Информационное агентство / Аналитический центр

Общественный автомобиль идёт на смену личному

13.02.2019 | 13:02
|
383
текст Марина Клочкова, Олеся Меркулова

Сервис каршеринга развивается на Юге пока неравномерно: бурно растёт в Сочи, медленно — в Краснодаре и Ростове-на-Дону. Популярности сервиса способствуют столичные туристы и растущая стоимость владения личной машиной

Каршеринг — сервис по краткосрочной аренде автомобилей, завоёвывающий популярность в крупных городах России. Этот вид бизнеса возник как ответ на возрастающую стоимость владения автомобилем в городе, включая высокие цены на парковку. В России подобные сервисы развиваются с 2015 года, в основном в Москве и Петербурге. На Юге сервисы каршеринга представлены в Сочи, Краснодаре и Ростове-на-Дону. При этом южные миллионники проигрывают курортному городу по развитию сети этой услуги. Причина — в относительной дешевизне такси и традиционной аренды автомобилей. В Сочи же много туристов из столичных городов, которые привыкли к подобным услугам.

Сочи: в авангарде нового сервиса

По подсчётам «Эксперт ЮГ», в Сочи работают пять сервисов каршеринга — больше, чем где-либо на Юге. Самая крупная компания, представленная на рынке — UrentCar, у которой более 300 машин. Стоимость аренды машины эконом-класса обойдётся в 7 рублей в минуту. Средний класс (машины Volkswagen Polo) — 8,4 рубля в минуту. У столичного сервиса Car5 цены в Сочи начинаются от 4,16 рубля в минуту за Datsun mi-DO и заканчиваются 15 рублями в минуту за Genesis G80 4WD. На запрос о количестве машин в сервисе не ответили. BelkaCar работает только в Москве и Сочи. При этом в Сочи сервис сразу пошёл в премиальный сегмент с автомобилями Mercedes-Benz GLA (75 машин), стоимость аренды которых составляет 14 рублей в минуту. У сервиса You Drive, автопарк которого состоит из более чем сотни машин Smart fortwo и Nissan, аренда варьируется в диапазоне 8-12 рублей в минуту. Крупнейший федеральный игрок на рынке каршеринга «Делимобиль» базируется не в Сочи, а в Краснодаре (50 автомобилей), но машины «Делимобиля» можно арендовать для поездок на Черноморское побережье: среди городов, охваченных услугой, Анапа, Сочи, Новороссийск, Геленджик, Туапсе.

Тарифы у этого сервиса общефедеральные, но цена зависит не от класса, а от времени использования машины. Например, утром самая низкая стоимость аренды — 3 рубля в минуту. Самая высокая стоимость — ночью (10 рублей в минуту). Цена по времени использования связана с пробками и плотностью движения. Все игроки на рынке Сочи, кроме UrentCar, федеральные. UrentCar — компания, которая развивала сервис долгосрочной аренды. Каршеринг для неё — способ расширения бизнеса. По словам генерального директора UrentCar Андрея Колесникова, малому бизнесу очень тяжело заходить на этот рынок: каршеринг зарабатывает на объёмах. Кроме того, малый бизнес вынужден брать автомобили в лизинг, что делает аренду нерентабельной. Поэтому основные игроки на рынке каршеринга — крупные федеральные компании. Его развитие зависит от их планов.

Даже без учёта данных Car5, в Сочи работает более 500 автомобилей при численности населения в городе 507,3 тысячи человек. Пока это самый большой парк каршеринга на Юге. В городах-миллионниках же — не более 100 автомобилей каршеринга. Это связано со спецификой Сочи как курортного города, куда приезжает много туристов, в том числе из столиц.

Ростов-на-Дону и Краснодар пока отстают

Сервис краткосрочной аренды машин в Ростове-на-Дону существует меньше года. Пока он предоставлен только двумя компаниями. Первым оператором каршеринга стал ростовский BestCar, брендированные автомобили которого появились на улицах города в июне 2018 года. Руководители компании пришли в этот бизнес так же, как и UrentCar, — из смежного сегмента, классического проката автомобилей, которым они занимаются с 2010 года. Новой проект создан на базе местной компании «Авторейнджер-Дон». Сейчас в автопарке BestCar 38 каршеринговых машин. К концу февраля их будет 60. Об этом «Эксперту ЮГ» рассказал генеральный директор компании BestCar Александр Ганков. Оператор предоставляет для краткосрочной аренды несколько марок автомобилей. В настоящее время тариф формируется в соответствии с классом машины. Так, поездка на Chevrolet Spark стоит 6 рублей в минуту, на Smart, Mercedes-Benz, Datsun — 7 рублей, на VW Polo — 8 рублей в минуту. Режим ожидания — 1,5 рубля в минуту. С конца февраля в тариф начнут закладываться индивидуальные характеристики водителя, к которым будет применяться дополнительный коэффициент из разряда «чем чаще ездишь, тем меньше платишь». Также у сервиса действует суточный тариф: 24 часа аренды стоят от 1 400 рублей. Летом 2018 года на ростовский рынок каршеринга вышел федеральный игрок — компания «Делимобиль», в автопарке которой находилось 50 автомобилей, преимущественно Hyundai Solaris.

В Краснодаре работает три сервиса каршеринга. Это «Делимобиль» с автопарком в 50 машин, который одновременно выходил в Ростов и Краснодар. Компания заходит в регионы с одинаковыми характеристиками по цене, количеству автомобилей и брендам. В Краснодаре также работает сервис Car5 на тех же условиях, что и в Сочи. Есть ещё сервис «Шеримобиль» с ценой от 6 рублей в минуту и машинами эконом-класса.

Все сервисы предлагают примерно одинаковый пакет дополнительных услуг: время ожидания 2-4 рубля в минуту, включённые в стоимость страховку и бензин, посуточную аренду по сниженной ценовой сетке (от 100 рублей в сутки), бонусы при постоянном использовании и т. д.

Каршеринг вырастет на ограничениях

«Когда мы только выходили в Сочи, мы ориентировались в основном на наших пользователей из Москвы и Петербурга, которые приезжают сюда на отдых. Тогда в “зелёную зону” YouDrive входили только самые популярные туристические места — аэропорт, Роза Хутор и так далее. Теперь мы видим интерес к каршерингу и среди самих жителей Сочи, поэтому планируем и дальше развивать сервис в городе», — рассказывает Алексей Нурдинов, операционный директор YouDrive. С ним соглашается сооснователь каршеринга BelkaCar Екатерина Макарова: «Мы анализируем каждый регион отдельно и потом принимаем решение об открытии. Сочи — это скорее исключение, где подавляющее количество пользователей — это москвичи. Плюс это курортный город и соответственно эластичность по цене низкая».

По словам Андрея Колесникова, каршеринг в Сочи гораздо дешевле такси, которое в курортном городе работает по тарифам выше среднероссийских. Это тоже влияет на развитие сервиса в городе. Что касается Ростова-на-Дону и Краснодара, то у этих городов нет условий для активного развития каршеринга. Такси и личный транспорт обходятся дешевле. «Ни в Краснодаре, ни в Ростове-на-Дону пока полноценно не работает система платных парковок, которая делает езду на собственном автомобиле дороже, чем аренду в городе, — считает Андрей Колесников. — В Москве, к примеру, развитие каршеринга стимулируется властями: годовая стоимость платной парковки для личного транспорта в городе составляет 300 тысяч рублей, а для сервисов кашеринга — 25 тысяч рублей. Краснодару и Ростову нужно развивать систему платных парковок и льгот для каршеринга. Но пока власти и операторы муниципальных парковок не идут навстречу».

О том, что рынок нужно развивать, говорит и Александр Ганков. «Пока ни мы, ни наш конкурент не получаем той отдачи, которой хотелось бы. Этот рынок надо развивать, — отмечает он. — Мы попытались сохранить классическую модель работы каршеринга — когда автомобиль находится в максимальной близости к клиенту, а не где-то на парковке торгового центра или платной стоянке. В идеале каршеринговое авто должно быть расположено в радиусе 500-1000 метров от заказчика. Поначалу ростовчане неоднозначно восприняли новую услугу. Кто-то считал минуты, проведённые в пути, кто-то, наоборот, пробег, пытаясь понять выгоду. Но уже сейчас могу точно сказать — сервис востребован горожанами. Спрос на каршеринг растёт. Чтобы его удовлетворить, необходимо расширить совокупный автопарк до тысячи единиц».

Руководитель Ассоциации региональных пассажирских перевозчиков Сергей Карпенко пока не видит в каршеринге серьёзного конкурента для такси. По его словам, краткосрочная аренда транспортного средства освобождает водителя от необходимого обслуживания, страхования, налогов. При такой простоте и комфорте данный сервис может иметь спрос. Однако не стоит забывать, что главная проблема всех ростовских автомобилистов — это не слишком широкие улицы города, частые пробки в час пик и ненастную погоду. Быстро проехать не всегда получится. А в каршеринге время — деньги. Кроме того, если сравнить стоимость проезда на такси, которую устанавливают агрегаторы, то в данном случае предпочтение будет отдано такси, уверен г-н Карпенко.

Насколько успешно будет развиваться каршеринг в Ростове и Краснодаре, пока неясно, так как арендованные автомобили — объект постоянных незаконных манипуляций со стороны клиента, считает Сергей Карпенко. «Клиенты постоянно изымают детали, сливают “незамерзайку”, аккумуляторы, вытаскивают резиновые коврики и другие предметы из автомобиля, — рассуждает он. — Аккуратные и ответственные водители встречаются не всегда, поэтому состояние некоторых автомобилей оставляет желать лучшего. Если говорить о безопасности нового сервиса, то здесь немало подводных камней. Нельзя быть на 100 процентов уверенным, кто из водителей управляет транспортом: тот, кто был зарегистрирован в приложении, или его товарищ, есть ли у него права, в каком состоянии находится водитель. Учитывая тот факт, что это не личный транспорт, водители особенно не утруждают себя соблюдением ПДД, о чём свидетельствует немало случаев ДТП с участием водителей на каршеринговых машинах».

Но в сервисе YouDrive говорят о том, что каршеринг — не замена такси, а, скорее, замена личному автомобилю. «Мы не считаем такси прямым конкурентом каршеринга. Этими сервисами пользуются в совершенно разных ситуациях. Более того, каршеринг подразумевает переход от личного владения транспортом к модели совместного потребления, поэтому основным конкурентом каршеринга скорее можно назвать личный автомобиль. Пользователи каршеринга могут не беспокоиться об обслуживании, заправке и страховке автомобиля — всё это берёт на себя сервис», — считает Алексей Нурдинов.

По словам Андрея Колесникова, каршеринг — это не просто новый вид услуги, он помогает решать проблему с пробками. «В день у нас больше тысячи клиентов в Сочи, а летом — свыше трёх тысяч клиентов, то есть около трёх тысяч личных машин на улицах города не появились».

«Один каршеринговый автомобиль заменяет восемь личных транспортных средств. Поэтому каршеринг может не только решить проблему загруженности дорог, но и увеличить количество свободных парковочных мест в городе», — добавляет Алексей Нурдинов. YouDrive собирается наращивать количество машин. «Безусловно, мы собираемся увеличить свой парк, потому что мы видим постоянный рост спроса на наши услуги», — резюмирует г-н Нурдинов.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!