовательскими институтами, учёные которых не только выстояли в тяжёлые годы, но и разработали современные сорта отечественных зерновых, масличных и других культур. Так, ведётся разработка принципов устойчивости к заразихе подсолнечника с ВНИИМК, проводятся совместные круглые столы науки и производства по поиску комплексных решений в борьбе с фузариозами, корневыми гнилями и другими важными отраслевыми проблемами, объединяющие учёных КНИИСХ, ВИЗР, ВНИИБЗР, ВНИИФ, КубГАУ и др. Компания «Сингента» в партнёрстве с российской наукой и в рамках своих глобальных обязательств Плана успешного роста (www.goodgrowthplan.com) ведёт исследование проблемы деградации почвы и разработку интенсивных севооборотов и технологий на основе принципов влаго‑ и почвосбережения в основных зонах страны с недостаточным увлажнением.

Социальная ответственность «Сингенты» проявляется и в системной работе с аграрными вузами страны. Передача накопленных знаний, о которых говорил С.П. Капица, в данном случае идёт управленцам и технологам будущего аграрного производства.

Эти обязательства вносят свой вклад в Цели устойчивого развития ООН и задачи ФАО.

Реальные действия «Сингенты» в партнёрстве со всеми участниками отрасли растениеводства — это уверенная поступь лидера, идущая через десятилетия. Эта системная работа будет продолжаться и дальше, объединяя усилия всех участников аграрной отрасли на совместный поиск лучших вариантов передачи инноваций для устойчивого развития российского сельского хозяйства.

Партнёрство как инструмент роста агробизнеса

Реклама.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!