Информационное агентство / Аналитический центр

Отечественные катализаторы против зарубежных разработок

28.11.2018 | 10:11
|
200
текст Олеся Меркулова

Целый ряд нефтезаводов в России функционируют с помощью зарубежных технологий. Внедрением разработок отечественных химиков в эту отрасль занимается предприятие «Нефтехим», чей опыт необходимо применять, чтобы уйти от иностранной зависимости

Краснодарское ООО «Научно-производственное предприятие “Нефтехим”» — успешный пример перехода советского научного производства на рыночные рельсы. Бывший филиал ленинградского НИИ, работавший на Краснодарский нефтеперерабатывающий завод, в 90-е годы прекратил своё существование. Однако коллективу «Нефтехима» удалось сохранить производственные мощности и выйти на открытый рынок. Сегодня у «Нефтехима» два основных направления деятельности. Первое заключается в разработке технологий изомеризации бензиновых фракций. Это ключевой химический процесс в нефтепереработке, благодаря которому нефть меняет свою структуру и превращается в бензин. На основе этой технологии создаются промышленные установки на нефтеперерабатывающем заводе. «Нефтехим» разрабатывает саму формулу процесса и базовый проект промышленной установки. Установки «Нефтехима» стоят на Саратовском НПЗ (принадлежит «Роснефти»), на НПЗ «Когалымнефтегаз» (завод «ЛУКойла»), на Омском НПЗ («Газпромнефть») и на многих других российских заводах.

Второе направление — это собственное производство катализаторов — химических веществ, которые используются для создания «экологичного» бензина «Евро-5» и «Евро-6». Благодаря этой продукции мы обратили внимание на «Нефтехим» в процессе исследования российского экспорта, которое аналитический центр «Эксперт ЮГ» проводил в 2017 году. Эта компания была среди лидеров высокотехнологичного экспорта Краснодарского края, присутствуя на внешних рынках с катализаторами для производства бензинов.

Генеральный директор «Нефтехима» Александр Шакун рассказал «Эксперту ЮГ», что тормозит развитие инноваций в нефтехимической отрасли и как выигрывать конкуренцию у зарубежных компаний.

— Над какими задачами в сфере, связанной с инновационным развитием, ваша организация работает сейчас? Какие главные результаты получены за последние годы?

— Наша организация всегда занималась исследованиями и разработками для нефтеперерабатывающей промышленности. Но с 1995 года, когда она была преобразована в акционерное общество, изменились и конкретизировались задачи. Нужно было выбрать направление и сосредоточить на нём все усилия для достижения практического успеха — внедрения своих разработок на нефтеперерабатывающих заводах страны в условиях очень жёсткой конкуренции со стороны зарубежных инжиниринговых компаний. Мы выбрали в качестве основного направления технологии и катализаторы, которые необходимы для производства высококачественных автомобильных бензинов. Сегодня можно утверждать, что нам удалось решить эту задачу. Большая часть нефтеперерабатывающих заводов России использует наши разработки для производства автобензинов по стандартам «Евро-5». Прежде всего это технология изомеризации легких бензиновых фракций «Изомалк-2» и катализаторы для этого процесса. На многих НПЗ страны подтверждено преимущество российской технологии над зарубежными. Группа авторов, которая занималась разработкой и промышленным внедрением технологии, удостоена премии правительства РФ в области науки и техники.

— Динамика какого показателя вашей деятельности является критерием успешности в этой сфере? Что с ним происходит в последние годы?

— Главным показателем успешности любой научной инжиниринговой компании является конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. В нашем случае это означает победы в международных тендерах, которые проводят российские и зарубежные компании с целью выбора лучшего поставщика.

Если говорить о технологии и катализаторах изомеризации, то динамика положительная. Большинство российских заводов перешло на нашу технологию. Уже есть серьёзные победы в Китае, Индии. Сейчас мы участвуем во многих международных тендерах, и динамика в целом положительная и здесь.

— Какие задачи вы ставите перед предприятием на ближайшую перспективу? Что вы планируете делать для решения этих задач?

— Прежде всего, нельзя останавливаться на достигнутом. Остановиться сегодня — означает проиграть завтра. Поэтому необходимы постоянные исследования с целью повышения эффективности уже разработанных технологий и создания новых технологий и расширения своего портфеля услуг на международном рынке. Это означает, что средства от продажи своих разработок необходимо вкладывать не только в заработную плату сотрудников, но и в новое исследовательское оборудование, лабораторные и пилотные испытания, исследования по созданию новых инновационных продуктов. Если говорить конкретно, мы поставили перед собой задачу расширить перечень своих конкурентоспособных разработок. Кроме уже заслужившей признания технологии изомеризации лёгких бензиновых фракций «Изомалк-2», мы завершаем создание новейшей технологии «Изомалк-4», которая позволит повысить экологичность автомобильных бензинов. Другая разработка — катализаторы и технология платформинга с непрерывной регенерацией. Пока и за рубежом, и в России доминируют технологии двух мировых фирм UOP и Axens. Наша задача — создать продукты, которые могут обеспечить импортозамещение в этом секторе нефтепереработки. Актуальность этих двух разработок подтверждена статусом национального проекта, утверждённого Минэнерго РФ.

— Какие ресурсы вам более всего необходимы на данном этапе? Какого рода ресурсы нужны вашей компании для того, чтобы кардинально увеличить масштабы инновационной деятельности?

— Полагаю, главными ресурсами в инновационной деятельности являются высококвалифицированные и инициативные специалисты и правильная, продуманная поддержка государственных органов. И с тем, и с другим сейчас в России существуют определённые проблемы. В средних и высших учебных заведениях РФ пока не налажена система подготовки кадров, которые при поступлении на работу могли бы в короткие сроки влиться в активную часть предприятия. Мы это давно уже учитываем и, фактически, готовим для себя специалистов дополнительно. Но это очень затратно и не всегда бывает успешным. Надеемся, со временем в стране провал в подготовке кадров будет ликвидирован. Что касается господдержки, то, конечно, она необходима, и не обязательно финансовая. Для российских разработчиков, при условии равноценных технических показателей, должны быть преимущества перед зарубежными поставщиками. Сейчас их нет. И это сдерживает необходимое импортозамещение. Не менее важна поддержка на местах промышленного производства инновационной продукции. Наша попытка организовать производство катализаторов в Краснодаре или Краснодарском крае так и не увенчалась успехом ввиду отсутствия поддержки в подключении к энергоресурсам. Пришлось организовывать производство в Нижнем Новгороде, с соответствующими издержками.

— Какие главные препятствия для развития инноваций вы сейчас видите?

— Ответ лежит в решении проблем, изложенных в предыдущем вопросе. Необходимо создавать неформальные, конкретные программы, оказывать государственную поддержку и контролировать их выполнение. Препятствием является отсутствие у государственных органов компетенций и механизмов решения этих задач, а у бизнеса проработанных идей мирового уровня.

— Как вы оцениваете перспективы отрасли в целом? На каких направлениях и при каких условиях были бы возможны прорывы?

— В российской нефтепереработке есть целый ряд промышленных установок, которые не могут эксплуатироваться без зарубежных технологий и катализаторов. Нетрудно предположить, что будет при возможных запретах на поставку этих катализаторов. Взять хотя бы производство современного дизельного топлива. Дизельное топливо выпускается по стандартам «Евро-5», обеспечивается потребность России, большая часть поставляется в Европу. Надеюсь, что российские научные организации, которые отвечают за эту подотрасль, наконец-то решат проблему. Ещё более серьёзное положение сложилось на комплексах глубокой переработки нефти. Этот важнейший показатель эффективности НПЗ полностью обеспечивается зарубежными технологиями.

— Есть ли у основных южных регионов потенциал, чтобы найти нишу в «умной экономике»? Насколько этот потенциал сейчас используется?

— Естественный ответ на этот вопрос — в поисках ниши необходимо использовать особенности региона. Известно, что не только нефть и газ, но и большая часть продуктов российской нефтепереработки поставляется в Европу и другие страны. А это прежде всего водный транспорт. Близость морских портов сокращает затраты на транспортировку, стимулирует развитие нефтепереработки в Краснодарском крае и Ростовской области. В настоящее время формируются и выполняются программы развития Туапсинского НПЗ, Ильского НПЗ, Афипского НПЗ, Новошахтинского НПЗ. Чрезвычайно важно не допустить зависимости этих заводов от зарубежных технологий. Наша организация готова со своими апробированными в промышленности и новыми технологиями подключиться к проектированию установок по производству высококачественных автобензинов и ароматических углеводородов.

— Что сегодня в наибольшей степени мотивирует организации и регионы думать об инновационном развитии, вкладываться в них?

— Большое значение имеют позиция и конкретные действия центральных и местных государственных органов. Следует не ждать, когда условия будут созданы, а настойчиво работать, не ожидая лёгкого пути. А локомотивом инновационного развития может стать каждый, способный это понять и много, настойчиво и плодотворно работать.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!