Информационное агентство / Аналитический центр

ГК ОТЭКО Мишеля Литвака уже этим летом может запустить в порту Тамань сухой терминал

07.05.2018 | 10:05
|
1799
текст Андрей Бакеев
изображение Мишель Литвак; фото пресс-службы администрации Краснодарского края

Во второй половине 2018 года ГК ОТЭКО откроет в порту Тамань терминал по перевалке угля, серы и удобрений. Годовой грузооборот сухого порта в 35 млн тонн выведет его в топ-5 сухих портов России

Из общего объёма инвестиций в $8 млрд, которые основной владелец и президент ОТЭКО Мишель Литвак 14 лет назад обещал направить в создание на Таманском полуострове транспортной и портовой инфрастуруктуры, сейчас освоена почти половина. Об этом «Эксперту Юг» сообщил источник, близкий к данной отрасли. В частности, 3,5 млрд долларов пошли на строительство железнодорожной ветки, запуск дочерним ЗАО «Таманьнефтегаз» первого в России терминала по перевалке 20 млн тонн нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа (СУГ) в год, другие необходимые работы, в том числе и по строительству нового сухого терминала. «Только в этом году объём инвестиций в него составит около 500 млн долларов», – уточнил источник.

По данным «Эсперта Юг», строительство Таманского терминала навалочных грузов практически завершено: идут монтаж оборудования, пуско-наладочные работы. ТТНГ будет специализироваться на перевалке угля, железной руды, серы и минеральных удобрений с годовым грузооборотом 35 млн тонн. «При наличии потребностей рынка мощность денного терминала может быть увеличена более чем в два раза без остановки эксплуатации», — сообщается на сайте ГК ОТЭКО.

«Заявленная мощность в 35 млн тонн в год — это претензия на то, чтобы по сухим грузам войти в пятерку крупных портов России, — считает Алексей Безбородов, генеральный директор портала о транспортной логистике Infranews. — Вопрос в том, за какое время они достигнут такого грузооборота. Думаю, это произойдет не ранее, чем через 10 лет. Сегодня более-менее стабильная ситуация только на рынке угля и железной руды. Рынки серы и удобрений нестабильны, отличаются высокой волатильностью. Многое зависит от того, с какой клиентской базой новый терминал ОТЭКО будет работать, в какие страны и какую именно продукцию будет поставлять. Например, на рынке минеральных удобрений серьёзным конкурентом является Китай, который производит их в избытке и может поставлять в Индию, являющуюся сейчас основным потребителем удобрений из России». Сейчас крупнейшими портами для перевалки сухих грузов являются Усть-Луга (Ленинградская область), Новороссийск, Санкт-Петербург, Восточный (Приморский край), Мурманск.

Эксперт уверен, что новый терминал не создаст конкуренции другим портам и не перетянет потоки от них в Тамань, поскольку, например, у Новороссийского порта основную динамику по сухим грузам составляют не уголь и сера, а зерно.

Расставили приоритеты

Постепенно АО «Объединённая транспортно-экспедиторская компания» (ОТЭКО), один из главных в РФ перевозчиков нефтепродуктов по железной дороге, превращается в одного из крупнейших на юге инвестора и стивидора. Сначала «дочка» ОТЭКО запустила первый в России терминал по перевалке нефтепродуктов и СУГ на мысе Железный Рог (на Тамани), что вывело г-на Литвака в число знаковых нефтетрейдеров России. Теперь Группа готовится к запуску Таманского терминала навалочных грузов (ТТНГ), строительство которого началось в 2014 году, в рамках реализации ГК масштабной инвестпрограммы. Но и этим инвестпрограмма Мишеля Литвака не ограничится.

«Приоритетным направлением для (нашей) Группы является развитие портовых и промышленных мощностей в порту Тамань», — приводятся слова гендиректора ОТЭКО Сергея Губинца на сайте компании. В подтверждение этого ГК продала собственный парк вагонов-цистерн (14,7 тысяч единиц) и «современное вагоноремонтное предприятие в Рязани». Их купила компания «НефтеТрансСервис». Сделка была закрыта 9 апреля 2018 года. До этого ГК ОТЭКО входила в топ-5 крупнейших частных перевозчиков нефти и нефтепродуктов по железной дороге (25 млн тонн в год). Сумму сделки стороны не разглашают. По оценкам Forbes, только суммарная стоимость вагонов-цистерн ОТЭКО составляет порядка $400 млн.

«В контексте стратегии (развития Группы) продажа железнодорожных активов является логичным шагом, – комментировал тогда г-н Губинец итоги сделки. – Мы довольны тем, что наши железнодорожные активы оказались в руках профессионального и перспективного собственника».

«ОТЭКО сосредоточилась на развитии портовой инфраструктуры, как более перспективном направлении бизнеса, — отметил аналитик банка "Уралсиб" Денис Ворчик. — В то же время последние два года на сети РЖД сокращаются объёмы железнодорожных перевозок наливных грузов — нефти и нефтепродуктов. Так, в 2016 году снижение составило 6,1%, а в январе-апреле 2018-го перевозки упали ещё на 1,2%. Основные причины — усиление конкуренции с трубопроводным транспортом и повышение глубины переработки нефти на российских НПЗ».

Мнение эксперта подтверждают и данные компании «Уралсиб Кэпитал», согласно которым за минувшие три года объёмы погрузки на сети РЖД нефти и нефтепродуктов за последние три года снижались (с 251,2 млн т. до 235,5 млн т в 2017 году) и ожидать роста не приходится из-за расширения пропускной способности системы нефтепродуктов «Транснефти». Она, в частности, в 2018 году завершит реализацию проекта «Юг» — трубопровод до Новороссийска мощностью 6 млн тонн.

Из порта - к индустриальному центру

По данным «Эксперта Юг», сегодня «Таманьнефтегаз» совместно с РЖД продолжает развивать железнодорожную инфраструктуру, которая крайне необходима как для действующих объектов ОТЭКО, так и для тех, которые сейчас в различной стадии реализации. Речь не только о ТТНГ, но и о таком перспективном направлении, как индустриальный парк, работа над проектом которого сейчас в самом разгаре. По замыслу инвестора, на территории парка появятся сразу восемь промпредприятий.

«К 2018 году вся инфраструктура (для промышленного парка) будет готова, нам надо будет построить только сами заводы, — уточнил планы Сергей Губинец на сайте компании. — В планах до 2021 года: завод по производству аммиака мощностью 2,5 млн тонн в год. Второй завод — это карбамид, мощностью 2 млн тонн в год. Третий — метанол, 3,5 млн тонн в год. Следующее предприятие — завод по переработке широкой фракции лёгких углеводородов годовой мощностью порядка 1 млн тонн в год. Затем (построим) завод высокооктановых компонентов для бензина из нафты на 1 миллион, и из СУГ — аналогичной мощности. Дальше мы планируем ещё переработку сои на 1 млн тонн. Потом, на полмиллиона, — производство комбикормов».

По замыслу инвестора, после завершения строительства парка Тамань превратится в настоящий индустриальный центр Кубани, для которого потребуются тысячи новых рабочих мест. Его продукция будет переваливаться через те же терминалы ОТЭКО. Кстати, дноуглубительные работы, которые сейчас проводятся в порту Тамани, позволят ему принимать суда дедвейтом до 220 тыс. тонн, которые пока заходят только в Новороссийск. Однако, считают в ОТЭКО, Тамань логистически более выгодна грузоотправителям, так как «находится ближе для российских и казахстанских зерновиков и экспортёров углеводородов».

По сути, реализация проекта на Таманском полуострове делает ГК ОТЭКО крупнейшим частным инвестором в портовую инфраструктуру юга России. Реализация планов позволит компании Мишеля Литвака в ближайшие пять-десять лет вывести Тамань на второе место среди главных портов страны, создав серьёзную конкуренцию многолетнему лидеру Новороссийску.

Другие публикации раздела: Новости
Комментарии 1
Олег
| 7 июля 2018 в 16:00
#
Справедливости ради, следует отметить, что ОТЭКО декларировало запуск и начало эксплуатации терминалов навальных и сухих грузов в феврале 2018 года. Это было на их сайте. Сейчас сроки сдвигаются, но не это главное. Главное, каким образом будут перераспределяться грузопотоки угля и ЖРС, на которые нацелен порт Тамань в первую очередь. Если 10 млн тон транзитного российского ЖРС с Украины перевести будет несложно, то прибалты уголь просто так не отдадут. Все сидят на долгих контрактах и очень важно не задерживать начало эксплуатации, как это уже было, так как это влияет на контракты грузоотправителей. В любом случае, новый глубоководный порт - это очень хорошо для экономики России. Думаю, Украина и Прибалтика в ближайшие два года недосчитаются ещё 20 млн тон российских транзитных грузов.