Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

Малая сила большой экономики

28.08.2017 | 16:08
|
98
текст Алексей Быков

Потенциал малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае огромен: уже сейчас регион занимает первое место в стране по числу индивидуальных предпринимателей и третье — по количеству субъектов МСП. Однако для управления этими возможностями нужен новый стратегический взгляд на развитие сектора

Развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как одна из основных задач экономики края. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Согласно Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 года, разработанной Минэкономразвития РФ и утверждённой в 2016 году, МСП предстоит увеличить оборот в 2,5 раза, а также нарастить долю обрабатывающей промышленности в своём составе до 20%.

Кубанская треть

Сегодня малый и средний бизнес Краснодарского края — это более 331 тысячи субъектов, обеспечивающих рабочими местами порядка 30% (здесь и далее — данные Краснодарстата) населения, занятого в экономике Кубани, и формирующих треть регионального валового продукта. При этом по числу индивидуальных предпринимателей регион является бесспорным лидером в стране, что можно назвать базой для потенциального взрывного роста сектора МСБ.

Однако для соответствия федеральным ожиданиям региону сделать нужно немало. В первую очередь, предстоит работа по привлечению предпринимателей в производственный бизнес: обрабатывающие производства в структуре МСП края составляют лишь 5,8% предприятий. Наибольшее же количество субъектов малого и среднего предпринимательства сосредоточено в сферах торговли и ремонта, операций с недвижимым имуществом, транспорта и связи: их общая доля составляет 70%.

Пока оборот субъектов МСП в 2016 году увеличился в сравнении с 2015 годом на 5,2 %, составив 2 трлн рублей. К 2030 году край должен достигнуть оборота в 4 трлн рублей. Общая картина сектора МСБ в Краснодарском крае положительна по всем направлениям. За последние годы увеличилось не только количество субъектов малого и среднего предпринимательства и их оборот, но и их вклад в экономику региона — в частности, доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте Кубани с 2011 года по 2015 год выросла с 26% до 33,3 %.

В 2016 году, выступая на форуме «Дело за малым», губернатор Вениамин Кондратьев отметил: «Знаю, есть объективные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели. Это административные препоны, сложности с подключением предприятий к коммунальной инфраструктуре; иногда чиновники просят мзду. Но если обсуждать эти вопросы на кухне, ничего не произойдёт».

В 2017 году прямой диалог между бизнес-сообществом и властью будет продолжен в рамках второго форума «Дело за малым», который будет проводится при поддержке Министерства экономического развития РФ.

Поворот от субсидий

В конце 2016 года в Краснодарском крае принципиально изменился подход к государственной поддержке малого бизнеса. Изменения направлены на отказ от субсидий и переход к рыночным механизмам развития бизнеса (фактически, поддержке на возвратных условиях), развитие инфраструктуры поддержки.

Причины такого решения связаны с несколькими обстоятельствами. С одной стороны, происходит сокращение бюджетного финансирования программ поддержки малого бизнеса, прежде всего, сокращается федеральное финансирование. Например, в 2016 году из федерального бюджета на финансирование малого бизнеса Краснодарский край получил 375 млн рублей, а в 2017 году — 252 млн рублей. Однако регион увеличил собственные расходы бюджета, чтобы сохранить основные параметры принятых администрацией региона обязательств. В результате совокупные расходы на поддержку малого и среднего предпринимательства удалось удержать практически на уровне прошлого года — 413 млн рублей вместо 441 млн рублей годом ранее.

С другой стороны, в Краснодарском крае пришли к пониманию необходимости развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса, которая позволяла бы ему развиваться самостоятельно. Именно такие «долгосрочные» инвестиции составляют основу современной региональной политики поддержки и развития МСБ на ближайшую перспективу.

Одним из важных элементов инфраструктуры поддержки, например, стал Фонд микрофинансирования, который в 2017 году был докапитализирован на сумму более 350 млн рублей. Фонд предоставляет займы субъектам малого и среднего предпринимательства по ставкам от 3,5% до 10% годовых, максимальная сумма займа 3 млн рублей сроком до 3 лет. В 2016 году Фонд микрофинансирования в 2 раза увеличил объёмы микрофинансирования (в 2015 году — 241,5 млн рублей, в 2016 году — 507,2 млн рублей).

Ещё один элемент поддержки — Гарантийный фонд Краснодарского края, предоставляющий поручительства предпринимателям по банковским кредитам и банковским гарантиям при недостаточности собственного залогового обеспечения. С начала своей деятельности Гарантийный фонд предоставил 356 поручительств на сумму 1,7 млрд рублей, что позволило субъектам малого и среднего предпринимательства Краснодарского края привлечь кредитных средств и банковских гарантий на 3,6 млрд рублей. Динамика фонда также положительная: в 2015 году Гарантийным фондом выдано поручительств на общую сумму 236,5 млн рублей, в 2016 году — 493 млн рублей.

Также в Краснодаре работает Центр поддержки предпринимательства, созданный с целью оказания на безвозмездной основе информационно-консультационной помощи субъектам. Так, в 2016–2017 годах услугами ЦПП воспользовались около 14 тысяч субъектов МСБ.

В начале года в крае принято решение о создании в муниципальных образованиях консультационных пунктов субъектов МСП. Эти пункты предоставляют бесплатные услуги, например, по составлению бизнес-планов, заполнению налоговых деклараций, бухгалтерскому и юридическому сопровождению и другим услугам, в зависимости от потребностей предпринимателей конкретного муниципального образования.

Как региональный элемент инфраструктуры поддержки МСП в сфере внешнеэкономической деятельности создан Центр координации поддержки экспорта Краснодарского края. Центр содействует выходу на иностранные рынки через взаимодействие с порталом внешнеэкономической информации Минэкономразвития России и систему торгпредставительств, организует различные обучающие программы, выездные и зарубежные мероприятия, а также координирует региональные программы поддержки МСП в сфере экспорта.

Кроме того, в сентябре 2017 года будет открыт первый в Краснодарском крае государственный коворкинг-центр. Здесь предприниматели получат бесплатные рабочие места, правовое, бухгалтерское, информационное сопровождение. Резиденты коворкинг-центра смогут воспользоваться услугами гарантийного фонда, фонда микрофинансирования, центра поддержки предпринимательства, а также экспортного фонда. Также начинающие предприниматели смогут пройти своеобразную «школу успеха»: центр зай­мется организацией встреч резидентов с действующими бизнесменами.

В фокусе — кредитование МСБ

Одним из финансовых инструментов помощи малому и среднему бизнесу стало кредитование. По объёмам кредитования субъектов МСП Краснодарский край занимает 1 место в ЮФО и 4 место в России после Москвы, Московской области и Петербурга. Общий объём кредитования отраслей экономики и населения Краснодарского края в 2016 году составил более 1 670 млрд. рублей, что на 30% больше, чем в 2015 году. Смягчению условий кредитования для предпринимателей способствует реализация специальных программ федеральных институтов поддержки МСП (АО «Корпорация МСП» и АО «МСП Банк»).

В краснодарских банках подтверждают: произошёл поворот к кредитованию малого и среднего бизнеса. Управляющий краснодарским филиалом банка «Возрождение» Кирилл Мячин считает, что, хотя предприниматели сейчас осторожно относятся к кредитованию, отрасль в целом уже чувствует этот тренд: «Сейчас ситуация начала стабилизироваться, и если до 2017 года в отношениях с МСБ банки делали акцент исключительно на транзакционный бизнес, то сейчас в фокусе большинства крупных игроков снова появилось кредитование».

АО «Корпорация МСП» расширяет возможности субъектов МСП в получении кредитных ресурсов и стимулирует улучшение условий банковского кредитования. За 1 полугодие объём кредитов, выданных субъектам МСП Краснодарского края с привлечением гарантий и поручительств АО «Корпорация МСП» и банковских гарантий АО «МСП Банк», составил 2,147 млрд рублей, в рамках прямого кредитования сумма кредитов, предоставленных АО «МСП Банк», составила 562 млн рублей.

Региональный директор южного филиала ПАО «Промсвязьбанк» Вадим Сальников считает, что рост кредитования МСБ произошёл на фоне разрабатываемых форм поддержки: «Даже на фоне падающего рынка мы демонстрировали органический рост. Кроме того, активное участие банка в программах государственной поддержки, сотрудничество с ключевыми структурами стимулирования развития МСБ (Корпорация МСП, Фонд развития промышленности и др.) позволяют увеличить доступность заёмного финансирования. Так что мы продолжим поддерживать сегмент МСБ на всех направлениях работы».

Еще одним драйвером кредитования МСБ должен стать Фонд развития промышленности края. Он предложит льготные условия софинансирования проектов — займы по ставке 5% годовых сроком до 7 лет в объёме от 50 до 700 млн рублей.

Госзакупки в помощь

Также в регионе выстраивается работа и по участию МСБ в системе государственных и муниципальных закупок. Если в 2015 году совокупный объём закупок в крае государственными и муниципальными заказчиками у МСБ составлял 12,1% и 25,6% соответственно от общего объёма закупок, то в 2016 году уже 16,6% и 34,3% соответственно.

Генеральный директор консалтинговой группы ЮИКЦ Владислав Варшавский считает участие МСБ в крупных госзакупках одним из возможных факторов роста сектора: «Если говорить о развитии МСБ, то безусловным фактором, стимулирующим этот рост, является снижение административных барьеров и повышение качества работы органов власти на отдельно взятых территориях. При этом масштабные федеральные проекты, реализуемые на территории Краснодарского края, могут также способствовать повышению экономического благосостояния предпринимателей среднего бизнеса».

Качественное изменение подхода к государственной поддержке МСБ позволяет вывести на первый план преимущественно рыночные механизмы. Их задача — создать своеобразную «среду комфорта» для предпринимательства и стимулировать разработку собственных механизмов развития.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!