Информационное агентство / Аналитический центр

Компании-«газели» на Юге нащупывают свою нишу

14.05.2019 | 12:05
|
53
текст Святослав Озеров

Растущая популяция компаний-«газелей» заставляет пристальней взглянуть на отдельные примеры неординарного роста. В Краснодарском крае их типичные представители — торговые компании, которые увеличивают свою долю на традиционных рынках благодаря новым подходам.

Как показало недавнее исследование Аналитического центра «Эксперт ЮГ», популяция быстрорастущих предприятий на юге России стремительно растёт, при этом наибольшее количество игроков сосредоточено на Кубани в сегменте оптовой и розничной торговли.

Изучение опыта быстрорастущих компаний позволяет увидеть наиболее перспективные направления диверсификации российского бизнеса. Более пристальный взгляд на них позволяет понять и технологию роста. О том, как устроена «анатомия» «газелей» и что нужно для их поддержки, шла речь на конференции «Кубанские компании-“газели”: анализ успешных стратегий роста», которая прошла в Краснодаре. Мы рассмотрели примеры двух компаний: ООО «Ключавто-трейд» и ООО «Юг-быттехника».

Пример организации работы в компании-«газели» привёл директор по продажам ООО «Ключавто-Трейд» Александр Булатов. Эта компания по итогам нашего исследования с выручкой 8 млрд рублей оказалась на 7 месте рэнкинга. Она является подразделением крупнейшего на Юге автодилера «Ключавто», имеющего в своём портфеле 23 бренда. «Ключавто-трейд» отвечает за растущее направление по покупке и продажам подержанных автомобилей («Ключавто-селект»). По данным агентства «Автостат», за 2018 год объём продаж подержанных автомобилей вырос на 40%. По итогам 2017 года рост составил 90%. Сегодня по объёму продаж подержанных автомобилей «Ключавто-Селект» занимает шестое место в России. В целом направление «Подержанные автомобили» в структуре «Ключавто» занимает треть по выручке.

«Одна из основных наших идей — легализация бизнеса сегмента “Автомобили с пробегом”, чтобы люди, которые покупали и продавали машины на авторынках, стали чаще обращаться к официальному дилеру, начали доверять ему и пользоваться данными услугами», — отметил Александр Булатов.

Суть бизнеса, по его словам, в том, чтобы потребителю достаточно специ­фичного товара — подержанного автомобиля — предоставить такую же уверенность в покупке, что и при покупке нового. «Мы первые, кто построил дилерские центры именно автомобилей с пробегом. “Ключавто-Селект” сегодня представлен в Краснодаре, в Минеральных Водах, Ставрополе, а с 2018 года ещё и в Москве. В каждом регионе есть какая-то своя специфика, но она не является сдерживающим фактором, а даёт повод изучить, какой сегмент будет там более интересен. В течение полугода мы намерены зайти на Урал, т.е. будут новые ниши для автомобилей с пробегом именно в этом регионе», — поясняет Александр Булатов.

Другим интересным примером быстрорастущей компании является краснодарская компания ООО «Юг-Быттехника». В рэнкинге «газелей» по итогам 2017 года она занимает 50 место с выручкой 1,5 млрд рублей. Её коммерческий директор Александр Жариков описал путь компании, которая появилась на рынке в 2003 году: «Мы были дистрибьюторами известных торговых марок бытовой техники. В 2011 году было принято решение о создании собственного бренда CENTEK. Появилась первая продукция мелкой бытовой техники под новым брендом, в этом же году мы стали выпускать сплит-системы. В 2013 году в портфеле компании появился посудный бренд LARA. До 2013 года зоной покрытия был частично ЮФО, частично СКФО. В начале 2014 года было принято решение о дальнейшей экспансии: Дагестан, Чечня, Астрахань. Затем мы усилились в Волгоградской и Ростовской областях».

Наиболее сложный период для компании наступил в 2014 года в связи с девальвацией рубля. «Мы приняли решение увеличить стоимость нашей продукции и дали хороший дисконт за предоплату. Так мы работали на протяжении первого квартала 2015 года. Поняли, что выбрали правильный путь», — отметил Александр Жариков.

«У нас было и остаётся ясное понимание, что, развивая новую клиентскую базу, ни в коем случае нельзя приостанавливать развитие действующей. В 2015 году мы показали порядка 100 процентов роста. В том же году приступили к строительству собственных складов класса А. В недалёком будущем планируем туда переехать», — говорит Александр Жариков.

По словам заместителя руководителя департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края Анастасии Шишмарёвой, в плане поддержки все существующие меры дают свой результат. Для малого бизнеса это прежде всего выдача микрозаймов под льготные процентные ставки. В сочетании с гарантийной поддержкой это является одним из действенных мер.

Исполнительный директор Фонда развития бизнеса Краснодарского края Василий Жабин подчеркнул, что «газельный» рост в основном наблюдается в сегменте МСП: «Мы редко видим какие-то крупные или резкие скачки в сегменте крупного бизнеса, транснациональных корпораций и т.д. Как правило, “газели” — это те, кто создаёт передовые идеи либо пользуется передовыми технологиями для реализации стандартных идей, и за счёт этого умело делает шаги вперёд».

По словам директора по развитию по развитию бизнеса краснодарского филиала банка «Центр-инвест» Сергея Липинского, банк освоил все программы кредитования, предложенные европейскими банками-партнёрами, и успешно работает с региональными гарантийными фондами кредитования малого бизнеса в субъектах своего присутствия (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская и Волгоградская области). «Поддержка развития предпринимательства — одна из приоритетных задач нашего банка в рамках реализации стратегии модернизации малого бизнеса юга России. Как мы видим, за последние пять лет наш кредитный портфель в этом сегменте вырос на 20 миллиардов рублей», — отметил Сергей Липинский.

Партнёрами мероприятия выступили банк «Центр-инвест» и аудиторская фирма «Фабер Лекс»

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!