Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

Кубань как повод для инвестиций

30.08.2017 | 13:08
|
399
текст Евгений Ракуль

Краснодарский край может служить для остальных регионов примером системной работы по привлечению инвестиций. О том, как строится этот процесс в регионе и какие проекты сегодня в приоритете, рассказал руководитель департамента инвестиций и малого и среднего предпринимательства Краснодарского края Василий Швец

—Что сегодня представляет собой инвестиционный портфель Краснодарского края? Можно ли говорить, что состав этого портфеля как-то качественно меняется?

— Если говорить об инвестиционном портфеле нынешнего года, то в нём уже 24 крупных реализованных проекта на общую сумму 29,7 миллиарда рублей и тысяча новых рабочих мест. В целом же в 2017 году в крае реализуется 356 крупных проектов на общую сумму 1,4 триллиона рублей, и мы ожидаем, что в результате будет создано более 40 тысяч новых рабочих мест. Для сравнения, за аналогичный период 2016 года у нас насчитывалось 257 инвестпроектов, их стоимость оценивалась примерно в 1,2 триллиона рублей. Не хотелось бы хвастаться, но мы видим, что объективный рост крупных проектов, находящихся на активной стадии реализации, увеличился по сравнению с прошлым годом на 38,5 процента.

Почему я акцентирую внимание именно на этом показателе? Понимаете, в самом начале своей работы мы столкнулись с тем, что множество «подписанных» инвестиционных проектов существовало только на бумаге. Это были либо задокументированные и подписанные соглашения о намерениях, либо рамочные соглашения, которым просто не суждено воплотиться в жизнь. В этих документах были впечатляющие цифры, но, по факту, проект был нежизнеспособен. Такие проекты хороши для статистики, но никак не для развития края.Поэтому мы пошли, возможно, на непопулярные меры: для себя определили пул проектов, которые, действительно, возможно воплотить в жизнь, и отказались от «неподъёмных». Качественно поменялось сопровождение. Мы прекрасно понимаем, что для инвестора, который впервые заходит на территорию субъекта, особенно для иностранного, необходимо не просто оформить всю необходимую документацию, но и решить вопрос с землёй, с подключением к энергоресурсам. Поэтому каждый инвестиционный проект, в котором мы видим будущее, сопровождается нами от момента принятия идеи до сдачи и введения в эксплуатацию.

Возвращаясь к вашему вопросу о качественном составе инвестиционного портфеля края, отмечу, что, безусловно, львиная доля проектов реализуется в агропромышленном секторе, а именно 140 проектов на более чем 110 миллиардов рублей. Кстати, в последние годы инвесторы активно стали вкладываться в развитие виноградарства. У нас сегодня реализуется, например, большой проект по строительству винодельческого кластера, включающего в том числе завод полного цикла по производству винодельческой продукции (вина игристые, тихие вина, выдержанные вина). Кроме того, предполагается закладка питомника по выращиванию трёх миллионов саженцев винограда в год с перспективой доведения их количества до шести миллионов. Благодаря проекту общероссийская мощность по производству привитых саженцев будет увеличена в два раза, что является важным этапом для развития винодельческой отрасли России.

Ещё одна сфера инвестиционной активности края, о которой не могу не сказать — это промышленность. Для Кубани, которая воспринимается очень многими исключительно как главная житница и здравница страны, промышленный сектор всегда финансировался по остаточному принципу. Сегодня мы можем смело утверждать, что вектор переменился. В развитие этого сектора только в нынешнем году инвесторы вложили более 24 миллиардов рублей или 20 процентов от общего объёма инвестиций в край. Иными словами, каждый пятый рубль в регионе вкладывается в развитие современного промышленного производства. Для примера, у нас продолжаются масштабные проекты по модернизации Афипского и Ильского нефтеперерабатывающих заводов, активно идёт реализация долгосрочной программы развития одного из крупнейших производителей и экспортёров минеральных удобрений «Еврохим-БМУ». В этом году заканчивается строительство четвёртой очереди Абинского металлургического завода. И ещё масса подобных примеров, которые работают на развитие экономики в крае. Всё это приводит к устойчивому потребительскому спросу, в результате появляются крупные проекты в этом секторе. Например, в нынешнем году два крупных игрока потребительского рынка — компании «О'кей» и X5 RetailGroup — увеличили темпы реализации своих инвестиционных программ в нашем регионе.

Инструментария для бизнеса

— Какие механизмы для привлечения инвестиций действуют в крае и показывают наибольший эффект?

— Департамент инвестиций сегодня — это «единая точка» входа инвестора в Краснодарский край. Вся работа с инвесторами, как реальными, так и потенциальными, строится по чёткому алгоритму. Мы стремимся создать прозрачную систему работы с инвестором и уйти от так называемого «ручного управления». В первую очередь такой подход необходим самому бизнесу. Ведь куда охотнее пойдёт инвестор — в территорию, где есть понятные и одинаковые для всех правила игры, или туда, где условия постоянно меняются в зависимости от ситуации? Ответ очевиден, и его доказывает практика не только нашего субъекта, но и таких «тяжеловесов» в привлечении инвестиций, как, например, Татарстан, Белгородская область, Москва, где уже давно выработан единый для всех стандарт инвестиционной работы.

Если говорить о существующих в крае механизмах и преференциях, то хочется отметить — все меры, которые были приняты в Краснодарском крае, основаны на запросах бизнеса. В апреле прошлого года был принят пакет законодательных инициатив, предусматривающий более совершенный и гибкий механизм получения налоговых преференций.

Также мы упростили процедуры их получения. Например, сегодня, чтобы получить льготу сроком до трёх лет по налогу на имущество организаций, инвестору достаточно просто заявить о начале пользования льготой непосредственно в налоговый орган. Резидентам промышленных парков тоже предоставляются преференции. Значительные льготы предусмотрены по налогу на имущество организаций, как для управляющих компаний индустриальных парков, так и для их резидентов, на срок до 10 лет и налогу на прибыль организаций.

Ещё одной мерой стимулирования для создания индустриальных парков на территории края является предоставление субсидий управляющим компаниям на возмещение части затрат на создание объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также на уплату процентов по кредитам, полученным на создание такой инфраструктуры. Данные субсидии предоставляются в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие промышленности Краснодарского края и повышение её конкурентоспособности».

Кроме того, мы стремимся активнее использовать механизмы прямого инвестиционного маркетинга, ведь наша главная задача заключается в том, чтобы пробудить интерес инвестора к совместной работе и показать все возможные выгоды от ведения бизнеса в Краснодарском крае. Проанализировав ряд ведущих стран «экспортёров инвестиций», мы выбрали для себя пул ключевых партнёров, с которыми активно сотрудничаем в рамках бизнес-миссий и официальных посольских делегаций (более 10 за последний год), ведущих выставочных мероприятий и конференций страны и мира. Результаты такой работы как правило проявляются через полтора-два года после начала коммуникаций — это «особенность жанра». Например, в 2016 году представители немецкой машиностроительной компании «Петкус Руссланд», оценив по России несколько потенциальных площадок, приняли решение о размещении производственного комплекса именно в Краснодарском крае. Завод будет выпускать оборудование для зерновых элеваторов и обработки семян. Аналогичная ситуация с российским представительством другой немецкой компании — «КВС Рус». Они долго искали подходящую площадку для строительства завода по производству семян кукурузы, которая бы отвечала требованиям по наличию достаточных коммуникаций и энергоресурсов. Мы такую площадку подобрали в Мостовском районе. Сейчас идёт процесс оформления всех необходимых документов и подготовки к строительству. Уверен, что эффект от направленного инвестиционного маркетинга края мы ещё увидим в ближайшие два-три года.

Для нас главный показатель того, что мы выбрали верную стратегию — это новые инвестиционные планы работающих в крае компаний. Такие крупные игроки рынка, как компании «Данон», «Нестле», «Бондюэль», «Филип Моррис», продолжают вкладывать в расширение и модернизацию своего производства, а значит, видят своё будущее именно в Краснодарском крае.

— Какие точки роста видит для себя Кубань в ближайшей перспективе?

— Ключевые точки роста не раз обозначал губернатор края, это, в первую очередь, развитие агропромышленного комплекса, модернизация и качественное развитие туристической сферы, безусловно, развитие промышленного и транспортного секторов.

И если в развитии туризма мы делаем акцент на повышении качества предоставляемых услуг, создании комфортной безопасной инфраструктуры отдыха, переходе к круглогодичному туризму, то в остальных направлениях глава региона ставит перед нами конкретные задачи — привлечение современных высокотехнологичных компаний и передовых производственных технологий, уход от ориентации на производство сырья, создание предприятий с глубокой переработкой.

Мы отдаем себе отчёт, что подобные проекты могут появиться только при создании всех необходимых условий. Поэтому сегодня одним из ключевых направлений работы для нас является строительство региональной сети индустриальных парков. Это специально подготовленные инвестиционные площадки «под ключ», которые позволят минимизировать издержки инвесторов и обеспечить запуск производства в кратчайшие сроки. У нас в крае, как и во многих других субъектах, созданием и управлением парков занимается Корпорация развития Краснодарского края. Это специализированная организация, своеобразный институт развития, который появился в регионе достаточно недавно.

— Насколько эффективно, на ваш взгляд, Краснодарский край использует возможности Инвестиционного форума в Сочи?

— Честно говоря, очень сложно переоценить важность Инвестиционного форума в Сочи для нашего региона. По своему статусу и масштабности это мероприятие входит в тройку важнейших экономических событий в стране. Помимо выставочной экспозиции и возможности найти новых инвесторов, форум позволяет собрать в одном месте, да ещё и на нашей территории, всех крупнейших руководителей федерального уровня. Это, согласитесь, отличная возможность донести свои мысли и идеи до людей, принимающих ключевые решения в рамках страны!

Что касается эффективности, смотря в чем её оценивать — в количестве подписанных соглашений или в качестве. Два с половиной года назад, приступая к работе, мы столкнулись с тем, что количество привлечённых на бумаге инвестиций несоизмеримо с реально воплощёнными в жизнь и работающими проектами. В прошлом году, по настоянию губернатора края, мы изменили подход к подготовке инвестиционных предложений, презентуемых потенциальным инвесторам на форуме. Мы сделали ставку на качество. Сейчас мы представляем только проработанные проекты, которые действительно могут заинтересовать потенциальных инвесторов и в хорошем смысле слова «выстрелить» в ближайшей перспективе. Это так называемые «проекты под ключ». Да, такой подход сократил количество предложений, но оправдался в практическом смысле — их общая стоимость возросла многократно.

Простая арифметика: если в 2015 году на форуме край заключил 315 соглашений на общую сумму 279 миллиардов рублей, то уже по итогам участия в Российском инвестиционном форуме в 2016 году регион пополнил свой инвестиционный портфель проектами на сумму 760 миллиардов рублей, при этом количество заключённых соглашений снизилось до 250.

Но важно не просто привлечь инвестора — это как раз самая простая часть работы; гораздо сложнее его удержать. Поэтому после подписания соглашений по каждому проекту разрабатывается план мероприятий по его реализации. Наши специалисты совместно с инвестиционными уполномоченными в муниципальных образованиях отслеживают ход реализации проектов на каждом из этапов. В случае возникновения трудностей подключаются к их решению.

Подход к МСП

— По подсчётам «Эксперта ЮГ», чтобы достичь целевых показателей госстратегии по развитию МСП в РФ до 2030 года (например, только по доле занятых в этой сфере, которая должна увеличиться до 35 процентов от всех занятых в экономике), нужно втянуть в МСП в Краснодарском крае 875 тысяч человек. То есть на 70 процентов больше, чем сейчас. Как можно этого добиться?

— Есть хорошая поговорка: «рыба ищет где глубже, а человек где лучше». Чтобы, как вы выразились, втянуть в МСП края 875 тысяч человек — мы должны убедить их, что свой бизнес — это лучше, чем наёмный труд. Причём красивая реклама и громкие слова здесь не работают — только реальные дела.

Мы сделали акцент на несколько ключевых направлений. В первую очередь это развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП. В Краснодаре появился полноценный центр поддержки предпринимательства, на базе существующих многофункциональных центров мы открыли специальные окна для предпринимателей, куда они могут обратиться за консультацией, в особом порядке сдать документы на оформление своего дела. В первый год работы услугами центра воспользовались более 10 тысяч предпринимателей. Сейчас мы ставим задачу до конца года открыть сеть таких центров по всему краю. Также в ближайшее время появится первый в регионе государственный коворкинг-центр, где начинающие предприниматели получат бесплатные рабочие места, бесплатное правовое, бухгалтерское, информационное сопровождение.

Буквально месяц назад в Краснодаре открылось представительство «МСП Банка», сейчас единственное на территории ЮФО и СКФО. Открытие офиса позволит большему количеству предпринимателей края получить «доступные кредиты и поручительства».

Однако квинтэссенцией нашей инфраструктуры поддержки станет другой масштабный и амбициозный проект, который получит воплощение в 2018 году — это создание своего рода региональной «Точки кипения» АСИ. В одном месте будут объединены коворкинг-зоны, лаборатории прототипирования, финансовые институты с образовательными площадками, медиа-библиотекой и многое другое.

Второе ключевое направление — это развитие рыночных, одинаковых для всех инструментов поддержки, таких как микрозаймы и поручительства. Практика показала, что именно эти механизмы сегодня наиболее эффективны и востребованы. Например, в 2016 году краевой фонд микрофинансирования в два раза увеличил объёмы финансирования. Для сравнения, в 2015 году мы выдали кредитов на сумму 241,5 миллиона рублей, а в 2016 году уже на 507,2 миллиона рублей. Гарантийным фондом в 2016 году было выдано поручительств почти на полмиллиарда рублей, при этом в 2015 году эта сумма была в два раза ниже. Такая поддержка позволила предпринимателям привлечь на развитие своего бизнеса кредитов на сумму свыше 1,17 миллиарда рублей.

Возвратные деньги — это инструмент для малого бизнеса. С одной стороны, это необходимые финансы, с другой — обязательства по их возвращению, а, значит, стимул к тому, чтобы бизнес работал и приносил прибыль.

Часто людей останавливает отсутствие знаний. Уровень финансовой грамотности у наших жителей пока недостаточно высокий, чтобы они уверенно могли себя чувствовать на поле рыночных отношений. Поэтому в крае работает бюро бесплатной юридической помощи, мы запустили интернет-портал «Малое и среднее предпринимательство Краснодарского края», с помощью которого зарегистрировавшийся пользователь может получить всю необходимую информацию о проверках бизнеса, времени подачи необходимых форм отчётности, возможность воспользоваться государственными услугами в электронном виде.

В прошлом году мы провели обучающий форум малого и среднего бизнеса Кубани «Дело за малым». В течение дня все зарегистрировавшиеся участники абсолютно бесплатно могли посетить мастер-классы и семинары квалифицированных бизнес-коучей, получить консультации, попробовать себя в деловых играх. И скажу вам честно, эффект от форума превзошёл наши ожидания, мы получили огромное количество положительных откликов, а наши московские коллеги предложили сделать форум ежегодным и вывести на федеральный уровень.

Дать ответ, насколько мы идём по верному пути, может только конечный результат. В первом полугодии 2017 года заметна положительная динамика: по сравнению с началом года количество субъектов МСП увеличилось на 3,1 процента и составило 331 тысячу. А общий объём кредитов, выданных субъектам МСП за январь-июнь 2017, составил около 142 миллиардов рублей, что на 58 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Стратегическое зонирование

— В рамках создаваемой сейчас Стратегии социально-экономического разви­­тия края до 2030 года муниципалитеты региона условно поделены на семь территориально-экономических зон. Какие потребности сегодня существуют в этих зонах? Насколько они сопоставимы между собой по темпам развития?

— Ставя задачу перед разработчиками стратегии, мы основывались на том, что итоговый документ должен быть для нас практическим руководством, а не красиво разработанной теорией.

Прежде чем поделить край на территориально-экономические зоны, была проведена масштабная работа на местах, непосредственно в самих муниципалитетах. И здесь важно, что мы совместно с нашими коллегами из Леонтьевского центра разрабатываем планы социально-экономического развития для каждой территории, которые, в конечном счёте, и составят общую стратегию края. Безусловно, уровень социально-экономического развития в этих зонах существенно отличается, в том числе в силу объективных географических факторов. Но я искренне убеждён, что каждая из этих зон обладает своими уникальными конкурентными преимуществами, которые необходимо правильно использовать в дальнейшем развитии.

Например, социально-экономи­чес­кое положение муниципальных образований, входящих в Северную экономическую зону, несколько слабее, чем в других. Но при этом здесь имеется значительный нереализованный потенциал в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности. Эти территории обладают трансграничными связями, и этот фактор тоже можно использовать.

Центральная экономическая зона — это территория сельскохозяйственного использования с большим разнообразием продуктов агропромышленного кластера. Опять же сюда входит Азовское побережье, а значит, есть потенциал для развития санаторно-курортной деятельности.

Восточная экономическая зона — территория с самым высоким промышленным, транспортным и инновационным потенциалом. Здесь сосредоточены важные промышленные центры региона, например, Армавир.

Предгорная экономическая зона — это территория северных предгорий Кавказского хребта, здесь большой потенциал заложен в развитии лесоперерабатывающей промышленности, добыче и производстве строительных материалов. Также экономически выгодно здесь будет развивать туристско-рекреационное и санаторно-курортное направление.

Краснодарская экономическая зона включает Краснодар — двигатель региона, центр сосредоточения интеллектуальных, культурных и финансовых ресурсов всего края.

Черноморская экономическая зона — всесезонный санаторно-курортный и туристский центр федерального и регионального значения. Здесь расположены крупнейшие в стране портовые комплексы.

Сочинская агломерация выделена в самостоятельную экономическую зону как активно растущий город-курорт. На сегодняшний день это одна из ключевых точек роста нашего региона.

Взаимодействие с монополиями

— Насколько в крае остро стоит проблема взаимоотношений с естественными монополиями, в частности, по поводу тарифов на электроэнергию? Является ли стоимость тарифов тем фактором, который ослабляет Краснодарский край в борьбе за привлечение инвестора?

— Не буду кривить душой: взаимоотношения с естественными монополиями — сегодня для нас очень непростой вопрос. Цены на энергоносители в крае выше среднероссийских, это факт. Но опять же, если говорить откровенно, для инвесторов стоимость электроэнергии не является основополагающим фактором: в Европе стоимость энергии гораздо выше, однако оттуда бизнес не уходит из-за цены на куб газа или киловатт электричества. Гораздо более серьёзная проблема — это барьеры, с которыми приходится сталкиваться инвесторам при подключении к электросетям.

Согласно опросу, который проводился в рамках ежегодного Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, доля компаний, столкнувшихся с давлением со стороны естественных монополий в нашем крае, довольно высока. Мы не оставляем ситуацию без внимания, В ходе заседаний краевой комиссии мы рассматриваем конкретные случаи административных барьеров, с которыми сталкиваются инвесторы, можно сказать, в «ручном режиме» разрешаем возникающие трудности. Но так быть не должно. Нам необходима понятная и прозрачная система. У предпринимателей должна быть возможность просто и в краткие сроки получить разрешение на присоединение к энергоресурсам, например, через подачу заявку на техприсоединение через сеть МФЦ Краснодарского края.

Создание любой системы — это трудоёмкий и затратный по времени процесс. Динамика развития экономики нашей страны не даёт нам времени на раскачку. Не успеем привлечь инвестора сегодня — останемся «в хвосте» уже завтра, мы это прекрасно понимаем. Поэтому и с естественными монополиями ведём активный диалог, если надо — «шагаем через голову», обращаемся за поддержкой к руководству госкорпораций. И надо отметить, что в большинстве случаев получаем положительный ответ. Поэтому у нас есть все основания полагать, что и взаимоотношения с естественными монополиями в ближайшее время вый­дут на системный уровень.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!